Памятка критикуемому

Самая справедливая критика не дает результата, если человек не хочет ее слушать. Значит, прежде всего нужна внутренняя установка на деловое восприятие критики. Ар­гументы в пользу этого утверждения следующие:

— критика — мой резерв самосовершенствования. Это помощь в устранении недостатков, ориентиры для улучше­ния дела. Все, что я делаю, можно делать лучше;

— нет бесполезной критики. В любом случае она да­ет повод для размышлений. В худшем — о том, чем она вы­звана, в лучшем — рождает полезные идеи. Мотивы крити­ки не важны, важно лишь то, справедлива она или нет. Не имеет значения и ее форма; главное, чтобы были проана­лизированы недостатки;

— всякое замалчивание промахов вредно, потому что в будущем они могут принести куда более серьезные не­приятности. Поэтому критика делает меня сильнее, по­зволяя увидеть то, чего я сам мог бы и не заметить;

— критикуют — значит, верят в мои возможности. От­сутствие критики может означать либо то, что у меня все идеально (а это сомнительно), либо то, что на меня мах­нули рукой, опасаются откровенного разговора, чему тоже не стоит радоваться;

очень важно уметь извлекать из любой критики ра-


циональное зерно. Самая ценная критика — та, которая указывает на недостатки в безупречном, на первый взгляд, деле. Скрытая критика может быть и в задаваемых вопро­сах типа: «А почему вы поступили так, а не иначе?» Учитесь выявлять отрицательное отношение к своим действиям, не дожидаясь, пока вам об этом скажут;

— если в критике нет конкретных предложений, сде­лайте выводы сами. Критикуют других — извлекайте уроки для себя.

Итак, чтобы критика пошла на пользу, ее надо прежде всего услышать и осмыслить. Затем остается применить полученную информацию в деле и исключить условия по­вторения ошибок.

Критика обязательна во всяком деловом обсуждении проблемы. Отсутствие разных мнений — признак застоя. В таких случаях полезно поспорить, вызвать огонь на себя. Если критик ошибается, не торопитесь с отпо­ведью, лучше поддержать его попытку разобраться в вопросе. При этом ошибки и передержки оппонента не исключают деловой реакции на замечания в целом. Любая дискуссия полезна хотя бы тем, что помогает понять, как относятся к вам окружающие. Ведь причиной критики могут быть какие-то другие ваши действия, не имеющие отношения к пред­мету спора.

Выдержка, деловая реакция на критику — признак силь­ной личности. Однако если несправедливых претензий мно­го, то это говорит о неблагополучии в отношениях, что само по себе требует внимания.

Высшая форма принятия критики — исправление не­достатков сразу же после их обнаружения. Деловая реак­ция на замечания предполагает конкретные меры для их устранения, четкие сроки.

Критикуемый не имеет права:

— искажать факты ради оправдания;

— не реагировать на критику;

— обижаться.

Но что бы там ни говорили, а несправедливые претен­зии мало кому приятны. Известный американский специа­лист по психологии и управлению Дейл Карнеги дал не­сколько практических советов, как оградить себя от из­лишних волнений по этому поводу. Прежде всего следует помнить, что несправедливая критика — это нередко скры­тый комплимент. Если на вас нападают, вы подвергаетесь критике, пишет он, помните, что часто это делается по­тому, что у вашего критика есть потребность почувствовать


свою важность. Как правило, это означает, что вы уже что-то совершили и стоите внимания. Многие люди полу­чают огромное удовольствие, критикуя тех, кто более об­разован, чем они, или же больше преуспевает.

Не стоит слишком уж серьезно воспринимать мелкие уколы.

Ну а если критика справедлива? Тогда нет смысла ввя­зываться в спор. Более того: Карнеги советует самим вести досье собственных глупостей и почаще заниматься само­критикой. Это наверняка поможет спокойнее относиться и к неприятным для нас чужим мнениям.

Наконец, не лишнее помнить слова Ф. Ларошфуко: «Мнение наших врагов о нас, как правило, ближе к правде, чем наше собственное мнение».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: