Карточная система («профессьянс») для индивидуальной работы «кто. Что. Где. »

Цель методики. Методика предназначена для ориентировочного ощ ределения наиболее привлекательных для оптанта профессий. Общая лс гика использования основана на построении консультируемым обр себя как будущего профессионала и сопоставлении этого образа с обр зом желаемых характеристик будущего труда.

Условия проведения методики. «Профессьянс» рассчитан на индивид дуальную работу с клиентом и занимает в среднем около часа совмест! ной работы. Данная методика предполагает определенную готовность кли| ента и психолога-консультанта к творческому взаимодействию. Даже не смотря на то что на карточках имеются некоторые ответы-подсказки, < психолога требуется и хорошая ориентировка в мире профессий, и витые комбинаторные умения, и, наконец, свежая голова. При собл* дении этих условий данная методика может оказаться эффективным ср ством для решения не только вопроса о конкретном профессионально^ выборе, но и вопроса о перспективах своего личностного развития будущем труде.

Данная методика включает 84 карточки, разбитые на три группь

1) 27 карточек профессионально важных качеств (ПВК) (рис. 1)

2) 27 карточек типичных трудовых действий (рис. 2, а) и 3) 27 карточе|
типичных организаций (мест работы) (рис. 2, б). На отдельной карточ!
можно представить схему раскладывания данного «профессьянса» на стоя4
Предпочитаемый размер карточек: 6 х 9 см. Для удобства работы мол


также приготовить три отдельных листа (примерно 9x12 см), на которых в виде перечней выписываются ПВК, трудовые действия и места работы. Эти перечни могут значительно облегчить поиск карточек в ходе коррек­тировок и замен в процессе работы. Перечни по всем трем группам карто­чек, представленные в специальных приложениях и рисунках, позволят самостоятельно изготовить стимульный материал к данной методике.

Предлагаемая ниже процедура использования методики может пока­заться слишком подробной и громоздкой. Но опыт ее использования показывает, что в реальной работе она выглядит вполне простой и по­нятной для большинства учащихся IX—XI классов. Оправдывается столь подробное описание методики ее необычностью и важностью отдельных нюансов работы.

Общая процедура методики.

1. На подготовительном этапе все карточки должны быть разложены
по соответствующим группам, а все красные текстовые обозначения
перевернуты вверх.

2. Клиенту (оптанту) предлагается примерно следующая инструкция:
«Наша с вами задача — определить наиболее привлекательные профес­
сии. Сначала с помощью карточек, обозначающих различные качества
человека, вы построите «идеальный образ» такого работника, каким бы
сами хотели стать в будущем. Затем вы выделите карточки с наиболее
привлекательными трудовыми действиями, а потом — карточки с наи­
более привлекательными местами работы. После этого мы посмотрим,
насколько выбранные действия и места работы позволят вам стать та­
ким, каким бы вы хотели. И наконец, по выбранным карточкам поста­
раемся определить сами эти профессии. В итоге мы постараемся разо­
браться, каким бы вы хотели стать (кто?), какие действия хотели бы
выполнять в своей работе (что?) и где хотели бы работать (где?), что
и позволило бы нам уточнить конкретную выбираемую профессию».

3. Далее клиент раскладывает карточки с профессионально важными
качествами (ПВК), ориентируясь на то, каким бы он хотел стать в буду­
щем. Схема раскладывания следующая:

1) карточки выстраиваются в ранговый ряд, по принципу: слева —
наиболее привлекательные качества, справа — менее привлекательные
пли отвергаемые. Чтобы не занимать много места на столе, этот ранговый
ряд из 27 карточек раскладывается как бы в «три этажа» (три ряда): верх­
ний ряд — менее привлекательные карточки, средний — неопределен­
ная привлекательность и нижний ряд — наиболее привлекательные. Опыт
показывает, что практически все консультируемые подростки прекрас­
но понимают, как раскладывать карточки. При этом в каких-то рядах
может оказаться не по 9 карточек, а больше или меньше 9. Это не имеет
принципиального значения, так как фактически это один ранговый ряд,
лишь для удобства выстроенный в «три этажа»;

2) психолог проверяет обоснованность сделанных раскладов, исполь­
зуя для этого уточняющие вопросы примерно следующего содержания:
«Почему эти похожие карточки (например, «владение мимикой» и «кра­
сота») лежат так далеко друг от друга?» или «Что общего в этих, каза­
лось бы, столь противоположных карточках (например, «здоровье» и
«гуманность»), которые вы положили совсем рядом?» и т.п. Клиент мо-





жет попытаться обосновать свои расклады и, таким образом, не раскрывает некоторые свои «секреты» и становится более понятным психолога-консультанта, но он становится и самому себе более понятнык

Иногда вопросы психолога заставляют клиента корректировать свои выборы, и тогда, просто наблюдая за перекладыванием соответствующи карточек, психологу становится более понятно, что происходит в созна-| нии клиента. Для того чтобы уточнить, насколько клиент осуществляет! эти перекладывания осознанно, можно даже сказать: «А может, лучше,! эту карточку все-таки оставить на месте?» Бывает и так, что клиент за-| нимает негибкую позицию по принципу «Положил карточку — отр&ч зал», т.е. никаких корректировок не делает, хотя психолог видит, что: выборы явно необоснованные. Но здесь следует выполнять важное пра-т$ вило: последнее слово — за клиентом. А психолог-профконсультант мо жет с помощью своих вопросов лишь проверять такие расклады и заст лять дополнительно задумываться самого клиента;

3) после этого клиент выбирает наиболее важные для себя 7—1| качеств (ПВК), которые и станут основой его «идеального образа сеС как будущего профессионала. Эти карточки для удобства дальнейше| работы откладываются отдельно (отодвигаются к верхней, дальней час стола), а остальные на время убираются.

7. Далее клиент делает похожий расклад из карточек с различнык трудовыми действиями:

1) выстраивает их в «три этажа» по степени привлекательности
себя. Аналогично в ходе таких раскладов психолог-профконсультант:
дает уточняющие вопросы и позволяет клиенту лучше осознать свои:
боры и подкорректировать их;

2) в итоге клиент отбирает только 5 действий, наиболее значил
для себя;

3) после этого психолог совместно с клиентом пытаются определи
в какой степени отобранные трудовые действия позволят или не позвс
развивать в себе уже отобранные ранее качества (ПВК). Для этого на \
точках с качествами (см. рис. 1, верхний ряд цифр) выписаны номе
карточек с теми трудовыми действиями, которые предполагают испс
зование данного качества и способствуют его развитию. Например, 6ej
ся карточка с действием под номером 4-7 — «Работать с текстами»
подсчитывается, сколько раз цифра 7 встречается на всех карточках с i
чествами. Допустим, клиент отобрал всего 8 карточек с качествами, и!
этих карточках цифра 7 встретилась всего 3 раза. На общем фоне
обычно оказывается мало для того, чтобы данное действие (под не
ром 7) позволило реализовывать и развивать большинство привлек
ных для клиента качеств, т.е. это действие, скорее всего, не позв
клиенту стать таким, каким бы он хотел. В этом случае карточка с дейс
ем также может быть заменена на другое действие и новый выбор
соотнесен с качествами. Если же данное действие встречается хотя бь
большинстве карточек с качествами, то степень соответствия высок

Бывает так, что иногда клиент не согласен с ответами-подс* на карточках с качествами. В этом случае не следует его сразу пере) дать, а лучше выслушать его аргументы и, если они разумны, соглас ся с ними. Чем больше клиент будет чувствовать, что сам прини*


участие в рассуждениях и выборах, тем лучше — это один из верных признаков полноценной профконсультации. Тем более что и выписан­ные на карточках ответы-подсказки очень приблизительные, предназна­ченные для начала разговора (для «затравки», для «провоцирования» со­вместных с клиентом рассуждений).

8. После этого аналогично тому, как отбирались карточки с трудовы­
ми действиями, отбираются 5 карточек с наиболее привлекательными
местами работы. И так же аналогично отобранные карточки соотносятся
с выбранными карточками с качествами (ПВК).

9. После того как были отобраны 5 наиболее привлекательных трудо­
вых действий и 5 наиболее привлекательных мест работы, определяются
соответствующие профессии. Из этих карточек составляются «молекулы
профессии», и делается это примерно следующим образом. Все 10 ото­
бранных карточек (5 + 5 = 10) выкладываются на столе. Далее эти карточ­
ки группируются по сходству. Причем делает это все сам клиент при
небольших подсказках психолога. Критерии для сходства могут быть са­
мые различные — это в дальнейшем можно специально обсудить. И тем
не менее на интуитивном уровне понятно, что такие карточки, как «Об­
служивать посетителей», «Преподавать», «Играть на сцене», «Учебное
заведение», более близки, чем карточки «Ремонтировать, настраивать»,
«Делать чертежи», «Обрабатывать что-либо с помощью механизмов»,
«Промышленное предприятие», «Служба быта». Кроме того, сами кар­
точки на столе также располагаются по степени близости.

При этом может так оказаться, что одна карточка попадает в разные группы. Например, карточка «Руководить» может быть отнесена и к первой, и ко второй из представленных выше групп. Некоторые кар­точки могут вообще не быть соотнесены ни с какими группами. Так или иначе в ходе подобных группировок постепенно образуются свое­образные «молекулы профессий» из сходных карточек. Пример состав­ления «молекулы профессий» показан на рис. 3.

10. Далее остается совместно угадать эти профессии. При этом одна
молекула может быть соотнесена с разными профессиями. Эти варианты
выписываются на листочке и отдельно обсуждаются. В ходе такого обсуж­
дения учитывается:

1) сколько карточек с данной профессией соотносятся;

2) насколько наиболее привлекательные действия и места работы,
соотносимые с профессиями, вызывают у самого клиента сомнения от­
носительно того, сможет ли он эти действия успешно выполнять и смо­
жет ли работать в тех или иных организациях. Если таких карточек, соот­
носимых с обсуждаемыми профессиями, окажется много, то тогда это
может вызвать определенные сомнения по данным профессиям. И на­
оборот, если клиент уверен, что и действия, и организации не вызовут у
него затруднений, то и соответствующие профессии также могут рас­
сматриваться как более предпочтительные;

3) общее отношение к данным профессиям клиента; ведь даже если
чо всем раскладам какая-то профессия вырисовывается, а у клиента к
ней откровенное отвращение, то это не есть правильный выбор. Но все-
таки это также является материалом для размышлений, и тогда следует
понять, почему же эта профессия нежелательна.

 

Пряжн икона


Перечень карточек профессионально важных качествПВК «К»

Цифрами в первом ряду обозначены номера соответствующих данн качеству трудовых действий — что делать («Ч»), а во втором ряду — номе ра соответствующих мест работы — где работать («Г»).

К-1. Специальные знания — хорошая ориентировка в конкретной обла-|
сти, в «своем» деле. |

1.3.4.5.6.7.8.13.19.23.24.27. 1.2.8.9.13.15.16.18.21.27.

К-2. Общая эрудиция — умение ориентироваться в различных вопрс и областях знания. 1.3.4.5.9.10.12.21. 3.6.7.10.16.17.27.

К-3. Творческое воображение, интуиция.

1.4.5.7.9.11.12.13.19.21.

3.6.7.16.17.

К-4. Жизненный опыт, мудрость.

2.14.5.9.10.14.20.21.23.25.

1.2.3.5.10.11.12.14.17.18.19.24.26.27.

К-5. Умение общаться: обаяние, воспитанность, находчивость.

2.4.5.8.10.11.21.23.25.26.

1.2.3.4.6.7.14.17.18.19.22.24.26.27.

К-6. Гуманность, доброта, бескорыстность.

2.4.5.9.16.11.21.22.23.

1.6.7.12.13.14.17.18.19.27.

К-7. Активность, инициативность, предприимчивость.

4.5.8.14.19.20.25.

2.11.14.19.24.26.

К-8. Воля, смелость, принципиальность.

4.5.8.9.12.18.20.24.

1.2.3.4.7.11.18.19.21.22.25.27.

К-9. Самокритичность — умение признаваться в собственных ошиЕ

2.4.5.9.11.12.13.21.

1.2.3.10.14.16.17.19.21.25.27.

К-10. Достоинство и честь, порядочность, репутация.

2.4.5.9.11.18.20.23.24.

1.2.3.12.14.17.18.19.20.21.25.26.27.

К-11. Уравновешенность — способность сдерживать себя и не впа в отчаяние.

1.2.4.5.6.7.10.14.15.16.17.19.21.22.23.24.27. 1.8.12.14.15.17.19.21.23.24.26.27.

К-12. Оптимизм, чувство юмора.

2.4.9.10.11.12.21.23.25.

1.3.7.16.17.19.26.


К-13. Логичность, строгость мышления.

1.3.5.6.7.12.15.17.19.20.24.27.

1.2.4.9.15.16.18.19.20.25.

К-14. Умение сосредоточиваться на конкретном деле.

1.3.5.6.12.15.16.17.19.23.24.27.

8.9.10.15.16.18.21.23.24.

К-15. Умение переключать внимание, быстро улавливать изменения в ситуации.

2.4.5.7.8.11.12.14.15.17.19.20.21.23.24.27. 2.3.4.9.12.14.15.16.17.18.19.21.24.26.

К-16. Хорошая память.

1.3.4.5.7.10.11.16.17.19.21.23.24.25.26.27.

1.2.3.6.7.8.10.11.13.14.16.17.18.19.20.21.24.26.27.

К-17. Умение оперативно искать информацию — через Интернет, с по­мощью записных книжек, картотек, каталогов, справочников. 1.3.4.5.9.12.15.19.23.24.25. 1.2.3.6.8.10.11.15.16.

К-18. Владение мимикой, позами, жестами — умение выглядеть изящ­но, привлекательно и убедительно. 2.4.5.10.11.20.21.22.23. 1.3.7.13.17.26.27.

К-19. Владение телом — ловкость, координация движений.

2.4.8.11.14.18.20.

3.7.11.18.19.21.22.25.

К-20. «Золотые руки» — отличная координация кистей и пальцев рук, умение работать быстро и качественно. 6.7.13.16.17.19.27. 8.9.12.20.

К-21. Физическая сила.

2.8.16.18.20.22.

4.5.7.11.13.14.17.18.19.20.22.24.25.

К-22. Внешние достоинства, красота.

2.4.10.11.21.23.26.

1.3.7.25.26.27.

К-23. Здоровье — отличная работа различных систем организма.

2.8.11.14.15.18.20.22.25.26.

4.5.7.11.13.18.19.21.22.24.25.26.

К-24. Выносливость и работоспособность — умение работать с посто­янными нагрузками, надолго мобилизовывать свои силы. 2.4.5.7.8.9.11.14.17.18.20.25.26.27. 2.3.4.5.7.11.13.14.17.18.19.21.22.23.24.25.26.27.

К-25. Быстродействие, хорошая реакция.

2.8.14.17.18.20.22.24.

4.5.6.7.9.12.15.17.18.19.20.21.23.24.25.26.


К-26. Владение голосом: интонациями, тембром, высотой, силой.

2.4.5.8.10.11.21.

1.3.7.14.17.18.19.27.

К-27. Развитые органы чувств: зрение, слух, обоняние, вкус, кожно-мы-j шечная чувствительность, вестибулярный аппарат, чувство времени. 6.8.14.20. 13.18.19.21.23.24.25.

Перечень карточек трудовых действий«Что делать?» («Ч»)

4-1. Работать с текстами. Много читать, писать, печатать, редактир вать, корректировать.

4-2. Обслуживать посетителей. Торговать, давать справки, оказыват услуги.

Ч-З. Составлять планы, программы. Обрабатывать информацию, ве расчеты.

4-4. Преподавать, выступать перед аудиториями. Обучать, воспитыват читать лекции.

4-5. Руководить, организовывать взаимодействие. Командовать, кон ролировать, налаживать деловые «связи».

4-6. Ремонтировать, настраивать, регулировать. Готовить технику и < рудование; ремонтировать помещения.

4-7. Делать чертежи, конструировать.

4-8. Сооружать что-либо. Возводить объекты; собирать, монтироват крупные блоки.

4-9. Постоянно работать над собой. Непрерывное образование и сак образование; тренировки, репетиции.

4-10. Беседовать с людьми (клиентами, пациентами, посетителями). Ко сультировать, помогать решать трудные вопросы.

4-11. Играть на сцене, в кино, выступать в концертном зале, по ради на телевидении. Быть профессиональным артистом.

4-12. Творить, создавать новое, изобретать. Отстаивать новые иде доказывать свою правоту невеждам.

4-13. Художественно оформлять что-либо, создавать уют.

4-14. Управлять транспортным средством.

4-15. Преобразовывать вещества (с помощью температуры, в химик биологических и кулинарных процессах).

4-16. Обрабатывать объекты и материалы вручную (использовать пр стые ручные приспособления).

4-17. Обрабатывать что-либо с помощью механизмов. Управлять < ком, технологической установкой, автоматической линией.

4-18. Демонстрировать силу и ловкость. Танцы, акробатика, спорт ные соревнования.

4-19. Исследовать, изучать, экспериментировать.

4-20. Быстро ориентироваться (соображать) в ситуациях стресса и |

4-21. Воспитывать, обучать детей.

4-22. Ухаживать за животными и растениями.


4-23. Лечить, предупреждать болезни.

4-24. Оценивать, контролировать, ставить диагноз.

4-25. Много двигаться, разъезжать. Командировки, рейсы, путешествия, экспедиции, длительные обходы больших территорий.

4-26. Обслуживать помещения и объекты. Следить за порядком.

4-27. Выполнять высокоточную и ответственную работу. Хирургические операции, реставрация шедевров культуры, ювелирные работы, обработ­ка дорогих деталей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: