Предмет изучения (основное отношение) – взаимоотношения между опосредствованным языком образом мира (системой предметных и вербальных значений, которыми овладел субъект) и деятельностьючеловека в реальном предметном мире. При этом может быть выделен ряд фундаментальных психолингвистических проблем:
· Центральной проблемой психолингвистики выступает построение психологической теории формирования, развития и функционирования вербальных значений.
· Проблема генетической производности лингвистических значений на основе предметных значений, а также взаимоотношения их сложного последующего развития в составе человеческой деятельности.
· Проблема выделения взаимосвязей и отношений между когнитивными (средство обобщения и построения образа мира) и коммуникативными (средство общения) аспектами использования языка в человеческой деятельности (см. ниже).
· Проблема выявления психологических закономерностей и механизмов, обеспечивающих порождение и восприятие речевых высказываний.
|
|
3.1.4. Основы теоретического анализа процессов общения в человеческой деятельности
В контексте системно-деятельностного культурно-исторического подхода к анализу и объяснению психических явлений общение рассматривается как система целенаправленных и мотивированных действий и операций, которые: а) обеспечивают взаимодействия людей, реализующих общественные и личностные отношения, в коллективной деятельности; б) опираются на использование специфических знаково-символических средств – жестово-изобразительных, языковых, а также создаваемых искусственно (Леонтьев А.А. Психология общения, 1997. – С. 240).
Каковы генетические отношения между деятельностью, общением и языком в истории развития человечества?
Взаимодействия людей с природной средой на ранних стадиях исторического развития человечества выступают в форме совместной трудовой деятельности, имеющей общие мотивы. При этом общие мотивы реализуются и достигаются посредством постепенно усложняющихся распределенных между людьми действий. Предметное содержание целей действий отдельных субъектов перестает совпадать с предметным содержанием мотивов совместной деятельности.
Совершенствование трудовой деятельности детерминирует развитие все более сложных взаимоотношений в трудовом коллективе, которые организуются и регулируются процессами общения. Необходимость организации взаимодействий в совместной деятельности в процессах общения детерминирует формирование и развитие сознания (совместных знаний) и особой системы средств общения – языка.
|
|
· В совместной деятельности выделяются: а) свойства включаемых в действие предметов и предметные условия, которые существенны для выполнения действия; б) специальные операции и действия, направленные на планирование, организацию и управление взаимодействиями между субъектами.
· На этой основе образуются первые обобщения, которые фиксируются как транслируемые в человеческом сообществе образцы: а) способов выполнения различных действий в разных предметных условиях; б) способов использования различных орудий. Такие обобщения исходно фиксируются с опорой на жесты и движения-имитации.
· Когда формирующиеся при реализации действий обобщения закрепляются за определенными сочетаниями звуков, они преобразуются в значения слов. В результате организация и актуализация действий начинает осуществляться с помощью формирующихся языковых средств - действия становятся речевыми.
· Речевые операции планирования, организации и управления действиями и деятельностью отделяются во времени и пространстве от продуктивных (трудовых) действий и деятельностей в конкретных предметных ситуациях. Содержание способа ориентировки и планирования действия отделяется от исполнительной части – действие приобретает надситуативность.
· Специализация отдельных субъектов в выполнении речевых операций (и производных от них действий) планирования, организации и управления деятельностью перестает требовать внешней речевой формы. Формируются внутриречевые умственные действия.
· Все эти процессы обеспечивают условия: а) для отделения действий умственных от действий практических; б) для формирования действий надситуативного речевого общения.
Обобщения, формирующиеся в процессе выполнения предметно-практических действий, сами по себе не обеспечивают переход к речевым (вербальным) действиям. Такой переход становится возможным через функции общения. Обобщения фиксируются в средствах общения (в языковых средствах) в качестве значений.
Позднее от речевых действий, обеспечивающих ситуативное общение между людьми, отделяются интеллектуальные умственные действия, которые: а) опираются на способы использования языковых и других знаково-символических средств, обеспечивающих актуализацию собственных умственных действий; б) позволяют оперировать предметными значениями вне конкретной предметной ситуации. Внешние речевые действия, исходно обеспечивающие общение между субъектами, приобретают характер внутренних речевых действий, организующих когнитивные процессы – умственные действия над значениями.
Как дифференцируются действия и деятельности общения?
Действия общения исходно имеют целью планирование и координацию совместной производственной деятельности группы индивидов, а также общества в целом. В действиях общения решается три основных типа задач:
· Задачи, ориентированные на согласование предметов и целей взаимодействия.
· Задачи, ориентированные на согласование интересов субъекта с интересами других людей, групп людей, общества.
· Задачи, ориентированные на интересы субъекта – инициатора общения.
Действия общения могут различаться по множеству оснований:
· По ориентации (направленности): общение, ориентированное на получение определенного результата; личностно-ориентированное общение; социально-ориентированное общение.
· По психологической динамике изменений, происходящих с людьми, включенными в процесс общения (согласование-рассогласование взаимодействий, отношений, и т. д.).
· По различиям в использовании знаково-символических средств.
· По степени опосредованности: между общающимися людьми могут помещаться предметы, графические знаково-символические средства, технические устройства и т. д.
|
|
Каковы основные характеристики действий общения в составе любой деятельности?
Действия общения обязательно предполагают определенную мотивацию, исходно формирующуюся под влиянием вне коммуникативных факторов.
В действиях общения всегда присутствуют три группы взаимосвязанных составляющих: а) фаза ориентировки и планирования; б) фаза исполнения; в) фаза контроля.
Ориентировочная основа действий общения включает два уровня операций: а) исходная ориентировка в проблемной ситуации обеспечивающая выделение коммуникативной задачи; б) ориентировка в условиях коммуникативной задачи.
При этом в любом действии следует различать: а) ориентировочную основу, обеспечивающую формирование действия; б) ориентировочную основу, обеспечивающую осуществление действия.
3.1.5. Язык, знаково-символические средства и значения в человеческой деятельности и общении