Живопись, скульптура, архитектура

В русском изобразительном искусстве окончательно утвердился реа­лизм. В знак протеста против академического стиля, насаждаемого Акаде­мией художеств, группа молодых художников во главе с И.Н.Крамским оставили стены академии, организовав в 1863 г. «Артель художников», а затем, в начале 70-х гг., «Товарищество передвижных выставок». В число «передвижников», как их стали называть, вошли И.Н.Крамской, А.И.Ку-инджи, В.И.Суриков, В.М. и А.М.Васнецовы, И.И.Шишкин, Н.А.Ярошен-ко, И.И.Левитан, В.Г.Перов, В.Д.Поленов, И.Е.Репин и др. В своих карти­нах они обращались к изображению повседневной российской жизни, ее социальных устоев, во многом обличая общественные порядки России. В стремлении донести до публики правду жизни, они часто обращались к прошлому Российского государства, опирались на народный эпос. Тако­вы полотна братьев Васнецовых, Сурикова, Перова, Репина. Одной из любимых тем «передвижников» было изображение российской природы. Они сумели удивительно ярко раскрыть всю ее красоту и великолепие. Та­ковы полотна Саврасова, Шишкина, Левитана.

Важное место в истории русского изобразительного искусства занимает творчество художника-баталиста В.В.Верещагина (1842-1904). Неутоми­мый путешественник, Верещагин много ездил по России, посещал Кав­каз, Крым, страны Западной Европы, Туркестан, Индию. Он участвовал в походах русских войск, а в 1877-1878 гг. принял участие в русско-турец­кой войне. Его путевые впечатления легли в основу бесчисленных этюдов и картин, которые слагались обычно у Верещагина в большие циклы.

Одним из лучших живописцев-маринистов XIX в. считается И.К.Айва­зовский (1817-1900), большую часть своей жизни проведший в г. Феодо­сия в Крыму. Будучи одним из самых богатых художников России, он очень много сделал для благоустройства своего родного города. Так, в 1880 г. на его деньги было построено здание феодосийской картинной га­лереи, ставшей первой публичной художественной галереей в провинции. Успехам русского изобразительного искусства немало способствовал из­вестный коллекционер и меценат П.М.Третьяков, приобретавший для своей галереи лучшие произведения российских художников, которые за­тем передал в дар Москве. На основе его коллекции была организована Третьяковская галерея, являющаяся сегодня одним из крупнейших Собра­ний произведений русских художников конца XVIII — начала XX вв.

Скульптура Монументальная русская скульптура обогатилась в 60—80-е гг. XIX в. памятниками «Тысячелетие России», поставленным в 1862 г. в Новгороде по проекту скульптора М.О.Микеши на, и А.С.Пушкину в Москве, созданным по проекту А.М.Опекушина (1880). Не менее известным скульптором был М.М.Антокольский, по сво­им взглядам близкий к передвижникам. Он создал ряд замечательных скульптур русских исторических деятелей, таких, как «Ермак», «Нестор-летописец», «Иван Грозный», «Петр I».

Архитектура Бурный экономический рост явился причиной начала бурного градостроительства. Теперь облик городов ста­ли определять не дворцы знати и состоятельных слоев населения, а банки, вокзалы, магазины, доходные дома. Именно поэтому для второй полови­ны XIX в. характерно разнообразие архитектурных стилей, расширение применения новых материалов — бетона, стекла, металла. Однако посте­пенно в архитектуре стал преобладать так называемый «русский стиль». Свое отражение он нашел в работах архитекторов В.О.Шервуда — автора проектов здания Исторического музея и Памятника героям Плевны в Москве, Д.Н.Чичагова — создателя проекта здания Московской городской думы, А.Н.Померанцева архитектора Верхних торговых рядов в Москве.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: