Языковые средства обеспечивают организацию совместных и индивидуальных действий (практических и умственных), фиксирование общественного опыта, обмен сообщениями.
При этом между человеческим языком и явлениями внешнего мира отсутствует прямая однозначная соотнесенность. Между ними находится промежуточное звено – общественная деятельность, в которой складываются условия для формирования, фиксирования, совершенствования и транслирования из поколения в поколение системы значений.
Через язык и знаково-символические средства человечество и каждый человек получают возможность осуществлять связи настоящего с прошедшим и с будущим.
Язык это сложно функционирующая в человеческой деятельности система средств, к которой принадлежат:
· Социальные (общественно фиксированные) значения как компоненты, включающиеся в индивидуальный образ мира каждого человека.
· Структурная уровневая организация языковых единиц (знаков), позволяющих фиксировать и транслировать значения – язык как система материальных знаковых средств.
|
|
· Психологические и физиологические механизмы производства и понимания речи – лингвистические способности людей.
Каковы возможные подходы к научному исследованию языка?
Человеческий язык существует независимо от каждого конкретного человека как объективная система используемых человечеством знаков и символов в речевых действиях, выполняющих множество функций в человеческой деятельности.
Исследование языка – это всегда исследование речевых действий и их результатов у разных людей через построение различных теоретических языковых моделей и их последующую эмпирическую верификацию. Пари этом выбор единиц для исследования и описания языка зависит от выделенного предмета исследования, задач исследования и метода исследования.
Может быть выделено два основных типа моделей языка:
· Модели, построенные на основе выделения и описания структурных элементов языка, обеспечивающие статическое описание (анализ) средств и продуктов речевых действий.
· Модели, построенные на основе выделения и описания операций, которые обеспечивают подготовку и организацию (синтез) различных речевых действий (действий с использованием языковых средств), направленных на получение определенных результатов.
Что выступает в качестве основных лингвистических единиц при исследовании языка и речевых действий?
Лингвистическая единица – это элемент модели языкового стандарта, характеризующийся специфической структурой, функцией и материалом (звуковой или графической структурой и протяженностью), который соотносится с определенными объективными предметными ситуациями, в которых используются речевые действия.
|
|
Выделяются следующие основные уровни единиц языкового стандарта: синтаксический, лексематический, морфематический, фонематический, сонематический. При этом единство языковой системы определяется не синхронной иерархической соподчиненностью ее уровней, а их избирательным (селективным) использованием в речевой деятельности.
Существует три ступени анализа лингвистических единиц: а) синтагматическое разграничение единиц данного уровня; б) парадигматическое разграничение и соотнесение единиц данного уровня; в) установление правил соотнесения (отождествления) сегментов высказываний и текстов с определенными единицами данного уровня.
3.1.3. Предмет психолингвистического исследования языка и речи. Основные положения психологической теории речевой деятельности человека (А.А. Леонтьев)