Словарь определяет критику как «обсуждение, разбор чего-либо с целью оценить достоинства, обнаружить и выправить недостатки». Но не всегда дело доходит до обсуждения. Критикой можно назвать и «отрицательное суждение о чем-либо». Наконец, к предмету разговора имеют некоторое отношение и критическая реплика, и аргумент в споре. От того, насколько удается все это нашему принципиальному герою, и складывается его репутация: человека, умеющего постоять за свои принципы, доказать правоту, —- или несерьезного крикуна. Точные, убедительные аргументы способны решить исход дела. И наоборот: немало прекрасных идей было загублено энтузиастами, не сумевшими их отстоять.
Первым делом советуем расстаться с некоторыми привычными заблуждениями. Если высказано две противоположные точки зрения, то не следует тут же спешить с выводом, будто «истина посередине». На самом деле, как заметил еще Гете, посередине проблема. Истина же может быть где угодно, что, собственно, и делает ее поиск среднеарифметическим методом бесполезным. Не всегда можно ее найти и в споре, вопреки известному утверждению.
|
|
В споре зачастую рождается не истина, а победа. Обиженный же неудачник остается при своем мнении и ждет реванша, окончательно теряя способность воспринимать чужие доводы.
Критика-—не самоцель. Поэтому, прежде чем критиковать, стоит подумать; а нельзя ли исправить положение, так сказать, в рабочем порядке? Не исключено, что для этого вполне достаточно выяснить позицию тех, против кого мы собрались направить критические стрелы.
Критика должна быть уместна. Резкое выступление по поводу неудач новичка скорее принесет больше вреда, чем пользы. И вообще — форма критики должна соответствовать задаче. Если человек старался, но ему не хватило опыта, то разнос тут не поможет. А если неудачник и сам сознает свое неумение, то у него опустятся руки и работать лучше он не будет. Иными словами, тут прежде всего нужна доброжелательность. Критическое выступление — не эстрадный номер, и зарабатывать на этом популярность не стоит. Ведь ваша цель — помочь товарищу, а не смять его; поправить дело, а не покрасоваться как оратору. К тому же поговорить с ним можно и наедине. А можно и написать письмо, если есть сомнения в собственном красноречии и корректности.
Кстати, корректность особенно важна, если критикуемый вам чем-либо неприятен. Ни в коем случае не следует отвергать какое-либо предложение только потому, что вам не нравится его автор, иначе легко можно подменить суть дела собственной неприязнью.
Прежде чем критиковать позаботьтесь о том, чтобы из ваших слов было ясно:
|
|
в чем суть дела;
кто виноват в случившемся;
что нужно сделать, чтобы исправить положение;
как предотвратить подобное в будущем.
Если у вас нет готовых рецептов, то, по крайней мере, назовите тех, у кого они могут быть.
Чтобы ваши замечания не отмели, что называется, с порога как несерьезные, сначала обязательно выслушайте самого критикуемого и изложите свое понимание ситуации.
Судите о работе по результатам, но не забывайте при этом о человеческих мотивах: не исключено, что получилось плохо из-за неудачной попытки сделать лучше.
Если ждете активных действий в ответ на критику — докажите, что проблема разрешима.
Должность — не аргумент. Плохому руководителю по-
чему-то кажется, будто подчиненные сами не видят истинных причин неурядиц и принимают любые версии начальства по этому поводу за чистую монету.
Критика не должна убивать в человеке самостоятельности, желания работать лучше. Если же после ваших слов у собеседника опустились руки — значит, вы отнеслись к этому разговору легкомысленно и только навредили делу.
Нелицеприятный разговор не должен разрушать доверие между людьми. Но нельзя и уходить от такого разговора, оправдывая это стремлением к доверию.
Будьте конкретны. Бездоказательные общие рассуждения, никого не задевшие, бесполезны. Поэтому, если для вас важен не процесс выступления, а результат, не обходите острых углов.
Для критики не должно быть закрытых зон. Например, человек не может работать лучше потому, что ему мешают. Но из него хотят сделать козла отпущения, доказывая, что причина — в его недостаточном старании. И если даже критику не возразят, то стараний все равно не прибавится. Поэтому будьте прежде всего справедливы.
Отвергаете чужое предложение — давайте лучшее.
Подумайте, насколько вы сами соответствуете тем требованиям, которые предъявляете другим. Не стоит дожидаться, когда вам об этом напомнят.
Не оглупляйте действия и высказывания оппонента лишь ради того, чтобы поэффектней его разнести. На передержки вам возразят, и доказывать придется снова, но это уже будет стоить, как говорят шахматисты, потери качества. Если ваша цель — найти истину, а не самоутвердиться за счет высмеянного соперника, то помните обычай индусских философов: перед началом спора каждый должен пересказывать взгляды противника так, чтобы тот подтвердил правильность пересказа. Без такого подтверждения споры не ведут.
Критикуя, полезно упомянуть о неплохих способностях и возможностях критикуемого. В таком случае шансы, что он воспримет ваши слова по-деловому, возрастут.
Показывайте пример самокритичности. Это поможет оппоненту стать вашим союзником.
Постарайтесь, чтобы человек понял, что ему лично выгоднее следовать вашим советам, чем пренебрегать ими. Помните слова Авраама Линкольна: «Если вы хотите привлечь кого-либо на свою сторону, прежде всего убедите его в том, что вы его друг».
Наконец, постарайтесь, чтобы ваше выступление было
толковым и кратким. Помните золотое правило риторики: если тебе нечего сказать —• молчи. Не надо стараться выложить все, что пришло тебе в голову по данному поводу. Выговорившись, вы удовлетворенно сядете на место, но для дела ваше выступление может не иметь никаких последствий, потому что желающих отыскивать главное среди второстепенного может не найтись. Поэтому знать надо все, что относится к вопросу, но говорить — о главном.
Соблюдайте регламент. А. К. Гастев считал, что за пять минут можно изложить самую сложную мысль. Он писал: «Сначала подавайте короткой фразой главную суть. На это потратьте минуту. Потом давайте комментарии и цифры. На это — четыре минуты».
Выступая, не устремляйте взгляд в далекие пределы или же в глубины своего «я». Если при этом ваш монолог звучит на одной-единственной заунывной ноте, то привлечь внимание слушателей и тем более убедить их в своей правоте будет трудно. Прийти на собрание можно по принуждению, но слушают только добровольцы.
|
|
Если оратор путает непринужденность с развязностью, надеясь хлесткими выпадами и эстрадными манерами заинтересовать аудиторию, то ему не стоит рассчитывать на действенность критики. Даже несмотря на некоторое «оживление в зале».
Не верьте правдолюбцам, для которых образец полемической тактики-—бульдозер/Говорю, мол, что думаю, мы тут дипломатничать не привыкли... За подобной прямолинейной бесцеремонностью чаще всего скрывается самолюбование и нежелание чему-либо учиться. Таких «борцов», как правило, интересует не дело, а репутация «принципиального и несгибаемого».
Есть немало словоохотливых людей, полагающих, будто длинное выступление — это хорошо. Значит, есть что сказать. Но сочетание словесной бойкости с отсутствием мыслей производит тягостное впечатление. Такой оратор рискует услышать вопрос: «Что вы, собственно, хотите сказать?» Поэтому учитесь говорить, дисциплинируйте мысль. У хорошего оратора мысль опережает слово, у плохого —-наоборот.
Критикующему запрещается:
— сводить разговор к отрицанию. Оглашенный перечень недостатков бесплоден. Мало разрушить старое, сумейте построить новое. Постарайтесь хотя бы назвать пути к этому;
—- делать выводы, не зная всех обстоятельств. «Слиш-
ком скорые выводы —- результат замедленного размышления», — говорил Вольтер;
— лишать критикуемого возможности возразить;
— унижать его достоинство, критиковать «в общем»: мол, все мы его знаем... Обвиняете — докажите вину. Оскорбить же можно не только словами, но и пренебрежительным тоном, жестом, алимикой. Чтобы не внести в деловой спор дух скандала, критикуйте мнение, а не человека, обращайтесь к аудитории, а не к оппоненту;
— копить чужие недостатки, чтобы потом выйти с ними на публику. Лучше объясниться сразу же;
|
|
— возвращаться к прошлым грехам, когда дело исправлено. Пусть вас не смущает вариант известной пословицы о тех, «кто старое помянет». В данном случае речь идет не о возможностях памяти, а о том, чтобы не напоминать человеку понапрасну о старых ошибках. Нарушая это правило, мы добьемся лишь того, что критикуемый, защищаясь, вообще перестанет реагировать на наши слова;
— недобросовестная аргументация. Методы спекулятивной аргументации достаточно подробно изложены в популярной литературе. К ним относятся, например, разного рода преувеличения, использование авторитетов, тенденциозное надергивание фраз, взывание к чувствам, искажение позиции оппонента и т. п. Приведем пример одного из таких методов. Суть его в том, что эффектным аргументом не по существу делается попытка решить исход спора.
...В одном из научных институтов был предложен метод штамповки с помощью высоких давлений. Для его осуществления решили использовать специальную пушку. Новый метод оказался настолько эффективным, что традиционные способы выглядели по сравнению с ним допотопными. Автор разработки написал на эту тему диссертацию. Но на защите оказалось достаточно лишь одной вскользь оброненной маститым академиком реплики, что это, мол, «стрельба из пушки по воробьям». Исследования были прекращены, «беззащитной» оказалась и сама диссертация. Мнение титулованного авторитета оказалось для ученого совета убедительнее многочисленных экспериментов. Работа была продолжена только через несколько лет, когда подобная установка появилась за границей.
Любое сложное дело немыслимо без дискуссий. Свободная критика помогает избавиться от устаревших взглядов, незрелых решений. Наконец, от излишней самоуверенности. Но формы критики порой таковы, что не каждый
рискует представить на суд коллег свои сомнения и неудачи. В Российской Академии наук в ломоносовские времена дело доходило и до рукоприкладства. Так, за упрек по поводу плохого знания латинского языка профессор Юнкер побил палкой физиолога Вейтбрехта, С тех пор нравы изменились, о драках в академии не слышно. Но страх перед «словесной трепкой» нередко удерживает ученых от принципиальных дискуссий, и они скромно помалкивают во время научных конференций, симпозиумов, совещаний.
Трудно сосчитать потери от такой «скромности».
Возможно, кого-то смутит такое количество правил, которое следует иметь в виду лишь для того, чтобы высказать свое неодобрение по поводу чьих-то трудов. Ведь среди нас немало людей, которые прекрасно улаживают любые щекотливые вопросы, не наживая при этом врагов. Но, не зная никаких специальных правил, эти люди, повторим, имеют главное, что нужно для успеха, — доброжелательность, уважение к другим. Все вышеперечисленное — лишь иллюстрация к этому.