Локальные поведенческие проблемы

Гиперактивность. Повышенная возбудимость гиперактивного ребенка порождает немало трудностей. Можно выделить основные рекомендации для родителей по взаимодействию с чрезмерно активными детьми:

· Давайте ребенку только одно задание на определенный отрезок времени, чтобы он мог его завершить. После завершения первого переходите к следующему, но, ни в коем случае не начинайте перечислять ребенку, что он должен сегодня сделать в течение дня.

· Оберегайте ребенка от утомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности, а с этой целью избегайте, по возможности большого скопления людей, т. к. пребывание на рынках, в крупных магазинах и т. д. оказывает чрезмерно стимулирующее воздействие. Так же следует избегать беспокойных и шумных занятий

· При этом необходимо предоставить ребенку возможность расходовать избыточную энергию. С этой целью очень полезны ежедневная физическая активность на свежем воздухе, длительные прогулки, бег, спортивные занятия, игры.

· Необходимо стараться сдерживать свои бурные аффекты, особенно если вы огорчены или недовольны поведением ребенка. Следите за своей речью, старайтесь говорить спокойным голосом. Гнев, возмущение плохо поддаются контролю. В ситуации, когда вы раздражены, лучше выйти из комнаты и сделать то, что вам поможет восстановить самообладание и ровное суждение (например, позвонить подруге, сделать 10 глубоких вдохов, принять душ и т. д.)

· Разряжайте конфликт со смехом, например, если ваш ребенок сердится на вас, предложите ему выплеснуть свою злость в подушечной войне с вами, или покидаться мягкими игрушками. Смех помогает высвободить гнев и чувство беспомощности.

· Сообщайте ребенку о своих собственных чувствах. Например «Я очень устаю от собирания крошек в гостиной».

В целом организация всей жизни должна действовать на ребенка успокаивающе.

В жизни гиперактивного ребенка порядокявляется чрезвычайно важным элементом. Чем лучше организовано физическое пространство, тем меньше в нем раздражителей, притягивающих взгляд и отвлекающих внимание.

Также можно рекомендовать использование различных игр с гиперактивными детьми. Они позволяют снять напряжение, снизить уровень агрессивности, развить чувственное восприятие повысить уровень концентрации внимания и памяти, гармонизировать отношение между родителями и ребенком (приложение 2).

Ложь. При жалобе на то, что ребенок часто лжет, надо, прежде всего, помочь клиенту осознать чрезвычайную распространенность подобного поведения как среди детей, так и среди взрослых.

Следующая группа рекомендаций относится к общему построению взаимоотношений с ребенком. Если он особенно много лжет, то это обычно признак того, что родители стараются чрезмерно его контролировать, и ему приходится отстаивать свою самостоятельность посредством лжи. В этом случае нужно убедить родителей снизить уровень контроля, предоставить ребенку больше самостоятельности, чтобы ложь перестала быть ему нужна. Аналогично, если ложь порождена завышенными требованиями и, соответственно, частой негативной оценкой действий ребенка, то нужно рекомендовать родителям сменить подход к ребенку, перестать его ругать.

В некоторых случаях впечатление лживости создается в результате гипертрофированного развития воображения. Оно часто отражает склонность ребенка к защитному фантазированию.

Воровство. Жалобы на детское воровство весьма распространены, но не всегда адекватны. Так, если подобная жалоба относится к дошкольнику, то ее правильная формулировка должна быть совершенно другой: «Ребенок берет вещи без спроса». Дело в том, что под воровством принято понимать сознательное нарушение соответствующей моральной нормы, тогда как дошкольники еще вообще не владеют моральными нормами.

Чем бы ни были вызваны кражи и в каком бы возрасте они ни совершались желательно отказаться от использования слов «вор», «воровство», «кража» и использовать более мягкие выражения: «брать чужое», «взять то, что тебе не принадлежит» и т.п. Иначе у ребенка может сложиться негативная самооценка, которая будет побуждать его к дальнейшим правонарушениям.

Другой аспект поведения родителей должен быть связан с предотвращением возможности воспользоваться украденными деньгами или вещью, получить от этого удовольствие.

Если дома появляются вещи неизвестного происхождения, которые ребенок, по его словам, «нашел», то не надо устраивать разбирательств, выясняя, не украдены ли они у кого-либо. Однако в любом случае должно быть запрещено какое бы то ни было использование таких вещей (даже если они действительно найдены). Если неизвестно, кто владелец этой вещи и кому она должна быть возвращена, то родители могут забрать ее себе, выбросить или кому-нибудь подарить.

Агрессия. Едва ли возможно просто редуцировать истинную агрессивность, за которой стоит направленность на разрушение. Но этой направленностью можно манипулировать, придавать ей социально приемлемые формы. Так, удается канализировать действенную агрессию в вербальную (словесную), представляющую меньшую опасность для окружающих. Вербальная агрессия (например, замечания за проступки) - это вполне допустимая, социально разрешенная форма агрессии. И если у человека высокий, но «окультуренный» уровень агрессивности, то он просто любит делать окружающим такие замечания.

Еще более приемлемой формой сублимации истинной агрессии является направленность на преодоление, разрушение внешних препятствий. Однако необходимо не только найти общие пути канализации агрессивных тенденций, но и давать выход сиюминутной агрессии. Для этого существуют несложные приемы: позволить ребенку яростно рвать бумагу, резать пластмассовым ножом пластилин, совершать безобидные разрушительные действия, которые в приступе агрессии ребенок может делать долго и с наслаждением. После такой разрядки полезны успокаивающие занятия, вроде игр с песком, водой и/или релаксация. И лишь после того, как непосредственный агрессивный импульс отработан, возможны совместные занятия, в которых разрушительные порывы ребенка можно переадресовать с партнера на внешние препятствия на пути к общей цели.

При защитной агрессии рекомендуется, прежде всего, работа по обучению средствам общения. Кроме того, необходимо снять тревожность, чему способствует теплая эмоциональная атмосфера домашнего общения, душевный комфорт, ибо за защитной агрессией стоит ощущение небезопасности, угрозы внешнего мира.

Проблемы общения со сверстниками. В случае возникновения подобных проблем, ребенка надо сначала учить общаться и сотрудничать с одним-двумя партнерами. Общий принцип участия взрослого в детском общении: как можно более незаметная помощь, подсказка в случае конфликта или выпадения из общего дела. Предположим, дети не могут сами придумать, чем им заняться. Тогда взрослый должен подсказать им какую-нибудь интересную игру. Как только они начали играть, он отходит в сторону, представляя дальнейшую инициативу им самим.

Детям проще всего общаться со старшим ребенком: он охотно берет на себя роль ведущего, и от остальных требуется лишь выполнение его указаний. Младшие почти никогда с этим не спорят, признавая безусловный авторитет возраста. Поэтому ребенку, у которого есть трудности в общении, полезно для начала обеспечить возможность контактов со старшими детьми. Следующий этап в развитии навыков общения - это контакты с младшими. Теперь уже он сам выступает в роли старшего, и авторитет возраста обеспечивает успех его пока еще не очень умелым попыткам организовать какое-либо совместное занятие. Самое трудное - это общение со сверстниками. Тут уж приходится самому находить «золотую середину» между командованием и подчинением, все время соотносить свои намерения с желаниями других детей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: