Что лежит в основе формирования и развития человеческих форм психики?

Психика человека обусловлена социальной жизнью и является целостной развивающейся динамической смысловой системой, в которую входят: а) мотивационная (аффективная, волевая); б) познавательно-целевая (ориентировка, целеполагание, планирование); в) исполнительная составляющие.

Все человеческие формы психической ориентировки (высшие психические функции человека) исходно формируются и развиваются в процессах овладения способами организации и выполнения различных человеческих действий, образцы которых задаются другими людьми. Овладение такими действиями необходимо предполагает включение в их организацию способов использования знаково-символических средств. Производно (позднее) такие разделенные с другими людьми действия преобразуются в действия самостоятельные и умственные (Выготский, 1983).

Все составляющие высших психических функций реализуются как сложные функциональные системы операций и действий, которые могут находиться в различных генетических отношениях друг к другу (А.А. Леонтьев, 2001. – С. 108).

Каковы основные закономерности функционального включения орудийных и знаково-символических средств в действия человека?

Орудийные и знаково-символические средства, включаясь в человеческие действия и деятельности, реализуют в них множество функциональных отношений и связей, которые обеспечиваются процессами: а) обозначения предметов и явлений (установление предметной отнесенности); б) актуализации у разных людей одинаковых способов ориентировки в окружающем мире и способов организации действий и операций (фиксирование значений).

· Включение объектов и орудий в новые типы действий обеспечивает установление новых межпредметных отношений и связей, что позволяет выделять и фиксировать новые свойства предметов и явлений.

· В процессах общения выделяются свойства предметов и явлений, которые существенны для организации и выполнения совместных действий.

· Знаково-символические средства, используемые в процессах общения для организации совместных действий и деятельностей (имитации, жесты, звуки, язык), начинают обозначать и фиксировать: а) способы организации действий, в которых устанавливаются межпредметные взаимодействия; б) результаты таких взаимодействий, как свойства, связи и отношения, характеризующие предметы и явления.

При этом в человеческих действиях потенциально любые операциональные составляющие могут приобретать характер опосредствованных речью операций: речевые операции ориентировки, планирования, исполнения, контроля и коррекции в составе различных практических действий. Постепенно такие операции образуют основу для формирования и развития все более сложных речевых действий. Первоначально речевые действия ребенка соотносятся с актуальной воспринимаемой предметной ситуацией. Постепенно речевые действия начинают соотноситься с семантическим содержанием, актуализируемым в форме умственных представлений и понятий – формируются умственные действия и операции.

Каковы основные отношения между знаково-символическими средствами и психическими функциями?

Имеется два основных типа отношений между используемыми субъектом знаково-символическими средствами и психическими функциями:

· Процессы перехода от предметно-практических действий и операций (взаимодействий с окружающим миром) к знаково-символическим средствам, фиксирующим и актуализирующим умственные формы операций и действий в форме значений.

· Процессы перехода от умственных операций и действий, содержание которых (представления, мысли) актуализируется и фиксируется с помощью знаково-символических средств – к предметно-практическим действиям и операциям. (Процессы построения с опорой на знаки и символы представлений и понятий об окружающем мире и возможных способах организации действий – к их предметно-практической реализации, как в общественном, так и в индивидуальном сознании).

3.1.2. Язык и речь в человеческой деятельности

В качестве предмета исследования лингвистики и психолингвистики может выступать:

· Языковой процесс (речь) – реализация языковым коллективом языковой способности в определенных социально-экономических и культурных условиях.

· Языковой стандарт (язык) – определенным образом упорядоченная совокупность константных элементов, которые используются в речевых действиях.

· Языковая способность – совокупность психологических и физиологических условий и механизмов, обеспечивающих усвоение, производство, воспроизводство и адекватное восприятие языковых знаков каждым членом языкового коллектива.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: