обслуживание финансами качеством

Рис. 4. Функциональные элементы ERP-системы.

· Спецификация изделий. Определяет состав конечного изделия, материальные ресурсы, необходимые для его изготовления, и др. Фактически спецификация является связующим звеном между основным планом производства и планом потребностей в материалах.

· Планирование потребностей в мощностях. На данном этапе планирования более детально, чем на предыдущих уровнях, определяются производственные мощности.

· Маршрутизация/рабочие центры. С помощью данного блока конкретизируются как производственные мощности различного уровня, так и маршруты, в соответствии с которыми выпускаются изделия.

· Проверка и корректировка цеховых планов по мощностям. Обеспечивает соответствие производственных планов имеющимся мощностям.

· Управление закупками, запасами и продажами.

· Управление финансами (ведение Главной книги, расчеты с дебиторами и кредиторами, учет основных средств, управление наличными средствами, планирование финансовой деятельности и др.).

· Управление затратами (учет всех затрат предприятия и калькуляция себестоимости готовой продукции или услуг).

· Управление проектами/программами.

Кроме того, для ERP-систем практически обязательным является наличие возможности электронного обмена данными с другими приложениями, а также моделирование ряда ситуаций, связанных, в первую очередь, с планированием и прогнозированием.

Интеграция и развитие ERP - систем. В соответствии с современными требованиями APICS, ERP-система должна помимо ядра, реализующего стандарт MRPII (или его аналога для непрерывного производства), включать следующие модули:

· управления логистическими цепочками SCM (ранее — DRP, Distribution Resource Planning);

· усовершенствованного планирования и составления производственных графиков APS (Advanced Planning and Scheduling);

· управления взаимоотношениями с клиентами — CRM (ранее назывался модулем автоматизации продаж — Sales Force Automation);

· электронной коммерции ЕС (Electronic Commerce);

· управления данными об изделии PDM (Product Data Management);

· надстройку Business Intelligence, включающую решения на основе технологий OLAP и DSS (Decision Support Systems);

· автономный модуль, отвечающий за конфигурирование системы (Stand Alone Configuration Engine, SCE);

· окончательного (детализированного) планирования ресурсов FRP (Finite Resource Planning).

В конце 90-х гг. был разработан также стандарт CSRP (Customer Synchronized Resource Planning), который охватывает взаимодействие предприятия с клиентами: оформление заказа, техническое задание, поддержку клиентов и др. Если стандарты MRP/MRPII/ERP ориентированы только на внутреннюю организацию предприятия, то в стандарт CSRP включен полный жизненный цикл изделия: от его проектирования с учетом требований заказчика до гарантийного и сервисного обслуживания после продажи.

Когда сеть Internet стала развиваться и выступать в качестве нового источника доходов, перед разработчиками ERP-систем встала задача значительного расширения диапазона поставляемых приложений, так как предприятия интересуются не только базовыми ERP-системами, но также CRM и SCM-приложениями. С начала 2000 г. акцент в планировании ресурсов предприятий постепенно сместился к поддержке и реализации процессов управления логистическими цепочками, управления взаимоотношениями с клиентами и электронного бизнеса. Существуют оценки, что только SCM-приложения помогут сэкономить на непродуктивных расходах, например, в нефтегазовой отрасли (годовой оборот которой составляет около $200 млрд.) от 5% до 30%. Более того, специалисты считают, что традиционная ERP-модель уже нежизнеспособна. На смену ERP-модели пришли CRM- и SCM-модели, которые в ближайшее время, по-видимому, завоюют ERP-рынок, если концепция ERP не будет развиваться.

Поэтому сегодня основная проблема, стоящая перед разработчиками ERP-систем, заключается в том, как объединить ERP, CRM и SCM-приложения в рамках единой ИИС и позволить предприятиям работать в ней, используя привычную терминологию, поскольку ERP-функциональность будет нужна всегда. Вопрос заключается в том, какие формы она принимает в конкретных системах. Специалисты рассматривают интеграцию ERP-систем с CRM-приложениями, как решающую стратегию для развития бизнеса, причем границы между приложениями ERP, CRM, электронного бизнеса, бизнес-интеллекта (обеспечивающими поступление полезной информации на все уровни управления предприятием) и SCM постепенно исчезают. Поэтому в последнее время все чаще встречается следующая концепция места и роли ERP-системы в информационной среде предприятия. Согласно данной концепции, ERP-система является основой ИИС и определяет структуру, которую должно иметь предприятие для своей работы и для взаимодействия с другими предприятиями и клиентами. На базе ERP-систем должно также осуществляться управление электронным бизнесом предприятия. Эта концепция набирает все большую популярность в мире.

В настоящее время концепция ERP активно развивается, обрастая новыми приложениями и технологиями и в ближайшее время ожидается переход на системы ERPII- класса. Аббревиатура ERPII расшифровывается, как Enterprise Resource & Relationship Processing, что переводится на русский язык как управление ресурсами и внешними связями предприятия.

Основная идея концепции ERP II – выход за рамки задач по оптимизации транзакционных процессов внутри предприятия. Новая парадигма подразумевает усиление конкурентоспособности за счет выработки такой стратегии и установки таких приложений, которые позволят предприятию "разделять" свою информацию и на этой основе сотрудничать с представителями "групп по интересам" в рамках совместной коммерции, создавая тем самым виртуальное предприятие в глобальной экономике.

Поскольку развертывание ERP-систем стало приносить меньше выгод, предприятия обратились к таким приложениям, как управление цепочкой поставок (SCM), управление взаимоотношениями с клиентами (CRM), а также к системам электронного бизнеса (Business-to-Business (B2B)), обеспечивающим организацию информационного и торгового взаимодействия между компаниями посредством коммуникационных сетей и электронной коммерции, Business-to-Consumer (B2C), предоставляющим услуги частным лицам.

Таким образом, пришедшая на смену ERP концепция ERPII направлена на то, чтобы решать все эти задачи комплексно. Она не ограничивается рассмотрением и автоматизацией внутренних бизнес-процессов корпорации. ERP II – это бизнес-стратегия предприятия, включающая определенный набор приложений, помогающих клиентам и акционерам компаний увеличивать стоимость бизнеса за счет эффективной ИТ-поддержки и оптимизации операционных и финансовых процессов как внутри своего предприятия, так и во внешнем мире, а именно в рамках сотрудничества с другими корпорациями.

Концепция ERP II опирается на шесть базовых элементов, затрагивающих стратегию бизнеса, технологическую стратегию и стратегию построения приложений:

· роль ERPII в экономике;

· область деятельности, на которую распространяется эта концепция;

· функции, присущие этой области;

· типы процессов, относящиеся к этим функциям;

· системная архитектура, обеспечивающая эти процессы;

· способы, применяемые для управления данными внутри этой архитектуры.

Все перечисленные элементы (кроме архитектуры) говорят о том, что ERP II – это развитие концепции ERP, направленное на обеспечение сотрудничества с другими корпорациями. Расширение области применения ERP II (по сравнению с ERP) проявляется, в частности, в том, что новая концепция охватывает и непроизводственные сферы. Присущие ей функции выходят за рамки традиционных производственных, дистрибьюторских и финансовых задач и отражают специфику какого-то отдельного промышленного сектора или уникального направления деятельности.

Web-ориентированные архитектуры систем ERP II, нацеленные на интеграцию друг с другом, существенно разнятся с архитектурой ERP-систем. Поэтому для перехода от одной концепции к другой потребуется перестройка приложений. Кроме того, ERPII-системы полностью "встроены" в Интернет и могут работать с данными, размещенными не в собственном репозитарии, поддерживать публикацию/подписку, инициированную клиентом или событием, взаимодействовать с другими приложениями, использующими EAI-адаптеры (EAI — Enterprise Application Integration) и язык XML.

Структура и функциональные возможности КИС, удовлетворяющих ERP/MRP стандартам. Базовые принципы и структура ERP/MRP систем. Архитектура современных КИС базируется на принципах клиент-серверного взаимодействия программных компонентов ИС. Под сервером в данном случае обычно понимают процесс, который обслуживает информационную потребность клиента. В различных архитектурах в качестве процесса может быть поиск или обновление в базе данных, тогда сервер называют сервером базы данных, или процесс может выполнять некоторая процедура обработки данных, и тогда сервер называют сервером приложения.

Клиентом называют приложение, посылающее запрос на обслуживание сервером. Задачей клиента является инициирование связи с сервером, определение вида запроса на обслуживание, получение от сервера результата обслуживания, подтверждение окончания обслуживания. Клиент-серверная архитектура реализует многопользовательский режим работы и является распределенной, т. е. клиенты и серверы располагаются в разных узлах сети. Она может иметь разные схемы: двух-, трех- и многоуровневую.

Двухуровневая клиент-серверная архитектура основана на использовании только сервера базы данных (ДВ-сервера), на сервере находится БД вместе с СУБД и прикладными программами. Клиентская часть содержит только уровень представления данных.

Трехуровневая клиент-серверная архитектура позволяет помещать прикладные программы на отдельные серверы приложений, с которыми через API- интерфейс устанавливается связь клиентских рабочих станций. Работа клиентской части приложен6ия сводится к вызову необходимых функций сервера приложения, которые называются сервисами. Прикладные программы обращаются к ДВ-серверу с помощью SQL-запросов. Такая архитектура является базовой практически для всех КИС.

