Общей целью для всех вариантов игры «Профконсультация» является) специально организованная ситуация, в которой школьники помогают! друг другу планировать свои профессиональные и жизненные ситуации} под наблюдением и контролем со стороны психолога.
Возможны различные варианты организации такой взаимопомощи! подростков в профессиональном и личностном самоопределении. Есте-'| ственно, не следует переоценивать реальную помощь в самоопределе-| нии в ходе подробных игровых процедур, поскольку главное предназна-, чение данных методик — сформировать у подростков готовность анали-1 зировать различные ситуации профессионального самоопределения делать обоснованные выборы.
Вариант игры с микрогруппой в 3—4 человека
Проводить данную игру лучше после уроков в отдельной комнате. '■ вариант игры может занять по времени около 1,5—2 ч. Игра рассчитана на учащихся IX—XI классов.
Общая схема этого варианта игры.
1. Группе из 3 — 4 человек предлагается разыграть ситуацию, где 1—1 «консультанта» беседуют с «учащимся» и его «родителем» по поводу даль нейшей судьбы после окончания школы. Соответственно участники рас-1 пределяют роли. Ведущий поясняет, что в ходе игры каждый должен побы-] вать в роли «учащегося». При этом каждый «учащийся» может представи свою реальную ситуацию, но может сыграть и воображаемого ученика, вплс до изображения представителя противоположного пола (мальчик играет свои сверстницу или наоборот). Заметим, что в данной игре важна не столько реальная конкретная помощь, сколько формирование готовности анализи-| ровать различные ситуации профессионального выбора.
|
|
Поскольку подростки не сразу выходят на серьезный, деловой уровень разговора и нередко высказывают не совсем удачные мнения рекомендации, то у ведущего на данном этапе игры появляется со-| блазн быстро вмешаться и подсказать, как надо правильно консультировать. Важно сдержать эти свои порывы, поскольку школьники сами быстро понимают, что по-настоящему консультировать довольно сложно.
Вмешательства ведущего оправданы в следующих случаях:
- игровой конфликт перерастает в реальный, межличностный;
- кто-либо из игроков (особенно игрок в роли профконсультанта);
уверенно говорит совершенно неправильные вещи, а другие искренне с|
ним соглашаются;
- игроки сами просят ведущего дать им конкретную справку или ин-|
формацию (об особенностях профессии, о конкурсе в те или иные учеб-|
ные заведения и т.п.);
- игроки слишком увлеклись обсуждением какого-то частного вопроса;!
- одни игроки ведут себя слишком активно, а другие заняли откро
венно пассивную позицию, лишь наблюдая за происходящим (заметим,
что такое распределение активности — самый плохой показатель эффек
тивности игры);
|
|
- игроки явно начинают дурачиться.
Задача ведущего на данном этапе — создать ситуацию, когда школьники сами поймут сложность настоящей консультации и обратятся за помощью.
2. Через некоторое время подростки могут обратиться к ведущему с
просьбой объяснить, как лучше и правильнее организовать консультацион
ную беседу, и тогда ведущий может подсказать это. Прежде всего можно
прояснить, на какие вопросы следует обратить особое внимание, напри
мер, спросить, какие планы на будущее у «учащегося» (какую профессию
он выбрал и куда собирается поступать), как он себе представляет трудно
сти на пути к своим целям и как собирается их преодолевать и т. п. В основу
вопросов можно положить основные факторы выбора профессии, выде
ленные Е. А. Климовым, которые позволяют анализировать ситуации про
фессионального выбора (наличие личного профессионального плана, учет
своих склонностей, способностей, знаний о выбираемой профессии, учет
мнений родителей и сверстников, престижность выбираемой профессии и
места учебы, а также потребность в профессии на рынке труда). Распределе
ние ролевых позиций в игре предполагает, что «учащийся», «родитель» и
«профконсультанты» должны соответствовать этим ролям, т.е. вести себя
соответствующим образом. Но это не означает, что наиболее умные и
правильные высказывания должны делать только «профконсультанты».
3. Завершается каждое проигрывание тем, что каждый высказывает
свои пожелания данному «учащемуся», а «учащийся» соглашается или
не соглашается с ними. Важно при этом, чтобы каждое мнение как-то
обосновывалось, т.е. ведущий должен следить за тем, чтобы эти выска
зывания и обоснования были не столько эмоциональными и интуитив
ными, сколько разумными.
Дальше участники перераспределяют роли, и игра возобновляется. Опыт показывает, что повторные проигрывания проходят более быстро и организованно.
Вариант игры с микрогруппой в 5—6 человек («Защита профессии перед родителями»)
В данном варианте есть возможность разыграть сцену, когда «родители» явно не согласны с выбором профессии «учащегося». Данный вариант может использоваться как самостоятельная игра («Защита профессии перед родителями»), а может быть органично включен в игру «Профконсультация» по выше обозначенной схеме.
В последнем случае общая схема игры примерно следующая.
1. Сначала игроки распределяют роли: один «учащийся», два-три «родителя» и два-три «профконсультанта». Предполагается, что в течение всей игры как минимум два-три человека должны побывать в роли «учащегося», поэтому данный вариант игры может занять больше времени, чем ее первоначальный вариант (см. выше).
2. Перед игрой организуется небольшой подготовительный этап. От-1
дельно готовится к игре «семья» («учащийся» и его «родители») и отдель»|
но «профконсультанты». «Семья» сама определяет, в чем заключаются eel
разногласия между «учащимся» и его «родителями». При этом каждая сто- 1
рона обдумывает и проговаривает свои аргументы (лучше когда «родите-,
ли» не просто «возражают» против выбора «учащегося», но и предлагают!
свой вариант выбора). При этом возможны случаи, когда и среди самих!
«родителей» нет общего мнения о том, что делать «учащемуся» после окон-J
чания школы. «Профконсультанты» готовятся с помощью ведущего игры,]
который может подсказать им, какие вопросы задавать «клиентам», на|
что обращать наибольшее внимание, как вести себя в ходе консультаций!
и т.п.
3. «Семья» возвращается и кратко разыгрывает спор по поводу даль
нейшей судьбы «учащегося». Члены «семьи» должны просто обозначь
свои основные позиции и аргументы. «Профконсультанты» и ведущиИ
молча наблюдают за этим. Данный этап должен занять не более 10 мин;!
|
|
4. Далее все садятся за общий стол, и разыгрывается беседа-консуль
тация. Игроки задают друг другу вопросы, обсуждают их, спорят, об
основывая свои точки зрения. С одной стороны, задача ведущего — н|
допускать хаоса в разговоре, а также неуправляемых эмоциональных спс
ров, перерастающих в конфликты. С другой стороны, задача ведущего •
постоянно активизировать и даже провоцировать участников на выскаг|]
зывания и обсуждение разных точек зрения. Ни в коем случае ведугвд
не должен брать всей инициативы в свои руки, т.е. не превращаться
единственного (или в единственно правого) «профконсультанта».
В ходе такого разговора может выясниться, что проблемы «семьи больше связаны с разногласиями не по поводу выбора профессии, а поводу совершенно иных проблем (например, проблем лени ребенк его увлечения курением или даже наркотиками). С одной стороны, де часто проецируют те проблемы, которые их реально волнуют, и эти пр лемы нередко представлены в их сознании довольно хаотично. Когда пси хологу удается «раскрутить» участников игры на 'такие откровения, это один из показателей заинтересованности игроков в данных проблв мах и в данной методике. Но с другой стороны, эта игра направлен именно на проблемы профессионального самоопределения, поэтому ] дущий должен тактично напоминать о главной игровой цели — помоч «учащемуся» выбрать профессию и при этом сохранить взаимопонил ние в «семье».
5. В конце этой игры также подводятся итоги, т.е. каждый участник i
очереди высказывает свои пожелания и рекомендации «учащемуся»,
затем и сам «учащийся» высказывает свое отношение к этим рекоме1
циям. Далее выбирается новый «учащийся», и игра повторяется.
Вариант игры с классом
Данный вариант позволяет охватить гораздо больше участников, че предыдущие варианты игры. Однако качество (обстоятельность) бесед и обсуждений будет намного скромнее, чем в вышеобозначеш вариантах. Данный вариант игры занимает по времени один урок (хо
|
|
возможно и некоторое увеличение времени на игру в зависимости от расписания и т. п.). Общая схема игры.
1. Все участники делятся на пары (возможно разделение и на команды
в три человека, особенно когда в классе нечетное количество учеников).
2. В каждой паре распределяются роли: кто-то будет «учащимся», а
кто-то — «профконсультантом».
3. Ведущий знакомит всех с общей схемой разговора. Профконсуль
танты будут задавать учащемуся вопросы, а учащийся кратко отвечать на
них. Лучше эти вопросы кратко обозначить на доске: 1) какую профес
сию собирается выбрать учащийся; 2) куда он собирается поступать пос
ле школы; 3) какие трудности он видит на пути к своей профессиональ
ной цели; 4) как он собирается преодолевать эти трудности, как собира
ется готовиться к профессии и поступлению в профессиональное учеб
ное заведение; 5) есть ли у него резервный вариант выбора?
4. Лучше, если каждый участник на отдельном листочке бумаге нари
сует табличку, в которой будут отражаться итоги беседы.
5. В течение 7—10 мин участники игры проводят первую беседу, зада
вая друг другу эти вопросы и отвечая на них.
Пример заполненного бланка для варианта игры «Профконсультация» в работе с классом
Вопросы (позиции анализа ситуации выбора профессии) | Я консультирую (указать, кого именно — Ф.И.О.) | Я — учащийся (указать Ф.И.О.) | ||
Мои оценки ответов учащегося | Мои оценки собственных рекомендаций учащемуся | Оценки моих собственных ответов | Оценки рекомендаций консультанта | |
Выбираемая профессия | ||||
Дальнейшее обучение после школы | ||||
Кто и что может помешать достижению профессиональных целей | ||||
Пути подготовки к поступлению и пути преодоления препятствий на пути к целям | ||||
Резервный вариант профессионального выбора |
Примечание: если сами вопросы уже обозначены на доске ведущим, то участники могут проставлять только номера вопросов.
6. Далее ведущий предлагает каждому «учащемуся» и каждому «консуль- |
танту» на отдельных листочках бумаги оценить, насколько обоснованными *
и продуманными были ответы на вопросы («консультант» оценивает отве
ты «учащегося», а «учащийся» сам оценивает свои ответы). Например, от
вет на каждый вопрос может быть оценен по условной 10-балльной шкале.
После этого они показывают друг другу свои оценки и кратко обсуждают,
чьи оценки оказались наиболее удачными.
7. Далее «консультант» дает общие советы «учащемуся» по каждому из
обозначенных вопросов. Например, уточняет, какую лучше выбрать про
фессию, куда лучше поступать, как лучше готовиться к поступлению,
какой лучше иметь резервный вариант.
8. Далее и «консультант», и «учащийся» отдельно оценивают на своих
листочках, насколько эти советы-рекомендации оказались удачными,
также используя для этого условную 10-балльную шкалу.
После этого игроки меняются ролями, и игра возобновляется. Лучше обменяться ролями по команде ведущего где-то в середине урока (для! этого он заблаговременно несколько раз напоминает, когда произойдет * такой обмен ролями).