1. В чем заключается «этический парадокс» предмета и метода психо
логии и каковы основные варианты смягчения этого «парадокса»?
2. Почему не правомерен вопрос о полном отказе от манипуляции
сознанием клиента? Приведите примеры неизбежной манипуляции со
знанием клиента.
3. Можно ли формировать субъекта построения своей жизни или
субъект формируется сам?
4. В чем заключается главный этический ориентир профессионально
го развития психолога?
5. Чем отличаются «семейственность» и «кастовость» в науке?
6. Раскройте смысл этического принципа: «Не навреди!» Приведите
примеры, когда психолог мог бы «навредить» клиенту.
7. Обсудите следующую ситуацию. Как быть, если соискателя степени
кандидата психологических наук буквально накануне защиты (когда уже
вложены немалые силы и средства) ставят перед выбором: либо он пла-
тит «эксперту», придравшемуся к некоторым незначительным ошющ-| ностям в тексте диссертации, некую кругленькую сумму, либо автори«| тетный «эксперт» сделает все, чтобы «завалить» соискателя на защите?
|
|
8. Должен ли преподаватель психологии быть развитым этическим-!
субъектом своего труда? Почему?
9. Чем вызвана необходимость выделения нравственного уровня эти-J
ческой регуляции деятельности психолога помимо нормативно-право-;]
вого и морального уровней?
10. Приведите пример реальной общечеловеческой ценности, которой!
должен руководствоваться психолог в работе с большинством клиентов.
Рекомендуемая литература
Бахтин М. М. Автор и герой в эстетической деятельности // Человек j мире слов/ Сост. О.Е.Осовский. — М., 1995.
Климов Е.А. Общечеловеческие ценности глазами психолога-челове* коведа // Психологический журнал. — Т. 14. — 1994. — № 4. — С. 130— 1]
Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. — М., 1995.
Мюнстенберг Г. Психология и учитель. — М., 1997.
Пряжников Н. С. Этические проблемы психологии. — М.; Воронеж^ 2002.
РолзДж. Теория справедливости. — Новосибирск, 1995.