ИГРА «ПРОФКОНСУЛЬТАЦИЯ»

Общей целью для всех вариантов игры «Профконсультация» является) специально организованная ситуация, в которой школьники помогают! друг другу планировать свои профессиональные и жизненные ситуации} под наблюдением и контролем со стороны психолога.

Возможны различные варианты организации такой взаимопомощи! подростков в профессиональном и личностном самоопределении. Есте-'| ственно, не следует переоценивать реальную помощь в самоопределе-| нии в ходе подробных игровых процедур, поскольку главное предназна-, чение данных методик — сформировать у подростков готовность анали-1 зировать различные ситуации профессионального самоопределения делать обоснованные выборы.

Вариант игры с микрогруппой в 3—4 человека

Проводить данную игру лучше после уроков в отдельной комнате. '■ вариант игры может занять по времени около 1,5—2 ч. Игра рассчитана на учащихся IX—XI классов.

Общая схема этого варианта игры.

1. Группе из 3 — 4 человек предлагается разыграть ситуацию, где 1—1 «консультанта» беседуют с «учащимся» и его «родителем» по поводу даль нейшей судьбы после окончания школы. Соответственно участники рас-1 пределяют роли. Ведущий поясняет, что в ходе игры каждый должен побы-] вать в роли «учащегося». При этом каждый «учащийся» может представи свою реальную ситуацию, но может сыграть и воображаемого ученика, вплс до изображения представителя противоположного пола (мальчик играет свои сверстницу или наоборот). Заметим, что в данной игре важна не столько реальная конкретная помощь, сколько формирование готовности анализи-| ровать различные ситуации профессионального выбора.

Поскольку подростки не сразу выходят на серьезный, деловой уро­вень разговора и нередко высказывают не совсем удачные мнения рекомендации, то у ведущего на данном этапе игры появляется со-| блазн быстро вмешаться и подсказать, как надо правильно консуль­тировать. Важно сдержать эти свои порывы, поскольку школьники сами быстро понимают, что по-настоящему консультировать доволь­но сложно.

Вмешательства ведущего оправданы в следующих случаях:

- игровой конфликт перерастает в реальный, межличностный;

- кто-либо из игроков (особенно игрок в роли профконсультанта);
уверенно говорит совершенно неправильные вещи, а другие искренне с|
ним соглашаются;

- игроки сами просят ведущего дать им конкретную справку или ин-|
формацию (об особенностях профессии, о конкурсе в те или иные учеб-|
ные заведения и т.п.);

- игроки слишком увлеклись обсуждением какого-то частного вопроса;!


- одни игроки ведут себя слишком активно, а другие заняли откро­
венно пассивную позицию, лишь наблюдая за происходящим (заметим,
что такое распределение активности — самый плохой показатель эффек­
тивности игры);

- игроки явно начинают дурачиться.

Задача ведущего на данном этапе — создать ситуацию, когда школь­ники сами поймут сложность настоящей консультации и обратятся за помощью.

2. Через некоторое время подростки могут обратиться к ведущему с
просьбой объяснить, как лучше и правильнее организовать консультацион­
ную беседу, и тогда ведущий может подсказать это. Прежде всего можно
прояснить, на какие вопросы следует обратить особое внимание, напри­
мер, спросить, какие планы на будущее у «учащегося» (какую профессию
он выбрал и куда собирается поступать), как он себе представляет трудно­
сти на пути к своим целям и как собирается их преодолевать и т. п. В основу
вопросов можно положить основные факторы выбора профессии, выде­
ленные Е. А. Климовым, которые позволяют анализировать ситуации про­
фессионального выбора (наличие личного профессионального плана, учет
своих склонностей, способностей, знаний о выбираемой профессии, учет
мнений родителей и сверстников, престижность выбираемой профессии и
места учебы, а также потребность в профессии на рынке труда). Распределе­
ние ролевых позиций в игре предполагает, что «учащийся», «родитель» и
«профконсультанты» должны соответствовать этим ролям, т.е. вести себя
соответствующим образом. Но это не означает, что наиболее умные и
правильные высказывания должны делать только «профконсультанты».

