Минимальная единица речевой деятельности – речевое действие – обладает предметностью, целенаправленностью, мотивированностью, иерархически организованной функциональной структурой, а также другими признаками, характеризующими любое действие.
Речевое действие включает: а) фазу ориентировки и планирования; б) фазу исполнения; в) фазу контроля и коррекции.
Фаза ориентировки, в сою очередь, может быть направлена на: а) ориентировку в проблемной ситуации, ведущую к формированию коммуникативной задачи и замысла высказывания (стратегия высказывания); б) ориентировку в условиях коммуникативной задачи, которая завершается программированием высказывания (тактика высказывания).
На каких принципах реализуется порождение и восприятие речи?
В основе порождения и восприятия речи лежит вероятностное прогнозирование – «психологические механизмы», регулирующие степень сокращения поиска решения задачи в пространстве большого числа возможностей.
При порождении и восприятии речевых высказываний осуществляется выбор стратегий речевого поведения. Стратегия и тактика построения и восприятия высказываний, как правило, носят автоматизированный характер и не осознаются, но при необходимости могут частично осознаваться на разных уровнях ориентировки, планирования и реализации речевого действия.
|
|
Поиск слов в долговременной памяти при порождении или восприятии высказывания осуществляется с использованием статистико-вероятностных способов ориентировки по двум классам критериев: а) семантические признаки; б) акустико-артикуляционные признаки.
В основе порождения и восприятия речи лежат не тождественные (но во многом аналогичные) вероятностные процессы.