«Основы психолингвистической теории»
Цель: осознать систему терминов психолингвистики, научиться оперировать ими в процессе ответов на вопросы, осваивать научный стиль общения.
Темы выступлений
1. Психолингвистические, языковые и психологические единицы.
2. Физиологические основы психолингвистики: концепция Н.А.Бернштейна.
3. Психолингвистика как теория речевой деятельности.
4. Основные постулаты психолингвистической теории.
5. Грамматика и психология.
Задание
Разбившись на пять групп, подготовить выступления по указанным темам. В процессе слушания сообщений составить их план и разработать вопросы для выступающих. Дать рецензию на доклады по следующей схеме:
¨ Информативность текста.
¨ Доступность изложения.
¨ Осознанность материала.
¨ Убеждённость выступающего.
¨ Поддержание контакта с аудиторией.
¨ Популяризация излагаемого.
¨ Сохранение научного стиля изложения.
Рекомендуемая литература
1. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. М., 1997. С. 56-72.
|
|
2. Леонтьев А.А. Слово в речевой деятельности. М., 1965.
3. Леонтьев А.А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания. М., 1969.
4. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. Изд.2. М., 1977.
5. Леонтьев А.Н. Философия психологии. М.,1994.
6. Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. М., 1966.
7. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. М., 1956.
8. Слобин Д., Грин ДЖ. Психолингвистика. С.61-86.
Лабораторное занятие
«Методы психолингвистики»
Цель: получить представление об основных методах психолингвистики, научиться проводить ассоциативный эксперимент и анализировать результаты экспериментальных данных.
Допуск к работе
1. Дайте определение термину «метод». Укажите известные вам методы.
2. Назовите методы, используемые психолингвистикой.
3. Укажите прямые и косвенные экспериментальные методики.
4. Приведите примеры формирующих экспериментов.
5. Расскажите о сути лингвистического эксперимента.