- период расцвета русской скульптуры (в первую очередь монументальных форм).
- скульптура продолжала быть теснейшим образом связанной с Академией художеств. Академия являлась не только центром подготовки будущих ваятелей, но и средоточием наиболее видных скульпторов, чье творчество определило собой наивысшие достижения скульптуры высокого классицизма.
- мастерам первой половины XIX века свойственно постоянное, упорное стремление изучать и познавать натуру.
- темы героики и национального торжества по случаю победы над врагом, посягнувшим на независимость России, надолго становятся ведущими в монументальной скульптуре.
- большой интерес к простолюдину, способствовавший усилению демократических начал в русской скульптуре
- в скульптуре высокого классицизма происходит дальнейшее укрепление реалистических начал (постепенное расширение тематики скульптурных произведений, во все более смелых откликах на события современности, в тяготении скульпторов к более непосредственной передаче натуры).
- синтез скульптуры с архитектурой - органическое слияние с архитектурой в решении градостроительных задач (при широком размахе строительства в начале XIX века приводит к тому, что из среды скульпторов выделяются. мастера, начинающие уже не эпизодически, а постоянно работать в содружестве с архитекторами.
- В творчестве скульпторов начала XIX века, которые работали в основном в области монументальной и монументально-декоративной скульптуры, портрет занимал относительно второстепенное место.
- подъем русской скульптуры в начале XIX века нашел выражение и в так называемых малых формах, например, в медальерном искусстве (Ф. П.Толстой)
Русская скульптура второй трети 19 - начала 20 века
Развитие русской скульптуры тесно связано с процессом становления реализма в русском искусстве.
- утрата монументальности, потеря связи с архитектурой, преимущественное развитие станковой скульптуры.
- монументальная скульптура госзаказа утрачивает прогрессивное значение.
- установка монементов личностям имеющим большое общественное занчение - деятелям культуры, науки, полководцам, ученым, писателям.
- в станковой скульптуре - подчеркнутая будничность сюжетов и образов, обыденность трактовки.
- 1851 г. - упразднены должности ректора скульптуры и профессора второй степени "по части ваяния фигур и орнаментов".
- рождение скульптуры реалистического плана.