Начиная свое поприще, не теряй, о юноша, драгоценного времени.
Козьма Прутков
«Все у нас, Луцилий, чужое, одно лишь время наше. Только время, ускользающее и текучее, дала нам во владенье природа... Поступай же так, мой Луцилий, как ты мне пишешь: не упускай ни часу. Удержишь в руках сегодняшний день — меньше будешь зависеть от завтрашнего. Не то, пока будешь откладывать, и жизнь промчится», — так писал римский философ Сенека в самом начале нашей эры. В те самые, заметьте, годы, когда пределы скоростей связывали со всадником да летящей стрелой. И не было на горизонте даже отдаленных признаков грядущей научно-технической революции или хотя бы информационного бума. Но проблема времени, как видим, уже была.
За неполные два тысячелетия, что прошли с тех пор, мы твердо убедились, что время — это деньги, но, в отличие от дензнаков, его нельзя дать в долг или вернуть. Знаем и о его свойствах, порой весьма странных. Если любой школьник вам докажет, что 45 минут порой тянутся целую вечность, то пожившие люди утверждают, будто не замечают, как пролетают целые годы, и объяснить это современная наука не в состоянии.
|
|
Чтобы не злоупотреблять доверчивостью счастливцев, которые не знают, куда девать время, мы честно предупреждаем: следуя нашим советам, вы лишь осложните свою борьбу с избыточными часами. Мелочная экономия минут — не для вас. Такое крохоборство скорее к лицу вечно спешащим трудягам, мечтающим выкроить, наконец, часок-другой, чтобы спокойно заняться настоящим делом.
Впрочем, нет ничего сказанного, что не было бы сказано раньше. Помня это древнее выражение, мы тем не
менее повторим сакраментальный вопрос: куда же девается наше быстротекущее время?
Тот же Сенека утверждает, что большая часть нашей жизни уходит на ошибки и дурные поступки, значительная часть протекает в бездействии и почти всегда вся жизнь в том, что мы делаем не то, что надо. С ним солидарны студенты-математики из Новосибирска, которые обнародовали типовой образец режима дня среднего студента, далекого от проблем научной организации труда:
7.00 — подъем.
7.30 — подъем.
8.00 — подъем.
9.00 — подъем.
10.45 — первое окно в лекциях (прорубается каждым студентом самостоятельно).
12.00 — обед.
12.30 — мертвый час (иногда дома, чаще — на лекции).
17.00 —пришел Миша, попросил денег взаймы до стипендии.
18.00 — Миша взял 2 копейки и ушел.
19.00 — у входа в общежитие. Нины нет.
20.00 — Нины нет.
21.00— Нины нет.
22.00 — Нина пришла с высоким блондином.
23.00 — вечерние игры и развлечения.
24.00 — делаю домашнее задание.
25.00 — домашнее задание.
26.00 — задание.
Около 27.00 — отбой.
Таким откровенным транжирам времени известный энтузиаст научной организации труда ученый и поэт А. К. Гастев предлагал сделать три очевидных, но неизбежных шага к рациональному распорядку дня:
|
|
режим дня —- первый шаг;
составление плана — второй;
его выполнение — третий и решающий.
Как видим, откровений тут никаких. Но именно на этих трех положениях, определяющих, что делать, держатся все остальные советы насчет того, как именно действовать.
Первым делом давайте выявим помехи в своей работе.