3. Завершается каждое проигрывание тем, что каждый высказывает
свои пожелания данному «учащемуся», а «учащийся» соглашается или
не соглашается с ними. Важно при этом, чтобы каждое мнение как-то
обосновывалось, т.е. ведущий должен следить за тем, чтобы эти выска­
зывания и обоснования были не столько эмоциональными и интуитив­
ными, сколько разумными.

Дальше участники перераспределяют роли, и игра возобновляется. Опыт показывает, что повторные проигрывания проходят более быстро и организованно.

Вариант игры с микрогруппой в 5—6 человек («Защита профессии перед родителями»)

В данном варианте есть возможность разыграть сцену, когда «родите­ли» явно не согласны с выбором профессии «учащегося». Данный вари­ант может использоваться как самостоятельная игра («Защита профес­сии перед родителями»), а может быть органично включен в игру «Проф­консультация» по выше обозначенной схеме.

В последнем случае общая схема игры примерно следующая.

1. Сначала игроки распределяют роли: один «учащийся», два-три «ро­дителя» и два-три «профконсультанта». Предполагается, что в течение всей игры как минимум два-три человека должны побывать в роли «уча­щегося», поэтому данный вариант игры может занять больше времени, чем ее первоначальный вариант (см. выше).


2. Перед игрой организуется небольшой подготовительный этап. От-1
дельно готовится к игре «семья» («учащийся» и его «родители») и отдель»|
но «профконсультанты». «Семья» сама определяет, в чем заключаются eel
разногласия между «учащимся» и его «родителями». При этом каждая сто- 1
рона обдумывает и проговаривает свои аргументы (лучше когда «родите-,
ли» не просто «возражают» против выбора «учащегося», но и предлагают!
свой вариант выбора). При этом возможны случаи, когда и среди самих!
«родителей» нет общего мнения о том, что делать «учащемуся» после окон-J
чания школы. «Профконсультанты» готовятся с помощью ведущего игры,]
который может подсказать им, какие вопросы задавать «клиентам», на|
что обращать наибольшее внимание, как вести себя в ходе консультаций!
и т.п.

3. «Семья» возвращается и кратко разыгрывает спор по поводу даль
нейшей судьбы «учащегося». Члены «семьи» должны просто обозначь
свои основные позиции и аргументы. «Профконсультанты» и ведущиИ
молча наблюдают за этим. Данный этап должен занять не более 10 мин;!

4. Далее все садятся за общий стол, и разыгрывается беседа-консуль
тация. Игроки задают друг другу вопросы, обсуждают их, спорят, об
основывая свои точки зрения. С одной стороны, задача ведущего — н|
допускать хаоса в разговоре, а также неуправляемых эмоциональных спс
ров, перерастающих в конфликты. С другой стороны, задача ведущего •
постоянно активизировать и даже провоцировать участников на выскаг|]
зывания и обсуждение разных точек зрения. Ни в коем случае ведугвд
не должен брать всей инициативы в свои руки, т.е. не превращаться
единственного (или в единственно правого) «профконсультанта».

В ходе такого разговора может выясниться, что проблемы «семьи больше связаны с разногласиями не по поводу выбора профессии, а поводу совершенно иных проблем (например, проблем лени ребенк его увлечения курением или даже наркотиками). С одной стороны, де часто проецируют те проблемы, которые их реально волнуют, и эти пр лемы нередко представлены в их сознании довольно хаотично. Когда пси хологу удается «раскрутить» участников игры на 'такие откровения, это один из показателей заинтересованности игроков в данных проблв мах и в данной методике. Но с другой стороны, эта игра направлен именно на проблемы профессионального самоопределения, поэтому ] дущий должен тактично напоминать о главной игровой цели — помоч «учащемуся» выбрать профессию и при этом сохранить взаимопонил ние в «семье».

5. В конце этой игры также подводятся итоги, т.е. каждый участник i
очереди высказывает свои пожелания и рекомендации «учащемуся»,
затем и сам «учащийся» высказывает свое отношение к этим рекоме1
циям. Далее выбирается новый «учащийся», и игра повторяется.

Вариант игры с классом

Данный вариант позволяет охватить гораздо больше участников, че предыдущие варианты игры. Однако качество (обстоятельность) бесед и обсуждений будет намного скромнее, чем в вышеобозначеш вариантах. Данный вариант игры занимает по времени один урок (хо


возможно и некоторое увеличение времени на игру в зависимости от расписания и т. п.). Общая схема игры.

1. Все участники делятся на пары (возможно разделение и на команды
в три человека, особенно когда в классе нечетное количество учеников).

2. В каждой паре распределяются роли: кто-то будет «учащимся», а
кто-то — «профконсультантом».

3. Ведущий знакомит всех с общей схемой разговора. Профконсуль­
танты будут задавать учащемуся вопросы, а учащийся кратко отвечать на
них. Лучше эти вопросы кратко обозначить на доске: 1) какую профес­
сию собирается выбрать учащийся; 2) куда он собирается поступать пос­
ле школы; 3) какие трудности он видит на пути к своей профессиональ­
ной цели; 4) как он собирается преодолевать эти трудности, как собира­
ется готовиться к профессии и поступлению в профессиональное учеб­
ное заведение; 5) есть ли у него резервный вариант выбора?

4. Лучше, если каждый участник на отдельном листочке бумаге нари­
сует табличку, в которой будут отражаться итоги беседы.

5. В течение 7—10 мин участники игры проводят первую беседу, зада­
вая друг другу эти вопросы и отвечая на них.

Пример заполненного бланка для варианта игры «Профконсультация» в работе с классом

Вопросы (позиции анализа ситуации выбора профессии) Я консультирую (указать, кого именно — Ф.И.О.) Я — учащийся (указать Ф.И.О.)
Мои оценки ответов учащегося Мои оценки собственных рекомендаций учащемуся Оценки моих собст­венных ответов Оценки рекоменда­ций кон­сультанта
Выбираемая профессия        
Дальнейшее обучение после школы        
Кто и что может поме­шать достижению про­фессиональных целей        
Пути подготовки к поступлению и пути преодоления препятст­вий на пути к целям        
Резервный вариант профессионального выбора        

Примечание: если сами вопросы уже обозначены на доске веду­щим, то участники могут проставлять только номера вопросов.


6. Далее ведущий предлагает каждому «учащемуся» и каждому «консуль- |
танту» на отдельных листочках бумаги оценить, насколько обоснованными *
и продуманными были ответы на вопросы («консультант» оценивает отве­
ты «учащегося», а «учащийся» сам оценивает свои ответы). Например, от­
вет на каждый вопрос может быть оценен по условной 10-балльной шкале.
После этого они показывают друг другу свои оценки и кратко обсуждают,
чьи оценки оказались наиболее удачными.

7. Далее «консультант» дает общие советы «учащемуся» по каждому из
обозначенных вопросов. Например, уточняет, какую лучше выбрать про­
фессию, куда лучше поступать, как лучше готовиться к поступлению,
какой лучше иметь резервный вариант.

8. Далее и «консультант», и «учащийся» отдельно оценивают на своих
листочках, насколько эти советы-рекомендации оказались удачными,
также используя для этого условную 10-балльную шкалу.

После этого игроки меняются ролями, и игра возобновляется. Лучше обменяться ролями по команде ведущего где-то в середине урока (для! этого он заблаговременно несколько раз напоминает, когда произойдет * такой обмен ролями).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: