Древняя Русьсуществовала с IX века. В социально-экономическом и политическом отношениях –это средневековое феодальное государство. Начало становлениярусского этносавосходит к I веку н. э., когда славяне были втянуты в так называемое Великое переселение народов, распространились затем на территории от Балтики на севере до Адриатики и Балкан на юге, от Эльбы на западе до Днепра на востоке. В формировании русского этноса принимали участие на только собственно славянские племена, но и древние русичи (русы), балтийские, угро-финские, тюркские, монголо-татарские и иные племена.
К IX векурусские славяне имели все необходимые предпосылки для создания государства:
• большая численность населения;
• огромная территория;
• тесные социально-экономические связи и т. д.
Инициативу его создания взяли на себя русы, которые под водительством варяга Рюрика одержали верх над славянами и в 862 г. в Новгороде основали державу, к которой в 882 г.был присоединен Киев, где тоже жили славяне. Так возникла Киевская Русь - первое русское государство, основу которого составлял древнерусский этнос.
|
|
Основой экономикибыли земледелие и скотоводство. Высокого уровня достигли выплавка металла и чеканка,гон чарное производство и вышивка, изготовление тонких эмалей и изящных ювелирных украшений, обработка дерева. Благодаря славянским просветителям Кириллу и Мефодию Русь получила письменность. Помимо Киева и Новгорода — главных административных и культурных центров — строились другие города. До 988 г. Киевская Русь была языческой, а после принятия Православия стала христианской.
XIII векстал последним веком существования Киевской Руси, так как началась феодальная раздробленность.Одновременно Руси угрожала потеря независимости (с Запада- от литовцев, немцев и шведов, и с Востока – от монголо-татар). Западная угроза для Руси была устранена благодаря Александру Невскому (в Невской битве (1240) и в Ледовом побоище (1242)). А восточную угрозу устранить не смогли, и Русь оказалась в вассальной зависимости от Золотой Орды (1240 — 1480), что затормозило социально-экономическое и культурное развитие, стала одной из главных причин отставания от западноевропейских стран. В XIV векеначалось возвышениеМосквы, которое стало заметным после победы на Куликовом поле в 1380 г.под руководством Дмитрия Донского. В 1480 г. произошло знаменитое "стояние на Угре", когда войска хана Большой Орды Ахмата ушли с поля битвы, не начав ее. Так Русь стала суверенным государством и фактически, и юридическ и, называясь Россией. В XV столетии из общерусского этноса выделяются три новых: великороссы, украинцы и белорусы.
|
|
В XVI веке Россия становится единым централизованным государствомсо столицей в Москве. Уже Иван III имел все основания именовать себя "Великим князем всея Руси". Страна приобретает все большую экономическую и политическую стабильность. В начале XVII века Россия переживает смутные времена. Она отражает польско-литовскую и шведскую интервенции. В середине столетия (1654) Украина воссоединяется с Россией. До этого Украина с середины XIV века находилась под властью Литвы и Польши.
Византия сыграла огромную роль в развитии древнерусской культуры.У нее она позаимствовала свой государственный герб - двуглавого орла, взирающего на Запад и Восток. Оттуда же на Русь пришла идея о неразделимости Церкви и царства. Главным каналом влияния византийской культуры была религия. Принятие православного христианства открыло для Руси доступ к богатейшим и неисчерпаемым духовным ценностям. Особое значение имел перевод Библии на старославянский язык. Огромным было также влияние византийской художественной культуры. Наиболее сильно оно сказалось в архитектуре, мозаике, фреске, иконописи, а также в прикладном искусстве -в ювелирном деле и обработке камня.
Культурному взаимодействию Древней Руси и Западной Европыспособствовала принадлежность к христианству, а также взаимовыгодные торгово-экономические и политические связи. В художественной культуре западное влияние наиболее ощутимо проявилось в зодчестве. Уже в XI веке в храмах городов Северо-Западной Руси (Новгород, Полоцк и др.) встречаются некоторые элементы романской архитектуры (украшение поверхности стен каменной резьбой, использование контрфорсов и т. д.) В XII -XIII веках воздействие романского стиля становится более значительным, о чем свидетельствуют храмы и другие постройки Владимиро-Суздальской Руси. В целом, после падения Византии (1453) Россия все чаще устремляет свой взор на Запад. Эта тенденция усиливается в XVII веке, особенно после открытия Славяно-греко-латинской академии в Москве (1687).
Контакты и связи Древней Руси с Востоком доXIII веканосили в основном торгово-экономический характер. Во время монголо-татарского нашествия связи они становятся тесными и всесторонними. Древняя Русь восприняла от Золотой Орды некоторые элементы политического устройства, а также многие особенности духовной культуры и бытового уклада жизни, но и многое теряет.Древняя Русь смогла создать и сохранить свою неповтри мую и самобытную культуру.С самого начала русская культура была евразийской, то есть включающей в себя черты западной и восточной культур. По сравнению с западной она менее рациональна и прагматична, в ней боль шее значение имеют чувства и эмоции, она ограничивает проявления индивидуализма и эгоизма, в ней преобладает коллективное начало, но нет растворения личности в коллективе. Русская культура более контрастна, чем западная и восточная. Так для русской культуры весьма трудным является вопрос о власти над людьми, о соотношении насилия и ненасилия. Запад нашел решение данного вопроса через меру того и другого. Русские предпочитают иной принцип: казнить - так казнить, миловать - так миловать. То же самое наблюдается применительно к соотношению между кротостью и грозностью. Если кротость и смирение - то до рабства и любви к своим палачам. Если грозность и суровость - то до исступления. В русской культуре наиболее полно воплотился христианский тезис о непротивлении злу насилием. Русского человека отличают открытость и отзывчивость, дружелюбие и готовность придти на помощь, широта и щедрость души, жертвенность. У него нет выраженного стремления к богатству, а если таковое возникает, он с легкостью может все пустить на ветер. Для него характерны удивительная терпимость и редкое терпение ко злу, хотя это долготерпение нередко заканчивается всесокрушающим бунтом и взрывом. Во многом именно эти черты и составляют своеобразие русской культуры, русского менталитета, загадку "русской души". Русская культура отмечена космизмом, она мыслит космическими масштабами, соотносит себя со всей Вселенной.
|
|
Языческий, или дохристианский период -Киевскя Русь (IX-X вв.). Язычество возникло у славян задолго до появления древнерусского государства. Основная его черта - многобожие. Большое значение имеют самые древние формы религии - магия, фетишизм и особенно тотемизм. Наиболее почитаемыми у славян тотемами среди птиц были сокол, орел и петух, а среди животных — конь, медведь.В начале I тыс. н. э. божества принимают антропоморфную форму. Главными среди них становятся боги Солнца, Неба и Огня - Сварог, Даждьбог и Хорос, Ветра - Стрибог, домашних животных и богатства - Велес (Волос). Почитались покровители предков, семьи и домашнего очага - Род и Рожаницы, бог плодородия Ярило, женское божество Мокошь.
В языческой Руси высокого уровня достигает прикладное искусство ( браслеты и височные кольца, амулеты и обереги, подвески и фибулы, предметы быта и игрушки). Развивается устное народное творчество (былины - эпические песни, сказки, свадебные песни, колядки, ритуальные надгробные плачи и т. д).Большое значение имело создание славянской письменности (Кирилл и Мефодий) на основе греческого алфавита.
Второй этап эволюции древнерусской культуры – домонгольский ( кон. X в. и до сер. XIII в.). Начало периода совпадает с принятием христианства в 988 г. Приход христианства вызвал глубокие изменения во всей древнерусской культуре, которые сразу проявились в архитектуре и градостроительстве. Невиданный размах получает каменное строительство. Судя по летописям, в IX- X вв. в Древней Руси было около 25 городов, а в XI- XII вв. - более 200. Поэтому иностранцы называли Русь "страной городов" - Гардарик". Среди монументальных городских построек преобладали храмы и церкви. Выдающимся памятникоми древнерусского каменного зодчества стали: Десятинная Церковь св. Богородицы (989 -996 гг.) в Киеве, Киевский храм св. Софии (XI в), Золотые врата Киева (XI в), также памятники белокаменного зодчества: Успенский собор (XII в), Дмитриевский собор (XII в), Церковь Покрова на Нерли (XII в).
|
|
Одними из первых литературных памятников были: "Слово о законе и благодати" (XI в) митрополита Илариона (прославляется Русь и высказывается мысль о равенстве "всех христианских народов"), первая летопись "Повесть временных лет" (нач XII в) монаха Нестора ("откуда есть пошла Русская земля"), "Слово о полку Игореве" (XII в), повествующее о причинах бед и неудач Руси.
Успешно развивается изобразительное искусство - монументальная (мозаика и фреска) и станковая живопись (икона). Например, икона Владимирской Богоматери (XII в) - одна из главных святынь в нашей стране.
Третий - монгольский период (с 1243 г. до 1480 г). В этот период русская культура понесла значительные потери, сказавшиеся в первую очередь на ремеслах. Производство украшений, изделий из драгоценных металлов, техника перегородчатой эмали - исчезли совсем. Другие из-за упрощения технологии снизили уровень качества. На столетие (с сер. XIII в – сер. XIV в) почти полностью прекратилось каменное строительство, что отрицательно сказалось на развитии живописи (особенно на фресковой росписи). Основным типом постройки по-преж нему остаются культовые - храм и церковь. Наиболее успешно развивается иконопись. Благодаря творчеству Андрея Рублева, Феофана Грека, Даниила Черного, Дионисия и других художников русская иконопись достигла непревзойденных высот. В этом виде искусства за Русью признается такое же первенство, как за Египтом - в рельефе, Древней Греции - в скульптуре, Византии - в мозаике. Высшим достижением творчества Андрея Рублева стала знаменитая "Троица", написанная на сюжет из библейского мифа о трех ангелах, воплощающих триединство Бога. Основная тема русской иконы - Богоматерь, имеющая множество вариантов: "Милостивая", "Утешительница", "Нечаянная Радость" и т. д.
Также развиваются литература и общественная мысль, гдеглавными выступают тема патриотизма, идея объединения Руси для борьбы с монголо-татарским игом, прославление героизма в этой борьбе (например, "Задонщина", "Сказания о Мамаевом побоище", посвященных Куликовской победе). В развитие общественной мысли огромный вклад внес Сергий Радонежский (1321 -1391) - выдающийся церковный деятель и мыслитель.
Четвертый этап в эволюции древнерусской культуры (с 1480 г. до 1698 г). Происходит освобождение от ига и формирование единой общерусской культуры.
В XVI веке в русской культуре возникают совершенно новые явления:
• появление книгопечатания. В 1564 г. дьякон Иван Федоров издает первую свою книгу - "Апостол" во Львове, он издает первый русский букварь (1574) - "для пользы русского народа". Всего в XVI веке в Москве вышло 20 книг - в основном богословского содержания;
• формируетс я политическая концепция происхождения Российского государства, его места и роли в мире (В "Сказании о князьях Владимирских" излагается легендарная история происхождения русских великих князей от римского императора Августа и получения Владимиром Мономахом царских регалий от византийского императора Константина Мономаха;
• развивается идея о Москве как о "третьем Риме", сформулированная старцем Филофеем в его посланиях Василию III (1510 - 1511), где он пишет: "два Рима пали, третий стоит, а четвертому не бывать". Выводится мысль о мессианской роли России, которая, сохраняя и продолжая истинную христианскую веру, сохраняя подлинную духовность, тем самым спасает мир от зла и скверны;
• появляется публицистика. Русская мысль активно обсуждает характер складывающегося самодержавного государства соотношение "церкви" и "царства", духовной и светской власти. Опираясь на идею о божественном происхождении царской власти, Иван Грозный утверждает, что он имеет право судить и наказывать не только за дела, но и за мысли.
В целом в XVI веке происходит оживление во всех областях жизни, включая художественную культуру.
В XVII в. завершается эволюция средневековой культуры, рождаются элементы культуры нового времени, для которой характерны усиление светского и рационального начал, секуляризация и "обмирщение". Заметно расширяются и углубляются связи со странами Западной Европы. Все области культуры значительно усложняются и дифференцируются, в них возникают совершенно новые явления. Важными событиями в духовной жизни стали:
• раскол Православной Церкви послереформ патриарха Никона (1653 - 1656), направленными на усиление роли Церкви и государства и проводившимися силовыми методами. В результате возникло старообрядчество, имевшее противоречивый характер и ставшее во главе оппозиции официальной идеологии;
• начало формирования системы образования начинается споявления государственных и частных средних школ, издаются книги и учебные пособия, религиозного и светского содержания. В 1687 г. в Москве было открыто первое в России высшее учебное заведение - «Славяно-греко-латинская академия» - для подготовки кадров высшего духовенства и чиновников государственной службы.
Литература обогащается рядом новых жанров, например, сатира ("Повесть о Шемякином суде", "Повесть о Ерше Ершовиче", "Азбука о голом и небогатом человеке", "Праздник кабацких ярыжек"). Среди новых видов и жанров искусства - театр, драматургия и стихосложение. Основоположником русской драматургии стал Симеон Полоцкий, написавший пьесы: "Трагедия о Навуходоносоре царе", "Комедия притчи о блудном сыне".
В архитектуре XVII века наблюдается усиление светского начала, отход от строгих церковных канонов, явное сближение культового и гражданского зодчества. Широкое распространение имеет деревянное зодчество, а к середине XVII века - светское каменное строительство. В конце XVII века в русском зодчестве складывается новый стиль, условно названный "московским" или "нарышкинским барокко". Для него характерны четкая симметрия и равновесие масс, многоярусность, создающая устремленность вверх, многоцветность и декоративность. Прекрасным образцом такого стиля является Церковь Покрова в Филях (1693 - 1694).
В живописи XVII в. - особенно в иконописи - произошла глубокая ломка устоявшихся традиций. Представленное "строгановской школой" направление не ограничивало себя рамками древнего канона, а придавало большое значение чисто живописному, художественно-эстетическому началу, все дальше отходило от средневекового религиозного символизма в сторону реализма.
В целом же XVII век завершает историю средневековой русской культуры и создает все необходимые предпосылки для будущего взлета культуры XVIII века.
XVIII столетие явилось временем коренных перемен, вызванных реформами Петра I. У одних начавшиеся перемены вызывали самую высокую оценку (например, историки С. М. Соловьев, К. Д. Кавелин), другие же, напротив, оценивали их весьма критически (например, философы П. Я. Чаадаев, Д. Дидро).
Начатые Петром преобразования вызвали экономический рост России, позволили ей значительно расширить свою территорию, превратили ее в великую и могучую империю. Благодаря победам в Северной и турецких войнах Россия получила статус балтийской и черноморской державы. В петровскую и постпетровскую эпоху возникли новые крупные города - Санкт-Петербург, ставший столицей государства, Севастополь, Екатеринослав, Екатеринодар, Екатеринбург, Одесса и др. В то же время грандиозные преобразования стали тяжелым испытанием для народа. За создание новой России ему пришлось заплатить огромную цену. Глубокому реформированиюбыли подвергнуты практически все области общественной жизни - государственно-административное; устройство, экономика, армия, Церковь, наука и просвещение, художественная культура.
Основное содержание и характер проводимых реформ выражали две тенденции: секуляризация ( обмирщение, ослабление религиозного и усиление светского начала в культуре) и европеизация.
Государство достигало высшей степени централизации и превращалось в абсолютную монархию благодаря следующим нововведениям Петра I:
• учреждение Сената в 1711 г.- высшего органа по делам законодательства и государственного управления, состоящего из 9 человек, назначенных самим царем;
• замена приказов 12 коллегиями(министерствами), ведавшими отдельными сферами государственного управления;
• страна была поделена на губернии и уезды.
Реформа Церкви в XVIII в. существенно ограничила ее место и роль религиив жизни общества. Главная потеря Православной Церкви - упразднение патриаршества. Его место занял Святейший Синод ( Духовная коллегия), во главе которого стоял обер-прокурор, назначаемый царем. Церковь лишилась части своих земель и доходов, что ослабляло ее экономические основы. Духовенство приравнивалось к другими сословиями. Священникам вменялось в обязанность содействовать проводимым преобразованиям, помогать властям в сыске и задержании противников реформ. Под страхом казни священники должны были доносить о намерениях исповедовавшихся совершить государственное преступление. Таким образом, произошло огосударствление Церкви. Она оказалась в полной зависимости от светской власти.
Петровская эпоха создала следующие условия для оживления экономики:
• активное освоение промышленного производства. Растет число ткацких и текстильных предприятий. Урал становится центром по выплавке металла, который с 20-х годов XVIII в вывозится за рубеж. Впервые организуется промышленное производство фарфора;
• значительный прогресс во всей материальной культуре, в технике и технологии. Уральский теплотехник И. П. Ползунов разработал проект парового двигателя и построил паросиловую установку. Механик-самоучка И.П. Кулибин изобрел многие механизмы- часы, прожектор, семафорный телеграф, разработал проект моста через Неву. В сельском хозяйстве вместо серпа используется коса, создаются конные заводы, успешно развивается скотоводство. Петр I содействовал развитию торговли: устраиваются крупные ярмарки, строятся каналы.
Модернизация армии сделала ее одной из самых современных и сильных. В русской армии впервые появляется конная артиллерия, начинают использоваться ручные гранаты и штык. Главным достижением в военном деле стало создание русского флота — любимого детища Петра.
В становлении и развитии системы светского образования и науки большую роль сыграли:
• широкая сеть новых учебных заведений. Открылись Навигацкая школа (на основе которой была создана Морская академия), Инженерная, Артиллерийская и Медицинская. Открывается частная общеобразовательная гимназия Э. Глюка. Открываются ремесленные училища;
• создание и открытие в 1725г. Петербургской академии, которая являлась целиком светским государственным учреждением, которая была тесно связана с искусством. Имея поддержку государства, Академия уже в первые десятилетия создала труды мирового уровня. Великий русский ученый М.В. Ломоносов (1711 -1765) стал первым русским членом Академии в 1745 г.;
• основание в 1755г. Московского университета. Он быстро стал крупнейшим центром по подготовке специалистов во всех отраслях знания;
• создание в 1783 г. Российской академии наук, первым президентом которой становится княгиня Е.Р. Дашкова.
XVIII столетие было отмечено глубокими изменениями в общественном сознании, оживлением и подъемом общественной мысли. Этому способствовали и петровские преобразования, крепнущие и расширяющиеся контакты с европейскими странами, благодаря которым в Россию проникают идеи западного рационализма, гуманизма и Просвещения.
Важные черты происходящих в общественном сознании изменений следующие:
• ослабление влияния религиозной идеологии, усиление светского, научного и рационального начала;
• рост национального самосознания.
Крупным русским мыслителем XVIII векабыл Феофан Прокопович, современник и сподвижник Петра, который в своих работах ("Слово о власти и чести царской", "Правда воли монаршей" и др.) разрабатывает русский вариант концепции просвещенного абсолютизма. Опираясь на европейские идеи естественного права, общественного договора и общего блага и сочетая их с российскими особенностями, Прокопович прославлял деяния Петра, называя образцом просвещенного монарха. Он же был идеологом реформирования Церкви, обосновывал необходимость ее подчинения государству. Интересным и глубоким мыслителем-самоучкой был И.Т. Посошков, автор "Книги о скудости и богатстве". Будучи сторонником Петра, он вместе с тем стоял в оппозиции к дворянству, выражая и отстаивая интересы крестьянства, купечества и ремесленников. Осмыслению прошлого России посвящены труды В.Н. Татищева - первого крупного русского историка, написавшего "Историю Российскую с самых древнейших времен". В ней он прослеживает историю России от Рюрика до Петра I. А.Н. Радищев — писатель и философ разработал концепцию русского Просвещения в его радикальном, революционном виде. В главном своем произведении "Путешествие из Петербурга в Москву" писатель увидел в положении крепостного крестьянства глубинные истоки будущих потрясений России. Радищев предложил проект реформ сверху, которые носили демократический характер и включали освобождение крестьян.
Художественная культура России XVIII в. все явственнее приобретает светский характер, испытывая растущее влияние со стороны Запада. К середине столетия в ней вполне сложились основные европейские стили: классицизм; барокко.
В литературе классицизм представляют:
# А.Д. Кантемир прославился своими сатирами, содержащие критику власти имущих и духовенства;
# В. К. Тредиаковский – автор поэмы "Тилемахида", трагедий, сатир и эпиграмм, разработал принципы русского стихосложения;
# М.В. Ломоносов, создал оду "На взятие Хотина" и другие произведения, наполненные философским содержанием и гражданским звучанием.
В архитектуре западное влияние сказалось наиболее сильно. Новая столица России - Санкт-Петербург - создавалась на совершенно новых принципах градостроительства, имевшего ансамблевый характер.
Русский классицизм в архитектуре XVIII века представляли :
- И.Е. Старов построил Таврический дворец и Троицкий собор Александро-Невской лавры в Петербурге;
- Д. Кваренги - павильон "Концертный зал" и Александровский дворец в Царском селе (ныне Пушкин), Эрмитажный театр и Ассигнационный банк в Петербурге;
- В.И. Баженов- великолепный дом Пашкова;
- М.Ф. Казаков - старое здание Московского университета, Сенат в Кремле, Первая городская больница.
Русское барокко в архитектуре нашло яркое воплощение в творчестве :
- Д. Трезини построил "здание Двенадцати коллегий" (ныне университет), Летний дворец Петра I и собор Петропавловской крепости в Петербурге;
- В.В. Растрелли - Зимний дворец (ныне Эрмитаж) и Смольный монастырь в Петербурге, большой дворец в Петергофе, Екатерининский дворец в Царском селе.
Русская портретная живопись поднимается до уровня лучших образцов европейского искусства. Основоположниками портретного жанра являются А.М. Матвеев ("Автопортрет с женой парные портреты супругов Голицыных) и И.Н. Никитин ("Напольный гетман", "Петр I на смертном ложе"). Наивысшего расцвета портретная живопись достигает в творчестве Ф. С. Рокотова ("Неизвестная в розовом платье", "В.Е. Новосильцева"), Д.Г. Левицкого ("Кокоринов", "М.А. Дьякова") и В.Л. Боровиковского ("М.И. Лопухина").
Историческую живопись представляет А.П. Лосенко ("Владимир и Рогнеда", "Прощание Гектора с Андромахой"). Художник работал также в жанре портрета.
В области скульптуры также ведущее место занимает портрет. Наиболее значительные достижения связаны с творчеством Ф.И. Шубина, работавшего в духе классицизма (портреты-бюсты А.М. Голицына, М.Р. Паниной, М. В. Ломоносова). В стиле барокко творил Б. Растрелли ( "Императрица Анна Ивановна с арапчонком"). В жанре монументальной скульптуры известнейшим творением является "Медный всадник" Э. Фальконе.
В XVIII веке изменения происходят и в музыке:
· создаются и (или) получают распространение новые инструменты (балалайка (1715), гитара);
· возникают новые жанры (например, военная музыка);
· возникает камерно-инструментальная, оперная и симфоническая музыка;
· аристократы заводят домашние оркестры;
· рождается первый профессиональный русский театр (его создателем стал великий актер Ф.Г. Волков).
Продолжает успешно развиваться церковно-певческая, хоровая музыка.
Глубокие изменения всего уклада повседневной жизни вызвали следующие введения:
• новое летоисчисление и календарь. Предписывалось исчислять года от Рождества Христова (с 1 января 1700 г.), как в европейских странах. Но Европа пользовалась григорианским календарем, Россия юлианским;
• новая традиция торжественно встречать "Новый год и столетний век", украшая ворота домов сосновыми, еловыми и можжевеловыми ветками, устраивая стрельбу, игры и потехи;
• новая форма общения людей — ассамблеи, где собирались представители высших слоев общества для отдыха и веселого проведения времени в танцах, непринужденных беседах, за игрой в шахматы и шашки;
• традиция двуязычия. При Петре и Анне распространяется немецкий язык, а начиная с Елизаветы - французский. Влияние французской культуры проявлялось и в том, что дамы дворянского общества начинают музицировать на клавесине. Существенные изменения происходят в одежде. Старинные русские длинные одеяния уступают место немецким кафтанам, коротким и узким европейским одеждам. У мужчин высших слоев общества исчезают бороды. Среди придворной знати утверждаются европейские правила этикета и светские манеры поведения.
В области духовной культуры XIX столетие стало для России временем невиданного взлета и расцвета. Наиболее важными событиями и явлениями, определявшими развитие русской культуры XIX века, были:
• Отечественная война 1812 г. оказала благотворное и вдохновляющее воздействие на отечественное искусство. Многие художники посвятили теме войны свои произведения ("Война и мир" Л. Толстого);
• восстание декабристов 1825 г. вызвало мощный подъем общественной и философской мысли. Декабристы были глубоко разочарованы результатами войны: победивший в ней русский народ по-прежнему остался в "рабстве и невежестве";
• крепостничество и самодержавие выступают главным тормозом процесса модернизации социально-эконо мической жизни и материальной культуры;
• реформа 1861 г., отменившая крепостное право, изменила положение. Однако эта реформа была непоследовательной и половинчатой, многие сдерживающие развитие факторы она сохраняла, поэтому ее воздействие оказалось ограниченным. К тому же практически не затронутой оставалась политическая система самодержавия.
Тема будущего России - одна из центральных тем русской общественной и философской мысли- пришла в XIX век из предыдущего столетия. Она мучила декабристов и перешла по наследству к двум важным течениям русской мысли: западничеству и славянофильству. Оба течения отвергали существующий режим самодержавия и крепостничества, но в понимании путей переустройства России глубоко расходились. По-разному смотрели они и на преобразования Петра I.
Западники (П.В. Анненков, В.П. Боткин, Т.Н. Грановский):
• стояли на позициях культурного универсализма и рационализма;
• высоко оценивали петровские реформы, выступали за развитие России по западному пути, считая его универсальным и неизбежным для всех народов;
• были сторонниками европейской образованности, науки и просвещения, определяющей роли законов и права в организации общественной жизни.
Славянофилы (И. С. и К.С. Аксаковы, И.В. и П.В. Киреевские, А.С. Хомяков):
• стояли на позициях культурного релятивизма и православия;
• отрицательно оценивали петровские преобразования, нарушившие естественную эволюцию России;
• отвергали западноевропейский путь развития, настаивали на самобытном развитии России, делали упор на ее религиозно-историческом и культурно-национальном своеобразии;
• считали, что при создании современной промышленности и сельского хозяйства, торговли и банковского дела следует опираться на свои формы, способы и традиции, источниками которых являются русская община, артель и православие;
• положили начало развитию оригинальной и самобытной русской философии, основу которой составляет православная религиозность;
• разрабатывают концепцию целостности духа, согласно которой в познании участвуют все способности человека — чувства, разум и вера, а также воля и любовь. Истина к тому же принадлежит коллективу людей, объединенных единой любовью, из чего рождается соборное сознание. Соборность противостоит индивидуализму и разобщенности;
• скептически смотрели на правовые формы регулирования поведения людей. Главным регулятором отношений между людьми должны выступать истинная вера и истинная Церковь;
• выдвигают идею о мессианской роли России в спасении человечества. Идеи славянофильства оказали большое влияние на после дующее развитие русской философии, они получили свое продолжение в идеологии почвенничества, одним из главных представителей которого был Ф. Достоевский.
Значительные успехи в деле развития образования стали основой культурного взлета России XIX в. В начале века правительство Александра I приняло решение о создании единой системы образования, включающей в себя четыре ступени:
• церковно-приходские одноклассные школы — для низших слоев;
• уездные двухклассные училища — для горожан, купцов, мещан;
• губернские четырехклассные гимназии — для дворян;
• университеты и другие высшие учебные заведения.
После реформы 1861 г., отменившей крепостное право, развитие системы образования ускорилось. Например, грамотность России повысилась с 7% до 22% населения. Успехи в области образования и просвещения способствовали прогрессу российской науки, которая переживает настоящий расцвет.
Перечень величайших открытий и достижений великих ученых Россиив следующих областях:
• математики. Н.И. Лобачевский создал неевклидову геометрию, совершившую переворот в представлениях о природе пространства. А.А. Марков разработал «цепи Маркова», положившие начало новому направлению в теории вероятностей;
• астрономии. В.Я. Струве произвел первое определение звездного параллакса (смещения), установил наличие поглощения света в межзвездном пространстве;
• физики. В.В. Петров открыл электрическую дугу, нашедшую широкое практическое применение. Э.Х. Лени, сформулировал правило (впоследствии названное его именем), определяющее направление индукционного тока; экспериментально обосновал закон Джоуля-Ленца. Б. С. Якоби изобрел электродвигатель, создал гальванопластику, вместе с П.Л. Шиллингом изобрел электротелеграф и сконструировал первый телеграфный записывающий аппарат. Русским ученым принадлежит большая заслуга в создании теории электролиза, в разработке электронной, атомной и квантовой физики;
• химии. Д.И. Менделеев установил Периодический закон химических элементов. Н.Н. Зинин открыл метод получения ароматических аминов, первым синтезировал хинин и анилин. А.М.Бутлеров создал теорию химического строения вещества, заложив основы современной органической химии, открыл реакцию полимеризации;
• географии. Экспедиция Ф.Ф. Беллинсгаузена- М.П. Лазарева открыла шестую часть света - Антарктиду;
• биологии и медицины. Н.И. Пирогов первым применил эфирный наркоз в военно-полевых условиях, создал атлас "Топографическая анатомия". Н.Ф.Склифосовский применил антисептический метод при операциях;
• истории. Н.М. Карамзин создал "Историю государства Российского"(12 т.), С.М. Соловьев - "Историю России с древнейших времен" (29 т), В.О. Ключевский - "Курс русской истории" и работы по истории крепостного права, сословий, финансов;
• языкознании. В.И. Даль составил "Толковый словарь живого великорусского языка".
XIX век стал временем становления русской философии как самостоятельной науки. Она критически осваивает достижения западной философской мысли в лице Канта, Гегеля, Шопенгауэра, Гартмана, Ницше и др. В то же время в ней складываются самобытные школы и течения - от леворадикальных до религиозно-мистических. Наиболее крупными фигурами были: П.Я. Чаадаев, И. В. Киреевский, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский, В. С. Соловьев. Социология и психология также переживают период активного становления.
Художественная культура России XIX века переживала невиданный подъем и расцвет и стала классической. Основныминаправлениями русского искусства были: сентиментализм, романтизм, реализм.
Главная рольпринадлежала литературе.
Основоположником и главной фигурой сентиментализма в России был Н.М. Карамзин. В повести "Бедная Лиза" он ярко показал характерные черты данного направления в искусстве: внимание к простому человеку, раскрытие его внутреннего мира чувств и переживаний, воспевание "естественной простоты" патриархального уклада жизни. В той или иной мере сентиментализм присутствовал в творчестве многих русских писателей, однако как самостоятельное направление он не получил широкого распространения.
Романтизм имел гораздо большее влияние и распространение. В нем существовало несколько течений. Тема гражданственности, патриотизма и свободы наиболее сильно выражена в произведениях поэтов-декабристов: К.Ф. Рылеева, А.И. Одоевского, В.К. Кюхельбекера. Гражданские и вольнолюбивые мотивы звучат также в творчестве А.А. Дельвига, И.И. Козлова, Н.М. Языкова. Глубина духовного мира с налетом фантастики и меланхолии составляют содержание произведений В.А. Жуковского и К.Н. Батюшкова. Философская лирика, глубокий психологизм, славянофильские идеи нашли выражение в творчестве Ф.И. Тютчева и В. Ф. Одоевского.
К началу 30-х годов в русской литературе утверждается реализм. В его становлении важную роль сыграло творчество А. С. Грибоедова и И. А. Крылова.
Великими именами русского реализма, всейрусской литературы и культуры являются имена:
• А. С. Пушкина, родоначальника русской словесности, создателя русского литературного языка. В его творчестве представлены все виды и жанры литературы. В романе "Евгений Онегин" он рисует масштабные картины русской жизни. Трагедия "Борис Годунов" и повесть "Капитанская дочка" посвящены значительным событиям в истории России;
• Ф.М. Достоевского. Своим творчеством ("Преступление и наказание", "Идиот", "Братья Карамазовы" и др.) он оказал огромное воздействие на такие философские течения, как экзистенциализм и персонализм, на всю современную духовную культуру;
• Л.Н.Толстого. В его творчестве (романы "Анна Каренина","Воскресение", повесть "Смерть Ивана Ильича" и др.) одной из главных тем является поиск нравственного идеала и смысла жизни. Толстой является создателем религиозно-философского учения, основу которого составляет разработка "истинной религии" всеобщей любви, добра и ненасилия.
К числу великих русских писателей, получивших мировой признание, относятся также М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь, И. С. Тургенев, И.А, Гончаров, А. П. Чехов.
Удивительный расцвет переживает русская музыка. Уже в первые десятилетия XIX в. появляется целый ряд прекрасных композиторов- романтиков. Ведущим жанром является романс. Например, А.А. Алябьев ("Соловей", "Нищая"), П.П. Булахов ("Тройка", "Вот на пути село большое"), А.Е. Варламов ("Вдоль по улице метелица метет", "На заре ты ее не буди") и др.
Великими именами в русском музыкальном искусстве являются имена :
• М.И. Глинки - родоначальника русской классической музыки. Главные его произведения - оперы "Жизнь за царя" и "Руслан и Людмила". Своими сочинениями "Камаринская", "Испанские увертюры" и другими композитор заложил основы русского симфонизма;
• П.И. Чайковского. Самые известные произведения: оперы - "Евгений Онегин" и "Пиковая дама", балеты -"Лебединое озеро", "Спящая красавица", "Щелкунчик", шесть симфоний, несколько фортепьянных и скрипичных концертов. Музыкальный гений Чайковского сопоставим с гением Моцарта.
Огромный вклад в развитие русской и мировой музыкальной культуры внесла "Могучая кучка" — группа выдающихся русских композиторов, куда входили М.А. Балакирев (руководитель), А.П. Бородин, Ц.А. Кюи, М.П. Мусоргский и Н.А. Римский-Корсаков. Успешному развитию русской музыки способствовало открытие консерваторий в Петербурге (1862) и Москве (1866).
Большими достижениями отмечено также развитие изобразительного искусства, особенно живописи. Романтизм в русской живописи XIX века представляют О.А. Кипренский ("Автопортрет с кистями за ухом", "А.С. Пушкин", "Е.П. Ростопчина" и др.) и С.Ф. Щедрин (серия "Гавани в Сорренто" и др.). В творчестве К.П. Брюллова ("Последний день Помпеи", "Вирсавия" и др.) романтизм сочетается с классицизмом. С середины XIX в. ведущим направлением в русской живописи становится реализм. Его утверждению и успешному развитию способствовало возникшее в 1870 г. Товарищество передвижников, куда вошли почти все лучшие русские художники: И.Е. Репин ("Бурлаки на Волге", "Крестный ход в Курской губернии", а также портреты "Протодьякон", "Мусоргский" и др.) и В.И. Суриков ("Утро стрелецкой казни", "Боярыня Морозова", "Меншиков в Березове" и др.). Выдающимися художниками-реалистами были также И.Н. Крамской, В.М. Васнецов, В.Г. Перов, П.А. Федотов, А.К. Саврасов, И.И. Шишкин.
Расцвет русского театра связан с именем великого драматурга А.Н. Островского, творческая судьба которого была соединена с Малым театром в Москве. Он создал пьесы "Гроза", "Доходное место", "Лес","Бесприданница", их постановка сделала русский театр классическим. Выдающимся русским актером был М.С. Щепкин.
Серебряный век русской культуры продолжался менее четверти века: 1900 - 1922 гг. Значимость этого периода заключается в том русская культура первой осознала пагубность развития, ценностными ориентирами которого выступают односторонний рационализм, безрелигиозность и бездуховность.
К серебряному веку принадлежат такие поэты, как М.И. Цветаева (1892-1941), С.А. Есенин (1895 - 1925) и Б. Л. Пастернак (1890 - 1960), композитор А.Н. Скрябин (1871/72 - 1915) и художник М.А. Врубель (1856 - 1910). К серебряному веку следует также отнести художественное объединение "Мир искусства" (1898 - 1924).
Серебряный век имел большое значение для развития не только русской, но и мировой культуры. Его деятели впервые выразили серьезное беспокойство по поводу того, что складывающееся соотношение между цивилизацией и культурой приобретает опасный характер, что сохранение и возрождение духовности является настоятельной необходимостью.
Серебряный век включает два главных духовных явления:
• русское религиозное возрождение начала XX века, известное также под именем "богоискательства";
• русский модернизм, охватывающий символизм и акмеизм.
Русский авангардизм представляет собой отдельное, самостоятельное явление. Включение его в серебряный век, которое делают многие авторы, обусловлено скорее хронологией, нежели более существенными мотивами.
Русское религиозное возрождение начала XX векапредставляют такие философы и мыслители, как Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, П.Б. Струве, С.Л. Франк, П.А. Флоренский, С.Н. и Е.Н. Трубецкие. Первые четверо являются центральными фигурами богоискательства. Свои взгляды они выразили в сборнике "Вехи" (1909). Концепция русского религиозного возрождения во многом стала продолжением и развитием славянофильства. Она также явилась развитием идей и взглядов Н.В. Гоголя, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого и В.С. Соловьева. По мнению представителей религиозного возрождения, Западсосредоточил свои усилия на внешнем обустройстве бытия. В то же время внутренний мир, душа человека оказались в забвении. Отсюда торжество атеизма, рационализма и утилитаризма. Именно эти стороны были взяты на вооружение русской революционной интеллигенцией. Так, в революции 1905 -1907 гг. сторонники религиозного ренессанса увидели серьезную угрозу будущему России, они восприняли ее как начало национальной катастрофы. Спасение России они видели в восстановлении христианства как фундамента всей культуры. Путь к решению проблем общественной жизни для них лежал через личное самосовершенствование и личную ответственность. Поэтому главной задачей они считали разработку учения о личности. В качестве вечных идеалов и ценностей человека представители богоискательства рассматривали святость, красоту, истину и добро, понимая их в религиозно-философском смысле. Высшей и абсолютной ценностью является Бог. Призыв сторонников религиозного возрождения не нашел желаемой поддержки. Даже Церковь довольно настороженно относилась к многим новым идеям участников религиозного возрождения, сомневалась в их искренности, а критику в свой адрес считала незаслуженной и воспринимала болезненно. Однако начинания и призывы выразителей религиозно-философского возрождения не были напрасными. Они способствовали оживлению духовной жизни, усилению интереса интеллигенции к Церкви и христианству.
Русский модернизм - часть духовного ренессанса и воплощает собой русское художественное возрождение. Модернизм поставил перед собой задачу возродить самоценность и самодостаточность искусства, освободить его от социальной, политической или какой-либо другой служебной роли. С точки зрения модернизма, искусство должно уходить от двух крайностей: утилитаризма и академизма. Оно должно быть "искусством для искусства", "чистым" искусством. Его назначение заключается в решении своих внутренних проблем, в поиске новых форм, новых приемов и средств выражения. В его компетенцию входит внутренний духовный мир человека, сфера чувств и страстей, интимные переживания и т. д. Русский модернизм охватывал европеизированную часть русской интеллигенции. В особенности это касается русского символизма.
Русский модернизм ярко проявился и в живописи. Наиболее полно его представляет художественное объединение "Мир искусства", созданое в Петербурге А.Н. Бенуа (1870 - 1960) и С.П. Дягилевым (1872 1929). В него входили художники Л.С. Бакст (1866 - 1924), М.В. Добужинский (1875 - 1957), Е.Е. Лансере (1875 - 1946), А.П. Остроумова-Лебедева (1871 -1955), Н.К. Рерих (1874 - 1947), К.А. Сомов (1869 - 1939).
Символизм включал два поколения поэтов:
• первое - Д.С. Мережковский, В.Я. Брюсов, К.Д. Бальмонт, рассматривавших искусство как порыв к идеальному смыслу вечных образов. В. Я. Брюсов убежден, что подлинное искусство не может быть доступным и понятным каждому;
• второе - А.А. Блок, А. Белый, В.И. Иванов. В их творчестве символизм перестает быть чисто эстетическим явлением, только искусством. Он приобретает религиозно-философское измерение, теснее смыкается с мистикой и оккультизмом. Более сложным и многомерным становится символ. Искусство при этом упрочивает свою связь с реальной жизнью. В равной мере усилено понимание искусства как высшего способа познания.
Символизм как поэзия и искусство получил наиболее яркое и полное воплощение в творчестве А. Блока. Теме России, любви к ней посвящены лучшие его стихи, в том числе "Русь", "Скифы", "Родина". Значительное место занимает тема революции. Ей он посвятил многие философско-эстетические работы. Сознавая неизбежность революции и видя ее разрушительный характер, поэт выдвигает в поэме "Двенадцать" свое решение проблемы. Он предлагает соединить революцию с христианством, поставить во главе ее Христа. Не "отменять" ее - это невозможно, но соединить с христианским гуманизмом и тем самым "очеловечить" ее.
Акмеизм (от греч. "акмэ" - высшая степень расцвета) представляют прежде всего три имени: Н.С Гумилев. (1886 - 1921), О.Э. Мандельштам (1891 - 1938), А.А. Ахматова (1889- 1966). Он возник как поэтическое объединение "Цех поэтов" (1911), противопоставив себя символизму, центром которого была "Академия стиха". Сторонники акмеизма отвергали неясность и намеки, многозначность и безмерность, отвлеченность и абстрактность символизма. Они реабилитировали простое и ясное восприятие жизни, восстановили в поэзии ценность гармонии, формы и композиции. В то же время они сохранили высокую духовность поэзии, стремление к подлинной художественности, глубокому смыслу и эстетическому совершенству.
Русский авангард представляет собой сложное, разнородное и противоречивое направление, развивавшееся в России с 1910 по 1932 гг. и включавшее в себя множество течений абстрактного, беспредметного искусства, возникшего под влиянием французского кубизма и фовизма, итальянского футуризма и немецкого экспрессионизма, оказав затем во многом определяющее воздействие на все искусство западного модернизма и авангарда.
Эволюция русского авангарда позволяет условно выделить в нем три периода:
1. кубофутуризм (1910 - 1915 гг.);
2. расцвет, наивысший подъем авангарда (1915 -1924 гг.). К кубофутуризму в эти годы добавляются супрематизм, конструктивизм, производственное искусство и другие течения;
3. период (1925 - 1932 гг.), когда авангард распространяется на все виды искусства, но в 1932 г. в связи с роспуском всех независимых объединений прекращает свое существование.
1. Основными центрами формирования русского авангарда были петербургский "Союз молодежи" (1909 -1917) и московский "Бубновый валет" (1910 - 1916). Общей идейно-эстетической основой поэтов-авангардистов было предчувствие скорых и неизбежных потрясений, результатом которых станет рождение нового мира и нового человечества. Свою задачу они видели в активных действиях, приближающих эти события. Отсюда -разрушение или причудливое смешение традиционных жанров и стилей, отрицание эстетического вкуса, стремление кубофутуристов выделить поэтический язык в чистом виде, освобождая его от общепринятых смыслов и значений, от всего, что связывает его со старым миром, или же создать совершенно новый, "заумный" язык с - новыми словами, грамматикой и синтаксисом.
Главными фигурами кубофутуризма в поэзии были:
• В. Маяковский (1893 -1930) - один из решительных реформаторов поэтического языка, противником традиционного классического искусства, а также течений модернизма - символизма и акмеизма. Провозглашая диктатуру формы, стремился наполнить свои произведения актуальным жизненным содержанием и смыслом ("Облако в штанах", "Флейта-позвоночник" и др.)
• В. Хлебников (1885 -1922) - один из самых радикальных реформаторов поэтического языка. Смелый экспериментатор ("Заклятия смехом" и "Любхо"), поборник максимального сближения науки и поэзии, видя в этом путь создания "новой мифологии" и "сверхъязыка" будущего человека, он выходил за рамки поэзии и искусства, разрабатывал идею глобального переустройства мира ("Время -мера мира", "Труба маршан", "Лебедия будущего"). В связи с первым периодом русского авангарда необходимо выделить также творчество В.В. Кандинского (1866 -1944), М.З. Шагала (1887 - 1985), П.Н. Филонова (1883 - 1941).
2. II период русского авангарданачинается в декабре 1915 г.- вместе с состоявшейся в Петрограде выставкой "Ноль-десять", на которой был показан знаменитый "Черный квадрат на белом фоне" К. Малевича, означавший возникновение нового течения - супрематизма, к которому примкнуло большинство кубофутуристов - И. Клюн, И. Пуни, Л. Попова, Н. Удальцова, А. Экстер и др.
Супрематизм К. Малевича (1878 - 1935) стал поворотным пунктом в эволюции авангарда, включая зарубежный. Своеобразие нового течения художник раскрывает в работе "От кубизма и футуризма к супрематизму" (1916). Малевич без колебания избавляет живопись от предметов сюжета, смысла и с держания. Он определяет супрематизм как "абсолютное", "чистое", "беспредметное творчество", "чисто живописное искусство красок", "творчество самоцельных живописных форм". Эволюция супрематизма в живописи была скоротечной - в ней иногда выделяют три периода: "черный"(1916 - 1917), "цветной"(1916- 1917), "белый"(1917 - 1919).
Большинство авангардистов с энтузиазмом приняло Октябрьскую революцию 1917 г., искренне надеясь с ее помощью осуществить свои грандиозные утопии. В свою очередь, новая власть нуждалась в поддержке со стороны наиболее активной и революционно настроенной интеллигенции. Но преследуемые сторонами цели и способы их достижения заметно различались, вследствие чего тенденция к чистым эстетическим формам в авангарде стала постепенно ослабевать, а прагматическая и утилитарная- усиливаться. Все это привело к трансформации супрематизма в два течения - конструктивизм и производственное искусство, которые взаимно переплетались и часто переходили друг в друга.
В течение второго периода авангард охватывает большинство видов искусства, включая театр, где его проводниками стали В.Э. Мейерхольд (1874 - 1940) и А.Я. Таиров (1826 - 1950). Последний осуществил постановку "Саломея" О. Уайльда (1917) с кубофутуристическими и супрематическими декорациями и костюмами А. Экстер а первый -постановку "Мистерии-буфф" Маяковского с декорациями и костюмами Малевича и "Великодушного рогоносца" Кроммелинка (1922), где вместо декораций использовались конструктивистские игровые установки Л. Поповой и В. Степановой.
3. III период эволюции авангардаотмечен в архитектуре. Его представляют А. Веснин, Н. Габе, М. Гинзбург, К. Мельников и др.
В кино С.М. Эйзенштейн (1898 - 1948) ставит свой знаменитый фильм "Броненосец Потемкин" (1925). В 1927 г. возникает литературно-театральная группа ОБЕРИУ (Объединение реального искусства), куда вошли А. Введеский, Н. Заболоцкий, Д. Хармс и др., провозгласившие абсурд и гротеск в качестве основных средств нового поэтического языка. Однако новаторский дух и творческий импульс авангарда все более ослабевают. В 1925 г. група выпускников ВХУТЕМАСа- Ю. Анненков, А. Дейнека, Ю. Пименов и др. - образуют ОСТ (Общество станковистов) и заявляют об отказе от беспредметного искусства. К началу 30-х гг. Малевич также возвращается к фигу ративной живописи. В 1928 г. Маяковский перестает издавать журнал "Новый ЛЕФ". В 1932 г. все независимые группы и объединения оказываются распущенными и русский авангард прекращает свое существование.
Советский период в истории России продолжался с октября 1917 г. по август 1991 г. После победы Октябрьской революции Советская Россия предприняла грандиозную попытку воплотить в жизнь великие идеалы просветительского гуманизма - свободу, равенство, братство, счастье, солиданость, - избрав пролетарско-социа листический путь развития.
В развитии культуры советского периода России можно выделить три основных этана:
1. 1917 - 1932 гг.- поиск новой культуры и путей ее построения, проходивший на фоне культурного плюрализма;
2. 1932 - 1956 гг.- связан с процессом построения социалистической культуры, с культурной революцией в условиях тоталитаризма;
3. 1956 — 1991- исправление допущенных ранее просчетов и ошибок, поиск путей к социализму с человеческим лицом, демократизации культуры и общественной жизни.
Первый этап становления новой, социалистической культуры (1917 -1932) оказался весьма интересным и насыщенным самыми различными фактами и процессами:
• в социально-экономической сфере главные события: гражданская война, нэп и коллективизация;
• по отношению к религии и Церкви ведется борьба вплоть до полного их искоренения. Церковь лишается землевладений и большей части собственности, декретом правительства отделяется от государства. Образование - секуляризируют. Многих священников репрессируют. Развертывается антирелигиозная пропаганда;
• по отношению к другим областям духовной культуры Советская власть проявляет терпимость и заинтересо ванность, руководствуясь ленинскими положениями, согласно которым все лучшие достижения культуры прошлого должны принадлежать и быть доступными народу. Поэтому музеи были национализированы (Эрмитаж, Русский музей, Третьяковская галерея, Оружейная палата) и было создано около 250 новых музеев;
• по отношению к представителям старой интеллигенции новое пролетарское государство относилось подозрительно и настороженно, видя в них контрреволюционеров. Результатом такого отношения стала массовая эмиграция русской интеллигенции.
Советская власть разрабатывает широкую программу по ликвидации безграмотности:
• издается декрет 1919 г., по которому все население от 8 до 50 лет должно обучаться грамоте на родном или русском языках, по всей стране возникает сеть кружков ликбеза (ликвидации безграмотности);
• создано массовое общество "Долой неграмотность" в 1923 г.;
• введено всеобщее начальное образование в 1923 г.
Формирование новой интеллигенциипотребовало резкого увеличения числа университетов и вузов. При вузах и университетах открывались рабочие факультеты (рабфаки) для подготовки в вузах молодежи, не имевшей среднего образования (1919 -1940). В результате принятых мер к 1933 г. по количеству студентов СССР превзошел Англию, Германию, Австрию, Польшу и Японию, вместе взятые.
В России 20-х годов существовало множество разных литературно-художественных течений:
• пролеткульт - культурно-просветительная и литературно-художественная добровольная организация (1917 г.). Ее теоретики (А. Богданов, В. Плетнев) Ф. Калинин) придерживались крайних классовых позиций в культуре и искусстве. Они утверждали, что пролетарская культура может быть создана только самими представителями рабочего класса. Их позиции В.И. Ленин оценил "как теоретически неверные и практически вредные";
• объединение РАПП (Российская ассоциация пролетарских писателей), куда входили Ф. Гладков, Ф. Панферов, А. Серафимович. Они выражали более умеренные классовые позиции;
• многочисленные течения русского авангарда, среди которых наиболее влиятельными были кубофутуризм, супрематизм, конструктивизм, ЛЕФ (Левый фронт искусств) отстаивали революционность искусства;
• течения русского модернизма - символизм, акмеизм, имажинизм выражали идеи "чистого" искусства;
• представители литературной группы "Серапионовы братья", куда входили М. Зощенко, В. Каверин, К. Федин, Н. Тихонов и др. стремились подчеркивать свою аполитичность;
• художники и писатели, которые сторонились объединений и групп либо примыкали к ним формально - С, Есенин, М. Цветаева, М. Булгаков, Е. Замятин, Б. Пастернак, А. Платонов и др.
Многие течения взаимодействовали между собой, переплетались и переходили друг в друга, объединялись и вновь расходились. К концу 20-х гг. число художественных течений начинает сокращаться, а в 1932 г. выходит партийное постановление "О перестройке литературно-художественных организаций", в соответствии с которым все независимые течения, объединения и группы распускаются.
Второй этап можно назвать культурной революцией, проходившей в условиях коллективизации, индустриализации, сталинских репрессий, войны, а также культа личности Сталина.
Одним из важных достижений 30-х гг. была ликвидация неграмотности. В 1939г. по данным Всесоюзной переписи населения грамотность среди взрослых поднялась до 90%. Практически все дети школьного возраста ходили в школу. Не менее впечатляющим был прогресс науки. Количество научных работников приблизилось к 100 тыс., что превысило дореволюционный уровень почти в 10 раз. Многие советские ученые - И. П. Павлов, Н.Е. Жуковский, С.А. Чаплыгин, С. В. Лебедев, А. Ф. Иоффе и др. - получили мировую известность. После Отечественной войны развитие науки и образования еще более ускорилось. Важнейшим достижением стало введение всеобщего обязательного семилетнего образования. Успехи общественных и гуманитарных наук были скромными. Процветавший в философии и общественных науках догматизм еще более усилился. Начались вульгаризация марксизма, попытки "внедрения" диалектики в математику, биологию, хирургию и рыбное хозяйство.
1932 г. - поворотный год в развитии советского искусства,что сразу проявилось на организационной стороне. Вместо множества прежних объединений и групп в каждом виде искусства создаются творческие союзы.
Первым всесоюзным съездом советских писателей был провозглашен новый метод в искусстве- метод социа листического реализма, которыйтребовал от художника правдивого изображения действительности в ее революционном развитии. Это лишало советское искусство прежнего художественного многообразия. Вместе с тем и в русле соцреализма были созданы произведения, получившие высокую оценку и известность (роман М. Шолохова "Тихий Дон", <