Подходы к изучению феномена «эмоционального выгорания»

Термин — «эмоциональное выгорание» был введен американ­ским психиатром Х. Дж. Фрейденбергером в 1974 г. для харак­теристики психологического состояния здоровых людей, нахо­дящихся в интенсивном и тесном общении с клиентами и паци­ентами в эмоционально нагруженной атмосфере при оказании профессиональной помощи (Фирсов М.В., 1993). Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, «синдром эмоционального выгорания» - это физическое, эмоциональное или мотивационное истощение, характеризующееся нарушением продуктивности в работе и усталостью, бессонницей, повышенной подверженностью соматическим заболеваниям. В настоящее время проблемы производственного стресса, рассматриваемого в рамках синдрома эмоционального выгорания (СЭВ), выделены в МКБ-10 как «синдром выгорания» под рубрикой Z. 73.0 – проблемы, связанные с трудностями управления своей жизнью.

Понятие выгорания («burnout») обычно используется для обозна­чения переживаемого человеком состояния физического, эмоционального и психического истощения, вызываемого длительной включенно­стью в ситуации, содержащие высокие эмоциональные требования, которые в свою очередь наиболее часто являются следствием сочетания чрезмерно высоких эмоциональных затрат с хроническими ситуационными стрес­сами.

К. Кондо определяет синдром «эмоционального сгорания» как дезадаптированность на рабочем месте из-за чрезмерной ра­бочей нагрузки и неадекватных межличностных отношений. Этому определению соответствует и данное им толкование по­нятия «сгорание», которому подвержены, прежде всего, те, кто альтруистически и интенсивно работает с людьми. Такая эмоционально напряженная работа сопровождается чрезмерной тратой психической энергии, приводит к психосоматической усталости (изнурению) и эмоциональному истощению (исчерпыванию) в результате появляются беспокойство (тревога), раздражение, гнев, пониженная самооценка на фоне учащенного сердцебиения, одышка, желудочно-кишечные расстройства, головные боли, пониженное давление, нарушение сна; как правило, возникают и семейные проблемы. Воздействие стрессогенных факторов, вызывающих явление «эмоционального сгорания»«охватывает значительный круг профессий, расширяя число подверженных этому заболеванию (Холостова Е.И., 2001).

Причины СЭВ могут быть классифицированы на две группы:

1) субъективные (индивидуальные) связаны: с особенностями личности, возрастом (молодые сотрудники больше подвержены риску «выгорания»), системой жизненных ценностей, убеждениями, способами и механизмами индивидуальной психологической защиты, с личным отношением к выполняемым видам деятельности, взаимоотношениями с коллегами по работе, объектами рабочего процесса, членами своей семьи. Сюда можно отнести и высокий уровень ожидания результатов своей профессиональной деятельности, высокий уровень преданности моральным принципам, проблему ответить на просьбу отказом и сказать «нет», склонность к самопожертвованию и т.п. Больше всего подвержены «сгоранию», и первыми выходят из строя, как правило, самые лучшие сотрудники - те, кто наиболее ответственно относится к своей работе, переживает за свое дело, вкладывает в него душу.

2) объективные (ситуационные) напрямую связанные со служебными обязанностями, например: с увеличением профессиональной нагрузки, недостаточным пониманием должностных обязанностей, неадекватной социальной и психологической поддержкой и т.д.

В 1983 г. Е. Махер в своем обзоре обобщает перечень симпто­мов «эмоционального сгорания»: усталость, утомление, исто­щение; психосоматические недомогания, бессонница, негатив­ное отношение к клиентам; негативное отношение к самой ра­боте; скудность репертуара рабочих действий; злоупотребления химическими агентами: табаком, кофе, алкоголем, наркотика­ми; отсутствие аппетита или, наоборот, переедание, негативная «Я-концепция»; агрессивные чувства (раздражительность, на­пряженность, тревожность, беспокойство, взволнованность до перевозбуждения, гнев); упадническое настроение и связанные с ним эмоции (цинизм, пессимизм, чувство безнадежности, апа­тия, депрессия, ощущение бессмысленности); переживание чув­ства вины.

В 1982 г. С. Маслач выделила в качестве важных характеристик личности, подверженной данному синдрому, следующие: индиви­дуальный предел возможностей эмоционального «Я» противостоять истощению, противодействовать «сгоранию» на основе самосохранения; внутренний психологический опыт, включаю­щий чувства, установки, мотивы, ожидания; негативный ин­дивидуальный опыт; дистресс, дискомфорт, дисфункции или их последствия. Основными признаками синдрома «сгорания» яв­ляются:

- ощущение эмоционального истощения;

- наличие негативных чувств по отношению к клиентам;

- негативная самооценка.

Эти признаки синдрома отмечают большинство клиницистов, изучавших и наблюдавших его проявления (Фирсов М.В., 1993).

После того как учеными была определена сущность основные признаки синдрома «эмоционального сгорания», и этот феномен стал общепризнанным, закономерно встал вопрос о выявлении и классификации факторов, тормозящих развитие этой «болезни» или способствующих ей.

Существует также мнение, что люди с определенными чертами личности (беспокойные, чувствительные, эмпатичные, склонные к интроверсии, имеющие гуманистическую жизненную установку, склонные отождествляться с другими) больше подвержены этому синдрому.

Х.Фрейденбергер характеризует подверженных синдром «сгорания», как сочувствующих, гуманных, мягких, увлекающихся, идеалистов, ориентированных на помощь другим, и одновременно неустойчивых, интравертных, одержимых навязчивой идеей (фанатичных), пламенных и легко солидаризирующихся людей. Е.Махер же относит к этой категории людей с низким уровнем эмпатии и склонных к авторитаризму (Фирсов М.В., 1993).

Психологи утверждают, что «эмоциональному выгоранию» больше подвержены представители, так называемых, помогающих профессий и, что к «эмоциональному выгоранию» быстрее всего приводит позиция профессионала - приверженца четырех мифов:

- Мне нельзя ошибаться.

- Я должен быть сдержанным.

- Я не имею права быть предвзятым.

- Я обязан быть во всем примером для подражания (Бажин Е.Ф., Голынкина Е.А., Эткинда А.М.,1984).

Имеется ряд состояний человека, которые резко уменьшают его мотивационный потенциал. Так, при монотонности жизни, психическом пресыщении, утомлении исчезает желание выполнять работу; к которой вначале имелся положительный мотив. Но особенно сильно и длительно влияет на снижение мотивационного потенциала состояние депрессии, возникающее у здоровых людей. Ощущение тревоги и депрессии является также симптомом «эмоционального выгорания». С другой стороны, большое влияние на снижение мотивационного потенциала оказывает само «про­фессиональное выгорание» (Ильин Е.П., 2000)

В настоящее время выделяют около 100 симптомов, так или иначе связанных с «выгоранием». Среди них есть такие, которые связаны с мотивацией на работу (потеря энтузиазма, интереса к тем, кого обслуживают). Б. Пелман и Е. Хартман, обобщив многие определения «выгорания», выделили три главных компонента: эмоциональное и/или физическое истощение, деперсонализация, сниженная рабочая продуктивность.

Эмоциональное истощение проявляется в ощущениях эмоционального перенапряжения и в чувстве опустошенности, исчерпанности своих эмоциональных ресурсов. Человек чувствует, что не может отдаваться работе, как раньше.

Деперсонализация связана с возникновением равнодушного негативного и даже циничного отношения к людям, обслуживаемым по роду работы. Контакты с ними становятся обезличенными и формальными; возникающие негативные установки могут поначалу иметь скрытый характер и проявляться во внутренне сдерживаемом раздражении, которое со временем прорывается наружу и приводит к конфликтам. Деперсонализация – это изменение самосознания, для которого характерно ощущение потери своего Я и мучительное переживание отсутствия эмоциональной вовлеченности в отношения, к работе, к близким. Деперсонализация возможна при психических заболеваниях и пограничных состояниях, а в легкой форме наблюдается и у здоровых людей при эмоциональных перегрузках (Лешукова Е. Т., 1993)..

Сниженная рабочая продуктивность (редуцирование личностных достиже­ний) проявляется в снижении оценки своей компетентности (в негативное воспри­ятии себя как профессионала), недовольстве собой, уменьшении ценности своей деятельности, негативном отношении к себе как к личности, появляется безразли­чие к работе (Лаврененко И.М., 1996).

Исследователь К.Кондо особое значение при­дает разрешению стрессовых ситуаций. Он считает наиболее уязвимыми тех, кто реагирует на стрессы агрессивно, несдер­жанно, поддаваясь соперничеству. Стрессогенный фактор вы­зывает у таких людей, как правило, чувство подавленности, уныния из-за неосуществления того, чего хотелось достичь. Кондо относит к типу «сгорающих» также и «трудоголиков».

К профессиональным стрессам можно отнести вхождение в новую профессиональную среду; ситуацию нововведений и кон­фликтов в этой сфере; ситуации изменения требований к про­фессии, внутренних кризисов; ситуации, связанные с профессиональным ростом, с карьерой и др. Так, ситуация нововведений и конфликтов в профессиональной сфере может способствовать появлению у человека таких стрессовых проявлений, как (беспомощность, подверженность конфликтам, эмоциональная напряженность, снижение работоспособности, уровня самокритичности).

Синдром «эмоционального выгорания» некоторые авторы (Махер, Кондо) рассматривают как разновидность стресса, где объект профессиональной деятельности выступает в качестве стрессогенных факторов. Однако другие исследователи рассматривают «эмоциональное выгорание» как результат влияния различных стрессогенных факторов (Маслач, Амбрумова, Бойко).

Эффекты, возникающие под влиянием стресса сходны с эффектами «выгорания». Амбрумова выделяет реакции на стресс, которые сходны с эффектами «выгорания».

Их можно под­разделить на пять типов:

1. Реакция эмоционального дисбаланса характеризуется отчетливым превалированием отрицательной гаммы эмоций.Общий фон настроения снижен. Человек ощущает чувство дискомфорта той или иной степени выраженности. Помимо широкого диапазона отрицательно окрашенных эмоций, ре­акция эмоционального дисбаланса характеризуется сокращением круга.

2. Пессимистическая ситуационная реакция выражена в первую оче­редь изменением мироощущения, установлением мрачной окраски миро­воззрения, суждений и оценок, видоизменением и переструктурировани­ем системы ценностей. Мир воспринимается человеком в самых «чер­ных» тонах. Такое восприятие вызывает стойкое снижение уровня опти­мизма, что, разумеется, преграждает путь к продуктивному планирова­нию деятельности в будущем. Реальное планирование уступает место мрачным прогнозам. Та­кая скованность собственной воли, якобы наступающая неконтролируемость сменяющихся событий или условий вызывают вторичное снижение самооценки, ощущение незначительности и маловажности собственных возможностей.

3.Ситуационная реакция демобилизации отличается наиболее резки­ми изменениями в сфере контактов: отказом от привычных контактов или, по меньшей мере, значительным их ограничением, что вызывает устойчивые, длительные и мучительные переживания одиночества, бес­помощности, безнадежности. Наблюдается также частичный отказ от деятельности. Практически человек избегает включения в какие бы то ни было сферы деятельности, кроме самых необходимых, социально контролируемых, к которым принуждают его установленные и принятые им самим правила и требования общества.

4. Ситуационная реакция оппозиции характеризуется повышающейся степенью агрессивности, возрастающей резкостью отрицательных оценок окружающих и их деятельности.

5. Ситуационная реакциядезорганизациисодержит в основе своей тревожный компонент. Вследствие этого здесь наблюдаются в наиболее выраженном виде соматовегетативные проявления (гипертонические и сосудисто-вегетативные кризы, нарушения сна).

Но, несмотря на схожесть эффектов «выгорания», и профессиональных стрессов, не следует отождествлять их. Синдром «эмоционального выгорания» скорее является не разновидностью стресса, а следствием влияния комплекса стрессовых факторов.

Несколько в другом свете рассматривается синдром «эмоционального выгорания» в трудах экзистенционалистов. Синдром «выгорания» берет свое начало в хроническом повседнев­ном напряжении, эмоциональном переутомлении, переживаемом чело­веком. Одним из таких состояний является эмоционально-мотивационное утомление, при котором появляются субъективные пе­реживания усталости, мотивационная и эмоциональная неус­тойчивость. Это может привести к хроническому переутомле­нию. Трудовое утомление понимается как комплекс соответст­вующих физиологических сдвигов в организме, вызванных процессом труда, понижающих работоспособность и создают конфликт между внешними требованиями работы и снизившимися возможностями человека, для преодоления которого организм мобилизует внутренние ресурсы и переходит на более высокий уровень энергетического функционирования. На стадии выраженного переутомления все это приобретает устойчивые черты — интравертность, замкнутость, агрес­сивность, тревожность, депрессивность, сужение круга значи­мых мотивов. (Холостова Е.И., 2001).

По сути, утомление – это естественное состояние, неизбежно возникающее в определённый момент выполнения деятельности; оно несёт функцию защиты. Но при длительном утомлении, без периодов восстановления развивается хроническое утомление и переутомление, при котором ухудшение психофизиологического состояния не компенсируется отдыхом.

Постоянное воздействие разрушающих факторов приводит к устойчивым изменениям личности. Но негативные переживания закрепляются соответствующие формы реагирования, и эпизодические проявления отрицательных эмоций трансформируются в устойчивые черты: интровертированность, замкнутость, агрессивность, высокую личностную тревожность, депрессивность, агрессивность, сужение круга значимых мотивов.

Одним из показателей синдрома «эмоционального выгорания» в профессиональной деятельно­сти является состояния психической напряженности, вы­званные конфликтами, трудностями в решении сложных соци­альных проблем, приводящими к ощущениям дискомфорта, тревоги, фрустрации, пессимистические настроения.

Сущест­вуют различные научные подходы к определению сущности и видов психической напряженности. Некоторые ученые раз­личают два вида таких состояний: напряжение, вызывающее положительный, мобилизующий эффект и напряженность, ко­торая характеризуется понижением устойчивости психических и двигательных функций вплоть до дезинтеграции личности. Другие проводят различие между эмоциональным напряжени­ем как нормальным состоянием и эмоциональной напряженно­стью как предпатологическим состоянием.

Выделяются сле­дующие виды психической напряженности: перцептивная (воз­никающая, например, в случае больших затруднений при вос­приятии необходимой информации); интеллектуальная (при не­возможности найти адекватный способ решения или выходизОптической ситуации); эмоциональная (при возникновении эмоций, дезорганизующих деятельность); волевая (при неспе­шности человека проявить сознательное усилие и овладеть ситуацией); мотивационная (связанная с борьбой мотивов, например: выполнить долг или уклониться от опасности и риска) (Комарова Е.И., Войтенко А. И., 2001).

Хроническая эмоциональная напряжен­ность способствует появлению негативных черт, частично сход­ных с признаками, характерными для переутомления (интравертность, агрессивность, высокая тревожность, неудовлетво­ренность собой, сворачивание межличностных контактов, неврозы). Эмоциональное истощение обнаруживает себя, прежде всего в чувствах беспомощности, безнадежности, в особо тяжелых проявлени­ях возникают эмоциональные срывы и мысли о суициде. Может возни­кать чувство «приглушенности», «притупленности» эмоций, когда че­ловек не в силах отозваться, эмоционально откликнуться на ситуации, которые, казалось бы, должны трогать. Это ощущение исчерпанности эмоциональных ресурсов вызывает чувство, что человек уже ничего не может дать другим — ни эмоционально, ни психологически.

Другая группа проблем, способствующих «выгоранию» или усили­вающих его развитие, связана с рабочей ситуацией. Характерными для «выгорающих» ситуаций являются перегрузки — информационные, численные и должностные. Информационные перегрузки возникают при переизбытке получаемой, обрабатываемой или предоставляемой информации. Под численными перегрузками понимается большое количество объектов деятельности, например, людей с которыми человек взаимодействует, совершая профессиональную деятельность. Должностные перегрузки возникают при избытке предъявляемых человеку требований и должностных обязанностей. По данным западных исследователей, при увеличении перегрузок люди начинают неосознанно стремиться к уменьшению кон­такта — меньше личностно вовлекаются во взаимодействие, чаще при­бегают к формальным правилам и ритуалам, используют более безлич­ные методы работы. Еще один важный в данном контексте аспект рабочей ситуации — это возможность влияния на процесс работы и принятия касающихся работника решений. Если у человека присутст­вует чувство, что он ничего не может изменить в своей работе, что от него ничего не зависит, что его мнение не имеет значения и т. д., веро­ятность развития «выгорания» увеличивается. Ролевая неопределенность — в смысле неясной формулировки прав и обязанно­стей, возможностей человека, ролевая конфликтность — как противо­речие разных ролей, также способствуют профессиональному стрессу и «эмоциональному выгоранию» (Холостова Е.И., 2001).

Особого интереса заслуживают не только профессиональная предрасположенность, но и психологические особенности людей, способствующие развитию «эмоционального выгорания». По мнению американских исследователей, разви­тие «выгорания» более вероятно у людей с меньшей степенью зрелости и самодостаточности, более импульсивных и нетерпеливых, не имеющих семьи, но нуждающихся в тех, кто мог бы их поддерживать или одоб­рять, имеющих цели и притязания, которые не вполне согласуются с реальностью. К этому также добавляется указание на то, что с возрас­том вероятность развития «выгорания» уменьшается, то есть ему более подвержены начинающие работники, люди более молодого возраста. Однако большинство исследователей считают, что возраст, пол, стаж работы и другие социально-демографические характеристики не связа­ны прямо с «эмоциональным выгоранием». Большее значение имеет индивидуальный тип реагирования на стрессогенные ситуации.

Испытывая хроническое эмоциональное напряжение и стараясь каким-то образом справиться с ним, уменьшить его, человек часто — вольно или невольно — физически и психологически дистанцируется от своих партнеров по общению.

Физическое дистанцирование проявляется в том, что там, где это возможно, работники начинают сокращать рабочее время и увеличи­вать рабочие перерывы. Нередки случаи, когда работник стремится перейти на административ­ную работу в той же области, так как она допускает меньшее вовлече­ние в проблемы людей.

В психологическом отношении характерным для синдрома «выго­рания» является развитие чувства недовольства собой или разочарования. В повседневной рутине выгорание подкрадывается незаметно, в окружающей ситуации как будто ничего не изменилось, ситуационные причины идентифицировать трудно, и, следовательно, человек невольно начинает искать причины происходя­щего в самом себе. Переживания человека могут реально сказываться на качестве его деятельности, как бы подтверждая для него правильность его негатив­ных суждений в свой адрес. Тенденция к самообвинению может стать столь сильной, что приводит к возникновению саморазрушительных процессов. Нарушение самоуважения часто является центральной ха­рактеристикой депрессии. Человек может считать, что он терпит неуда­чи на работе, что он вообще потерпел неудачу в жизни, что его прин­ципы и идеалы не осуществились, и он переживает жизненное разоча­рование.

Специалисты в области «эмоционального выгорания» сходятся на том, что развитие выгорания не ограничивается профессиональной сферой и его послед­ствия начинают ощутимо проявляться в личной жизни человека, его взаимодействии с другими людьми, в других ситуациях его бытия. Болезненное разочарование в работе как способе обретения смысла окрашивает всю жизненную ситуацию.

Резюмируя, можно выделить пять ключевых групп симптомов, характерных для синдрома «эмоционального выгорания»:

1. физические симптомы (чувство хронической усталости, физическое утомление; изменение веса нарушения сна; плохое субъективное самочувствие, в т.ч. по ощущениям; затрудненное дыхание, одышка; тошнота, головокружение, чрезмерная потливость, дрожь; повышение артериального давления; язвы и воспалительные заболевания кожи; болезни сердечно-сосудистой системы);

2. эмоциональные симптомы (недостаток эмоций; пессимизм, цинизм и черствость в работе и личной жизни; безразличие; ощущение беспомощности и безнадежности; агрессивность, раздражительность; тревога, усиление иррационального беспокойства, неспособность сосредоточиться; депрессия, чувство вины; истерики; потеря идеалов, надежд или профессиональных перспектив; увеличение деперсонализации своей или других - люди становятся безликими, как манекены; преобладает чувство одиночества);

3. поведенческие симптомы (склонность к трудоголизму; безразличие к еде; малая физическая нагрузка; оправдание употребления табака, алкоголя, лекарств; несчастные случаи - падения, травмы, аварии и пр.; импульсивное эмоциональное поведение);

4. интеллектуальные индикаторы (падение интереса к новым теориям и идеям в работе, к альтернативным подходам в решении проблем; скука, падение вкуса и интереса к жизни; большее предпочтение стандартным шаблонам, рутине, нежели творческому подходу; цинизм или безразличие к новшествам; малое участие или отказ от участия в развивающих экспериментах - тренингах, образовании; формальное выполнение работы);

5. социальные симптомы (низкая социальная активность; падение интереса к досугу, увлечениям; социальные контакты ограничиваются работой; скудные отношения на работе и дома; ощущение изоляции, непонимания других и другими; ощущение недостатка поддержки со стороны семьи, друзей, коллег).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: