Общая схема игры

По желанию из класса выбираются 2—3 человека — гости с дальней планеты, которые неожиданно оказались в данном городе и в данной шко ле. Предполагается, что из-за технических трудностей время пребывани на Земле ограничено 15 мин. На срочно созванной пресс-конференг. необходимо за это короткое время как можно лучше познакомиться с не?1 известной цивилизацией, в живом контакте постараться понять друг дру

Гостям будет предоставлено короткое слово, где они сообщат главнь сведения о своей планете, уровне развития их культуры и производства, i также об основных занятиях ее жителей. После этого журналисты (осталь| ная часть класса) постараются задать наиболее важные вопросы.

В течение 3 — 4 мин пришельцы готовятся в коридоре (думают, что иь рассказать о своей цивилизации, а может, даже придумают и свой внещ$ ний вид, который можно будет изобразить на доске). Ведущий в класс объясняет остальным участникам (журналистам), как надо вести себя пресс-конференции. В частности, каждый журналист должен придумат какой информационный орган он представляет, и перед тем, как задав вопрос, обязательно сказать об этом (данное условие дисциплинирует ] стников игры и делает ее более «солидной», более похожей на настояи пресс-конференцию). Естественно, вопросы должны быть краткими понятными. Вопросы могут относиться к самым разным сторонам жизи инопланетян, но задаваться в тактичной и вежливой форме.

Далее в класс приглашаются инопланетяне, и начинается сама иг сначала гости кратко (в течение 3 — 5 мин) делают свое сообщение, затем отвечают на вопросы журналистов.

В ходе игры может возникнуть опасность перерастания игрового кон<| ликта в межличностный. Например, журналистам вдруг не понрави образ жизни чужой цивилизации. Если это «потребительское общее («потребительский рай», «царство наслаждений» и т.п.), то в адрес тей нередко идут язвительные реплики типа «дегенераты», «идис «свиньи». При таком развитии игры ведущий не должен радоваться соз тельности класса и тем более поощрять ее, иначе неизбежны настояг. (неигровые) обиды. Психолог может извиниться перед пришельцами недостаточную дипломатичность отдельных представителей прессы и i дожить участникам игры вести себя более солидно.


Через 15 мин гости (по условию игры, связанному с ограниченным временем пребывания на Земле) просто исчезают, т.е. садятся на свои места в классе. Ведущий предлагает всем срочно написать сообщения в свои агентства о первых впечатлениях от встречи. В течение 5 — 7 мин каждый журналист и каждый пришелец на отдельном листочке бумаги должны кратко написать: 1) каков, по их мнению, общий уровень раз­вития новой для них цивилизации (пришельцы пишут о своих впечатле­ниях о жителях Земли на основании того, что их интересует и как они задавали свои вопросы); 2) стоит ли иметь дело с новой цивилизацией, стоит ли развивать с ней сотрудничество (может, по каким-то линиям такое сотрудничество стоит развивать, когда есть чему поучиться, а по каким-то линиям лучше не сотрудничать).

Важно предупредить ребят, что сообщения должны быть короткими — не более трети страницы. Активизированные школьники иногда готовы за короткое время исписать до 1,5 — 2 страниц, что в дальнейшем может отрицательно повлиять на общую динамику игры (при подведении ее итогов). Сами листочки можно подписать, обозначив не свои имя и фа­милию, а название агентства (или название своей планеты — для при­шельцев).

Листочки с сообщениями быстро собираются и зачитываются перед классом1. Лучше поручить это двум учащимся из числа наиболее пассив­ных. Такое знакомство с различными мнениями участников игры явля­ется подготовкой к основному ее обсуждению.

В ходе обсуждения важно определить, каков же самый главный кри­терий развития общества. Ведущий выписывает все предложения уча­щихся на доске, после чего они поочередно обсуждаются. Возможно, путем обобщения удастся получить 2 — 3 самых важных критерия, одна­ко в столь сложном вопросе такое достигается редко (даже при игре со взрослыми). В заключение ведущий может ненавязчиво, как бы наравне с другими критериями, предложить и свои критерии.

Например, это может быть возможность самореализации, предостав­ляемая обществом для каждого члена, а не только для «лучшей» его ча­сти — элиты. При этом путь (способ) самореализации у каждого человека уникален и потому бесценен. Если, конечно, он не предполагает ущем­ления возможностей самореализации других людей. Идеальным спосо­бом такой самореализации является свободный, творческий, общественно полезный труд, который может и не укладываться в общепринятые (фор­мальные или «нормальные») рамки существующих профессий.

Если общество ограничивает возможности самореализации опреде­ленной части своих членов, то оно как бы ограничивает перспективы собственного развития. Но поскольку общество состоит из конкретных людей, то эти люди не должны оправдывать свою пассивность плохими условиями, плохим правительством, непониманием коллег и близких и т.п., а должны действовать, стремясь к самовыражению, одновремен­но улучшая и само общество, членами которого они являются.

1 При проведении игры с большой аудиторией (от 50 и более участников) зачитываются лишь некоторые мнения, отобранные в случайном порядке (или наиболее интересные сообщения, быстро отобранные помощниками ведущего).


приложение г!


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: