Самая справедливая критика не дает результата, если человек не хочет ее слушать. Значит, прежде всего нужна внутренняя установка на деловое восприятие критики. Аргументы в пользу этого утверждения следующие:
— критика — мой резерв самосовершенствования. Это помощь в устранении недостатков, ориентиры для улучшения дела. Все, что я делаю, можно делать лучше;
— нет бесполезной критики. В любом случае она дает повод для размышлений. В худшем — о том, чем она вызвана, в лучшем — рождает полезные идеи. Мотивы критики не важны, важно лишь то, справедлива она или нет. Не имеет значения и ее форма; главное, чтобы были проанализированы недостатки;
— всякое замалчивание промахов вредно, потому что в будущем они могут принести куда более серьезные неприятности. Поэтому критика делает меня сильнее, позволяя увидеть то, чего я сам мог бы и не заметить;
— критикуют — значит, верят в мои возможности. Отсутствие критики может означать либо то, что у меня все идеально (а это сомнительно), либо то, что на меня махнули рукой, опасаются откровенного разговора, чему тоже не стоит радоваться;
очень важно уметь извлекать из любой критики ра-
циональное зерно. Самая ценная критика — та, которая указывает на недостатки в безупречном, на первый взгляд, деле. Скрытая критика может быть и в задаваемых вопросах типа: «А почему вы поступили так, а не иначе?» Учитесь выявлять отрицательное отношение к своим действиям, не дожидаясь, пока вам об этом скажут;
— если в критике нет конкретных предложений, сделайте выводы сами. Критикуют других — извлекайте уроки для себя.
Итак, чтобы критика пошла на пользу, ее надо прежде всего услышать и осмыслить. Затем остается применить полученную информацию в деле и исключить условия повторения ошибок.
Критика обязательна во всяком деловом обсуждении проблемы. Отсутствие разных мнений — признак застоя. В таких случаях полезно поспорить, вызвать огонь на себя. Если критик ошибается, не торопитесь с отповедью, лучше поддержать его попытку разобраться в вопросе. При этом ошибки и передержки оппонента не исключают деловой реакции на замечания в целом. Любая дискуссия полезна хотя бы тем, что помогает понять, как относятся к вам окружающие. Ведь причиной критики могут быть какие-то другие ваши действия, не имеющие отношения к предмету спора.
Выдержка, деловая реакция на критику — признак сильной личности. Однако если несправедливых претензий много, то это говорит о неблагополучии в отношениях, что само по себе требует внимания.
Высшая форма принятия критики — исправление недостатков сразу же после их обнаружения. Деловая реакция на замечания предполагает конкретные меры для их устранения, четкие сроки.
Критикуемый не имеет права:
— искажать факты ради оправдания;
— не реагировать на критику;
— обижаться.
Но что бы там ни говорили, а несправедливые претензии мало кому приятны. Известный американский специалист по психологии и управлению Дейл Карнеги дал несколько практических советов, как оградить себя от излишних волнений по этому поводу. Прежде всего следует помнить, что несправедливая критика — это нередко скрытый комплимент. Если на вас нападают, вы подвергаетесь критике, пишет он, помните, что часто это делается потому, что у вашего критика есть потребность почувствовать
свою важность. Как правило, это означает, что вы уже что-то совершили и стоите внимания. Многие люди получают огромное удовольствие, критикуя тех, кто более образован, чем они, или же больше преуспевает.
Не стоит слишком уж серьезно воспринимать мелкие уколы.
Ну а если критика справедлива? Тогда нет смысла ввязываться в спор. Более того: Карнеги советует самим вести досье собственных глупостей и почаще заниматься самокритикой. Это наверняка поможет спокойнее относиться и к неприятным для нас чужим мнениям.
Наконец, не лишнее помнить слова Ф. Ларошфуко: «Мнение наших врагов о нас, как правило, ближе к правде, чем наше собственное мнение».