Многоуровневая архитектура используется при создании систем для территориально-распределенных предприятий, позволяя рациональнее организовать информационные потоки между структурными подразделениями в процессе выполнения общих деловых процессов, она распространяется на Internet-приложения, связывая участников информационного обмена на основе сетевого протокола ТСР/IP. Эти приложения разрабатываются для предметных областей, таких как логистика, управление финансами, персоналом и т.д. Такая архитектура реализована во всех крупных ЕRP-системах, которые будут рассмотрены ниже.

Практически все КИС, ориентированные на MRP/ERP стандарт, построены по модульному принципу. Это позволяет пользователю выбрать такую функциональность, которая соответствует его информационным потребностям, а иногда и финансовым возможностям. Сейчас на информационном рынке представлено множество КИС различной функциональности и стоимости как российских, так и зарубежных изготовителей.

Классификационных признаков, по которым можно разделить как отечественные, так и западные ERP-системы, довольно много. К ним относятся:

· функциональные возможности (в первую очередь различие проявляется в наличии или отсутствии модуля управления производством);

· масштаб предприятия, на который ориентировано проектное решение;

· стоимость проекта внедрения системы (лицензии и услуги);

· сроки внедрения;

· используемая программно-аппаратная платформа (техническая платформа, операционная система, сервер СУБД);

· наличие отраслевых решений (целесообразно применять для ERP-систем с производственным модулем) и ряд других.

КИС условно можно разделить на следующие классы:

· Локальные системы. Как правило, они предназначены для автоматизации деятельности по одному-двум направлениям. Иногда их называют "коробочным" продуктом. Стоимость таких решений лежит в пределах от нескольких тысяч до нескольких десятков тысяч долларов.

· Финансово-управленческие системы. Такие системы обладают большими функциональными возможностями. Их отличительная черта – это отсутствие производственных модулей. И если в первой категории представлены только российские системы, то здесь соотношение российских и западных систем примерно равное. Сроки внедрения таких систем могут колебаться в пределах года, а стоимость доходить до сотен тысяч долларов.

· Средние и крупные интегрированные системы. Разница между этими системами довольно условна и заключается в наличии или отсутствии отраслевых решений, да в зависимости решения от масштабов предприятия, в том числе, от его территориальной распределенности. Сроки внедрения подобных систем с учетом управления производством могут составлять несколько лет, а стоимость лежит в пределах от нескольких сот тысяч до нескольких десятков миллионов долларов. Следует отметить, что данные системы предназначены в первую очередь для повышения эффективности управления крупными предприятиями и корпорациями. Требования бухгалтерского или кадрового учета отходят в этом случае на второй план. К данной категории относятся только западные программные продукты.

Л.О.Анисифорова, В.Н.Юрьев.

Литература:: 1. Смирнова Г.Н., Сорокин А.А., Тельнов Ю.Ф. Проектирование экономических информационных систем. / Учебник –М.: Финансы и статистика, 2001. 2. Автоматизация управления предприятием. / В.В. Баронов, Г.Н. Кальянов, ЮН. Попов и др. – М.: ИНФРА-М, 2000. 3. Вендоров А.М. Проектирование программного обеспечения экономических информационных систем: Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2000. 4.. Информационные системы: Учебное пособие для студентов вузов./ Под ред. В.Н.Волковой, Б.Н. Кузина. – СПб.: Издательство СПбГПУ, 2004. 5. Многопользовательский сетевой комплекс полной автоматизации фирмы (корпорации) Галактика. – М.: АО “Новый атлант”; НТО “ТОП СОФТ”, 1998. 6. Гаврилов Д.А. Управление производством на базе стандарта MRP II. - СПб.: Питер, 1998. 7. Системная интеграция: взгляд изнутри // Компьютер Пресс. 1997. № 4. 8. Тельнов Ю.Ф. Влияние реинжиниринга бизнес-процессов на архитектуру корпоративной экономической информационной системы // Экономические информационные системы на пороге XXI века. – М.: МЭСИ, 1999. 9. Plossl, George. Orlicky’s Material Requirements Planning. 2 ed., NEW York: McGraw-Hill, 1997. 10. Robin Goodfellow. Manufacturing Resource Planning. A Pocket Guide, 1999. 11. www. sap. сom/cis. 12. www. oracle. ru. 13. www. baan. ru. 14. www.cfin/softwar/kis/ – корпоративный менеджмент: Корпоративные информационные системы. 15. www. russianenterpriseslutions.com. планета КИС. 16. www.ci.ru. 17. www.clin.ru/software/kis.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: