Методика включает в себя две основные части.
Первая часть методики — «Перекресток-1» — предназначена для опрЫ деления наиболее предпочтительных для клиента «предметов (сфер) тру! да» и «средств труда». Это позволяет в итоге уточнить наиболее привлека| тельные профессии (по специальной таблице — на пересечении, т.е. «перекрестке» привлекательных предметов и средств).
Вторая часть методики —«Перекресток-2» — является вспомогательно и предназначена для определения наиболее привлекательного для кли| ента «уровня профессионального образования» и его предполагаемог «уровня самостоятельности в труде». В итоге это позволяет соотнести; вень профессиональных предпочтений (претензий) клиента и его готов| ности самостоятельно, инициативно и творчески реализовать свои пр тензии (по специальной таблице — на пересечении, т.е. опять же «перекрестке», уровня профессионального образования и уровня само стоятельности).
Данная методика является активизирующей, т.е. собственно психодиагностический эффект в ней не главное. Более важным является провоцирование размышлений самоопределяющегося клиента над сложными мировоззренческими проблемами, связанными с выбором профессии и учебного заведения.
|
|
Однако если данную методику использовать вместе с другими известными методами профессиональной психодиагностики, то ее диагностический эффект может повыситься.
В сборе и обработке данных для составления новых «норм» большую помощь авторам методики оказали психолог московской школы № 848 Е.В.Лямкина и педагог школы № 1 г. Долгопрудного Московской области О. Н. Мелехина.
Методика предназначена для работы со старшеклассниками и со взрослыми клиентами.
По времени вся методика занимает: «Перекресток-1» — около 1,5 ч, а «Перекресток-2» — около 40—45 мин.
Методика «Перекресток», проведенная по полной схеме, больше подходит для индивидуальной профконсультации (в идеале — в комбинированном компьютерно-«ручном» варианте). Однако отдельные части методики могут использоваться как самостоятельные опросники, и тогда их можно включать в работу с группой (или классом).
Результаты опросников (в «ручном» варианте использования) подсчитывают сами клиенты. Объясняется это тем, что методика активизирующая и клиенты должны понимать хотя бы общую логику осмысления своих результатов.
Клиенты самостоятельно рисуют бланки ответов (естественно, если им понятно объяснили, как это делается, и показали пример такого бланка на классной доске).
Поскольку методика «Перекресток» является активизирующим опросником, то и процедура должна строиться несколько иначе, чем при проведении настоящих «тестов».
|
|
Отметим несколько особенностей процедуры данной методики.
1. Психолога не должно смущать, что некоторые вопросы составлены
в эмоционально провокационном плане. Такие вопросы — это малень
кие философские дилеммы, а методики и задумывалась как провоциро
вание размышлений над подобными вопросами. Например, вместо того
чтобы прямо ставить данные вопросы перед клиентами (что, скорее все
го, вызвало бы непонимание и даже определенные психологические
барьеры), эти вопросы просто включены в другую деятельность — в запол
нение бланка ответов. В итоге опросник воспринимается большинством
клиентом как вполне нормальный.
2. Некоторые вопросы психолог может по-своему комментировать,
что также категорически запрещается при работе с «настоящим» тестом.
Идея комментирования некоторых вопросов была подсказана учащими
ся, которые часто сами (и по-своему) комментируют заинтересовавшие
их вопросы. В данном случае психолог лишь просто перехватывает у них
инициативу. Кроме того, психолог может через такие комментарии обо
значать наиболее важные ценностно-смысловые акценты профессиональ
ного и личностного самоопределения.
3. У некоторых педагогов и психологов могут возникнуть вопросы,!
связанные с такими «предметами (сферами) труда», как «Антиобще
ственная деятельность» и «Тунеядство». Конечно, включение этих групп ■>
является нетрадиционным для подобных методик, хотя социологи и фи- 1
лософы, выделяя типичные группы населения в разных культурах, дав- I
но говорят о «неизбежности» преступников и проституток, а социальные |
педагоги — о том, что уже давно сформировался институт «профессио
нальных нищих». К сожалению, часть подростков размышляют и о таких;
перспективах своего самоопределения (иногда из озорства или осознан
но, иногда вынужденно, в силу специфического социально-экономи-'
ческого и духовного положения современной РФ). Смысл обсуждения;
таких перспектив состоит не в том, чтобы поддержать подобные ориен- I
тации подростков, а в том, чтобы открыто начать обсуждение данной!
проблемы. Если не педагоги и психологи начнут обсуждать подобны^!
вопросы, то тогда кто? К сожалению, другие «специалисты» времени!
зря не теряют, и идея «криминализации общества» до сих пор еще весь
ма популярна не только в подростковой среде.
4. При обработке и интерпретации результатов в опроснике «Пер
кресток» следует помнить, что некоторые «нормы» нами произвольно
сдвинуты вверх. Например, норма для «Антиобщественной деятельно
сти» для мальчиков раньше была: (-8) —(-4), и тогда многие попадали
«плюс», что как бы «подтверждало» их намерения. Мы изменили норму^
и она стала выглядеть так: (-3)—(+3), и теперь уже редко кто из подростке
попадает в «плюс». Аналогично изменена норма для «Тунеядства»: с (-5) -
(-2) до (0) — (+5). Соответственно изменены нормы для девушек: по «Ан
тиобщественной деятельности» — с (-7) —(-3) до (-3)—(+5), а для «Бро-1
дяг-попрошаек» — с (-6)—(-3) до (0) —(+6).
5. На этапе подведения итогов могут возникать ситуации, когда
то сильно недоволен результатами. Ни в коем случае нельзя слишко* серьезно подходить к таким результатам. Например, возможна ситуация когда психолог может примерно так «успокоить» клиента: «Скорее вс嫧 го, у вас просто плохое настроение, и в другой раз результаты буд несколько иными», «Это не ваша вина: скорее всего, методика не ее всем удачная» и т.п. Но в любом случае клиент может не только маться над такими неудачными результатами, но и как-то эмоционал* но отнестись к такой неудаче.
Как уже отмечалось, методика «Перекресток» не является психоди гностической в строгом смысле слова. Соответственно и результаты имен лишь относительную диагностическую ценность. Для повышения дк гностической ценности опросника «За и против» следовало бы соблв следующие условия:
|
|
1) исключить «провокационные» и «эмоционально не нейтральные
вопросы (после чего методика значительно потеряла бы в активизиру
щем плане и воспринималась бы многими клиентами-учащимися
более скучная);
2) не комментировать даже некоторые вопросы в ходе проведен!
методики (но тогда психолог не имел бы возможности делать акцеь
на наиболее существенных проблемах профессионального самоопред
ления, что также снизило бы активизирующий эффект);
3) значительно расширить выборку обследованных для уточнения
психометрических норм; например, по каждой группе (мальчиков-под
ростков и девушек) довести статистику до 200—300 обследованных;
4) разработать нормы не «вообще», а для каждой образовательно-воз
растной группы клиентов (например, для подростков, абитуриентов, от
дельно для каждой группы безработного и незанятого населения);
5) желательно также разработать «нормы» для каждого культурно-
национального региона страны;
6) периодически обновлять «нормы» (желательно через каждые 3 — 5
лет);
7) обязательно соотносить результаты опросника с другими проф-
ориентационными методиками;
8) проводить обследование по всем этим методикам в течение опреде
ленного (длительного) времени, например 2—3 раза в течение учебного
года или хотя бы в течение 2 — 3 лет, чтобы была возможность отслежи
вать динамику изменения профессиональных намерений, самооценку своих
возможностей и изменения в ценностно-смысловой сфере и т.п.
Понятно, что все перечисленные требования к тесту выполнить почти невозможно, поэтому мы и не переоцениваем психодиагностические возможности данной процедуры.
При интерпретации результатов психолог может опираться на общую (формальную, внешнюю) схему, описанную в процедуре использования каждой из трех частей методики, а также в разделе «Обобщение результатов». Но при этом неизбежна опора на собственный жизненный опыт и даже на профессиональную интуицию. Таким образом, формальная схема обсуждения — это своеобразная «подстраховка» для психолога на случай, если опыт и интуиция не помогают.
|
|
Полученный материал является лишь скромной информацией для принятия окончательного решения. Приемлемым итогом работы с опросником «Перекресток» явилось бы не только обсуждение конкретного выбора, но и параллельное обсуждение ценностно-смысловых вопросов профессионального и личностного самоопределения. Желательно, чтобы методика как бы спровоцировала некоторые такие вопросы.
«ПЕРЕКРЕСТОК-1» (первая часть опросника)
Общие цели методики:
1) выявление наиболее привлекательных для клиента предметов (сфер)
труда;
2) выявление наиболее привлекательных для клиента внешних и внут
ренних средств труда;
3) соотнесение предметов и средств для уточнения наиболее привле
кательных для клиента профессий (по специальной таблице);
4) активизация (провоцирование) самоопределяющегося клиента на
ценностно-нравственные размышления, связанные с выбором профес
сий (внутренняя, собственно активизирующая цель методики).
Мы рекомендуем (по возможности) проводить опросники по выявлению предметов (сфер) и средств труда сразу (на одном занятии или в
рамках одной профконсультации). Это позволит как бы «на одном дыха- j нии» определить по таблице на пересечении предметов и средств конк-| ретные профессии.
Естественно, если такой возможности нет, то эти опросники можно! проводить и на разных занятиях (профконсультациях). Например, на| первом занятии определяются наиболее привлекательные «предметы (сфе- \ ры) труда», а на втором занятии — наиболее привлекательные «средства! труда» и сразу же отыскиваются по таблице наиболее интересные для:| клиента профессии.