Что выступает в качестве единицы психолингвистического анализа человеческой речи?

Единицей психолингвистического анализа являются элементарные речевые действия, направленные на решение коммуникативных или интеллектуальных (познавательных) задач.

Речь это не система реакций, а активная целенаправленная система действий, которые реализуются с помощью языковых средств. Такие задачи предполагают: а) ориентировку в системе инвариантных значений, одинаковых для включающихся в общение людей; б) выбор языковых средств, позволяющих обмениваться значениями в речевой деятельности.

Традиционно выделяемые в лингвистике языковые (речевые) уровни и элементы – фонемы, морфемы, лексемы, синтагмы – выступают только как система средств, овладевая которыми на протяжении индивидуальной жизни, человек получает возможность более эффективно организовывать совместные и индивидуальные практические и умственные действия.

Отметим, что в зарубежных психолингвистических теориях в основу анализа речи человека, как правило, кладется исследование языковых средств и «способов их организации в человеческой психике», а не овладение способами использования языковых средств в речевых действиях для организации различных неречевых действий и решения задач в разных ситуациях.

Собственно психолингвистическое исследование генезиса и функций речевых операций и действий человека – это последовательный анализ того, как языковые средства включаются в разнообразные совместные взаимные действия ребенка с взрослым на уровне стихийных речевых операций, как языковые средства начинают использоваться в относительно самостоятельных речевых действиях, как такие действия приобретают характер уже не совместных действий, а индивидуальных «действий для себя», как языковые средства и речевые действия начинают осознаваться субъектом и так далее.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: