Заключительный этап эмпирического социологического исследования предполагает обработку, анализ и интерпретацию данных, получение эмпирически-обоснованных обобщений, выводов и рекомендаций. Методы обработки информации – можно разделить на первичные и вторичные. Для первичных методов обработки исходной информацией служат данные полученные в ходе эмпирического исследования, т.е. так называемая первичная информация: это и ответы респондентов, оценки экспертов, данные наблюдения и т.д. Примерами таких методов является группировка, табулирование, расчет многомерных распределений признаков, классификация и др. Обработка данных включает следующие компоненты:
1) Редактирование и кодирование информации (основное назначение этого шага состоит в унификации и формализации той информации, которая была получена в ходе исследования)
2) Создание переменных (собранная на основании анкет информация в ряде случаев прямо отвечает на те вопросы, которые необходимо решить в исследовании)
|
|
3) Статистический анализ (в ходе него выявляются некоторые статистические закономерности и зависимости, которые позволяют социологу сделать определенные обобщения и выводы; для проведения статистического анализа социологи используют большое число различных математических методов, позволяющих полно и всестороннее анализировать собранную информацию.
В современной социологии основным средством анализа и обработки данных является ЭВМ, дополненные программами математико-статистической обработкой. При этом анализ и обработка социологической информации на ЭВМ проводится, как правило, посредством специально разрабатываемых программ. Эти программы оформляются в виде специальных наборов программ или так называемых пакетов прикладных программ. В крупных социологических центрах анализ и обработка социологической информации с пакетами прикладных программ опирается на архивы и банки социологических данных, позволяющих не только хранить социологическую информацию, но и эффективно использовать ее при осуществлении вторичного анализа социологических данных.
Обработка первичной социологической информации может проводиться вручную, с помощью средств малой механизации, с использованием компьютерной техники. Основным требованием, предъявляемым к организации решения задач экономики и управления, научных, социологических и других задач, является минимизация ресурсов, потребляемых для достижения поставленной цели.
Программа Vortex предназначена для разработки инструментария сбора данных (анкеты, бланка интервью, теста, html-формы и т.п.), ввода, обработки и анализа информации, представления полученных результатов в виде таблиц, текстов и диаграмм с возможностью их переноса в другие приложения.
Области применения: любые исследования связанные с опросами населения, сотрудников или экспертов, анализ данных наблюдений, статистики.
|
|
Социологические исследования: комплекс наиболее востребованных процедур обработки и анализа количественных социологических данных, в том числе:
ü расчет объема выборки и определение ошибки репрезентативности;
ü экстраполяция данных на генеральную совокупность;
ü обработка вопросов с множественным выбором, открытых и полузакрытых вопросов;
ü обработка табличных вопросов, ранговых методик и полярных профилей;
ü множество методик разработки вторичных показателей;
ü одномерный, двухмерный и многомерный частотный анализ;
ü регрессионный, кластерный, детерминационный и другие виды многомерного анализа.
Политические исследования: оценка и прогнозирование электоральной активности и политических предпочтений, выявление факторов влияющих на политическое поведение, разработка типологий политического поведения, сегментация электората по актуальным проблемам и информационным источникам.
Социально-психологические исследования: обработка данных, полученных в ходе опроса, наблюдения или тестирования сотрудников организации, оценка социально-психологического климата, неформальной структуры группы.
ü Социально-медицинские исследования: обработка данных, полученных в ходе опроса пациентов, наблюдения или оценки результатов анализов.
ü Конструирование и обработка данных психологических тестов:
ü стандартизация тестов для различных групп испытуемых;
ü оценка дискриминативности исходных и объективных показателей
ü расчет результатов тестирования;
ü определение промиллей
Программное обеспечение IP Sociologist 2.03-3.05 – профессиональное программное обеспечение для обработки и анализа данных социологических и маркетинговых исследований.
Преимуществом данной программы являются большие возможности анализа и интуитивно понятный интерфейс как оператора, так и социолога. Все операции максимально визуализированы, реализованы с помощью удобного графического интерфейса и не требуют глубокого понимания их статистической сущности.
Возможности:
· Контекстное CDD-взвешивание (Pro);
· Детерминационный анализ (Pro);
· Произвольное расширение выборки по признаку (Pro);
· Расчет распределения Хи-квадрат (Standard, Pro);
· Расчет коэффициентов Крамера и Чупрова (Standard, Pro);
· Расчет коэффициента корреляции Пирсона (Standard, Pro);
· Расчет коэффициента корреляции Пирсона для ранговых признаков с использованием явных рангов (Standard, Pro);
· Экспорт данных в MS Excel и текст и др.
SPSS Statistics (аббревиатура англ. «Statistical Package for the Social Sciences» — «статистический пакет для социальных наук») —компьютерная программа для статистической обработки данных, один из лидеров рынка в области коммерческих статистических продуктов, предназначенных для проведения прикладных исследований в социальных науках.
Предоставляет следующие возможности:
ü Ввод и хранение данных.
ü Возможность использования переменных разных типов.
ü Частотность признаков, таблицы, графики, таблицы сопряжённости, диаграммы.
ü Первичная описательная статистика.
ü Маркетинговые исследования
ü Анализ данных маркетинговых исследований