Тема 15. Русская культура

Древняя Русьсуществовала с IX века. В социально-экономическом и политическом отношениях –это средне­вековое феодальное государство. Начало становлениярусского этносавосходит к I веку н. э., когда славяне были втянуты в так называемое Великое пересе­ление народов, распространились затем на территории от Балтики на севере до Адриатики и Балкан на юге, от Эльбы на западе до Днепра на востоке. В формирова­нии русского этноса принимали участие на только собственно славянские племена, но и древние русичи (русы), балтийские, уг­ро-финские, тюркские, монголо-татарские и иные племена.

К IX векурусские славяне имели все необходимые предпосылки для создания государства:

• большая численность населения;

• огромная территория;

• тесные социально-экономические связи и т. д.

Инициативу его создания взяли на себя русы, которые под водительством варяга Рюрика одержали верх над славяна­ми и в 862 г. в Новгороде основали державу, к которой в 882 г.был присоединен Киев, где тоже жили славяне. Так возникла Киевская Русь - первое русское государство, ос­нову которого составлял древнерусский этнос.

Основой экономикибыли земледелие и скотоводство. Высокого уровня достигли выплавка металла и чеканка,гон чарное про­изводство и вышивка, изготовление тонких эмалей и изящных ювелирных украшений, обработка дерева. Благодаря славянским просве­тителям Кириллу и Мефодию Русь получила письменность. Помимо Киева и Новгорода — главных административных и культурных центров — строились другие города. До 988 г. Киевская Русь была языческой, а после принятия Православия стала христианской.

XIII векстал последним веком существования Киевской Руси, так как началась феодальная раздробленность.Одновременно Руси угро­жала потеря независимости (с Запада- от литовцев, немцев и шведов, и с Востока – от монголо-татар). Западная угроза для Руси была устранена благодаря Александру Невскому (в Невской битве (1240) и в Ледовом побоище (1242)). А восточную угрозу устранить не смогли, и Русь оказа­лась в вассальной зависимости от Золотой Орды (1240 — 1480), что затормозило социально-экономическое и культурное развитие, стала одной из главных причин отставания от западноевропейских стран. В XIV векеначалось возвышениеМо­сквы, которое стало заметным после победы на Куликовом поле в 1380 г.под руководством Дмитрия Донского. В 1480 г. произошло знаменитое "стояние на Угре", когда войска хана Большой Орды Ахмата ушли с поля битвы, не начав ее. Так Русь стала суверенным государством и фактически, и юридическ и, называясь Россией. В XV столетии из общерусского этно­са выделяются три новых: великороссы, украинцы и белорусы.

В XVI веке Россия становится единым централизованным государствомсо столицей в Москве. Уже Иван III имел все основания именовать себя "Великим князем всея Руси". Страна приобретает все большую экономическую и политическую стабильность. В начале XVII века Россия переживает смутные времена. Она отражает польско-литовскую и шведскую интервенции. В се­редине столетия (1654) Украина воссоединяется с Россией. До этого Украина с середины XIV века находилась под властью Литвы и Польши.

Византия сыграла огромную роль в развитии древнерусской культуры.У нее она позаимствовала свой государствен­ный герб - двуглавого орла, взирающего на Запад и Восток. Оттуда же на Русь пришла идея о неразделимости Церкви и царства. Главным каналом влияния византийской культуры была рели­гия. Принятие православного христианства открыло для Руси доступ к богатейшим и неисчерпаемым духовным ценностям. Особое значение имел перевод Библии на старославянский язык. Огромным было также влияние византийской художест­венной культуры. Наиболее сильно оно сказалось в архитекту­ре, мозаике, фреске, иконописи, а также в прикладном искус­стве -в ювелирном деле и обработке камня.

Культурному взаимодействию Древней Руси и Западной Европыспособствовала принадлежность к христианству, а также взаимовыгодные торгово-экономические и политические связи. В художественной культуре западное влияние наиболее ощу­тимо проявилось в зодчестве. Уже в XI веке в храмах городов Северо-Западной Руси (Новгород, Полоцк и др.) встречаются некоторые элементы романской архитектуры (украшение поверхности стен каменной резьбой, использование контрфорсов и т. д.) В XII -XIII веках воздействие романского стиля становится более значительным, о чем свидетельствуют храмы и другие постройки Владимиро-Суздальской Руси. В целом, после падения Византии (1453) Россия все чаще устремляет свой взор на Запад. Эта тенденция усиливается в XVII веке, особенно после открытия Славяно-греко-латинской академии в Москве (1687).

Контакты и связи Древней Руси с Востоком доXIII веканосили в основном торгово-экономический характер. Во время монголо-татарского нашествия связи они становятся тесными и всесторонними. Древняя Русь восприняла от Золотой Орды некоторые элементы политиче­ского устройства, а также многие особенности духовной куль­туры и бытового уклада жизни, но и многое теряет.Древняя Русь смогла создать и сохранить свою неповтри мую и са­мобытную культуру.С самого начала русская культура была евра­зийской, то есть включающей в себя черты западной и восточной культур. По сравнению с западной она менее рациональна и прагматична, в ней боль шее значение имеют чувства и эмоции, она ограничивает проявления индивидуализма и эгоизма, в ней преобладает коллективное начало, но нет растворения личности в коллективе. Русская культура более контрастна, чем западная и восточная. Так для русской культуры весьма трудным является вопрос о вла­сти над людьми, о соотношении насилия и ненасилия. Запад нашел решение данного вопроса через меру того и другого. Русские предпочитают иной принцип: казнить - так казнить, миловать - так миловать. То же самое наблюдается применительно к соотношению между кротостью и грозностью. Если кротость и смирение - то до рабства и любви к своим пала­чам. Если грозность и суровость - то до исступления. В рус­ской культуре наиболее полно воплотился христиан­ский тезис о непротивлении злу насилием. Русского человека отличают открытость и отзывчивость, дру­желюбие и готовность придти на помощь, широта и щедрость души, жертвенность. У него нет выраженного стремления к бо­гатству, а если таковое возникает, он с легкостью может все пустить на ветер. Для него характерны удивительная терпи­мость и редкое терпение ко злу, хотя это долготерпение неред­ко заканчивается всесокрушающим бунтом и взрывом. Во мно­гом именно эти черты и составляют своеобразие русской куль­туры, русского менталитета, загадку "русской души". Русская культура отмечена космизмом, она мыслит космиче­скими масштабами, соотносит себя со всей Вселенной.

Языческий, или дохристианский период -Киевскя Русь (IX-X вв.). Язычество возникло у славян задолго до появления древнерус­ского государства. Основная его черта - многобожие. Большое значе­ние имеют самые древние формы религии - магия, фетишизм и особенно тотемизм. Наиболее почитаемыми у славян тотема­ми среди птиц были сокол, орел и петух, а среди животных — конь, медведь.В начале I тыс. н. э. божества принимают антропоморфную форму. Главными среди них становятся боги Солнца, Неба и Огня - Сварог, Даждьбог и Хорос, Ветра - Стрибог, домашних животных и богатства - Велес (Волос). Почитались покровители предков, семьи и домашнего очага - Род и Рожаницы, бог плодородия Ярило, женское божество Мокошь.

В языческой Руси высокого уровня достигает прикладное искус­ство ( браслеты и височные кольца, амулеты и обереги, подвески и фибулы, предметы быта и игрушки). Развивается устное народное творчество (былины - эпические песни, сказки, свадебные песни, колядки, ритуальные надгробные пла­чи и т. д).Большое значение имело создание славянской письменности (Кирилл и Мефодий) на основе греческого алфавита.

Второй этап эволюции древнерусской культуры – домонгольский ( кон. X в. и до сер. XIII в.). Начало периода совпадает с принятием христианства в 988 г. Приход христианства вызвал глубокие изменения во всей древнерусской культуре, которые сразу проявились в архи­тектуре и градостроительстве. Невиданный размах получает каменное строительство. Судя по летописям, в IX- X вв. в Древней Руси было около 25 городов, а в XI- XII вв. - более 200. Поэтому иностранцы называли Русь "страной городов" - Гардарик". Среди монументальных городских построек преобладали храмы и церкви. Выдающимся памятникоми древнерусского каменного зодчества стали: Десятинная Церковь св. Богородицы (989 -996 гг.) в Киеве, Киевский храм св. Софии (XI в), Золотые врата Киева (XI в), также памятники белокаменного зодчества: Успенский собор (XII в), Дмитриевский собор (XII в), Церковь По­крова на Нерли (XII в).

Одними из первых литературных памятников были: "Слово о законе и благодати" (XI в) митрополита Илариона (про­славляется Русь и высказывается мысль о равенстве "всех христианских народов"), первая летопись "Повесть временных лет" (нач XII в) монаха Нестора ("откуда есть пошла Русская земля"), "Слово о полку Игореве" (XII в), повествующее о причинах бед и неудач Руси.

Успешно развивается изобразительное искусство - монумен­тальная (мозаика и фреска) и станковая живопись (икона). Например, икона Владимирской Богоматери (XII в) - од­на из главных святынь в нашей стране.

Третий - монгольский период (с 1243 г. до 1480 г). В этот период русская культура понесла значительные потери, сказавшиеся в первую очередь на ремеслах. Производство укра­шений, изделий из драгоценных металлов, техника перегород­чатой эмали - исчезли совсем. Другие из-за упрощения технологии снизили уровень качества. На столе­тие (с сер. XIII в – сер. XIV в) почти полностью прекратилось каменное строительство, что отрицательно сказалось на разви­тии живописи (особенно на фресковой росписи). Основным типом постройки по-преж нему остаются культовые - храм и церковь. Наиболее успешно раз­вивается иконопись. Благодаря творчеству Андрея Рублева, Феофана Грека, Даниила Черного, Дионисия и других художни­ков русская иконопись достигла непревзойденных высот. В этом виде искусства за Русью признается такое же первенство, как за Египтом - в рельефе, Древней Греции - в скульптуре, Византии - в мозаике. Высшим достижением творчества Андрея Рублева стала знаме­нитая "Троица", написанная на сюжет из библейского мифа о трех ангелах, воплощающих триединство Бога. Основная тема русской иконы - Богоматерь, имеющая множество вариантов: "Милостивая", "Утешительница", "Нечаянная Радость" и т. д.

Также развиваются литература и общественная мысль, гдеглавными выступают тема патриотизма, идея объединения Руси для борьбы с мон­голо-татарским игом, прославление героизма в этой борь­бе (например, "Задонщина", "Сказания о Мамаевом побоище", по­священных Куликовской победе). В развитие общественной мысли огромный вклад внес Сергий Радонежский (1321 -1391) - выдающийся церковный деятель и мыслитель.

Четвертый этап в эволюции древнерусской культуры (с 1480 г. до 1698 г). Происходит освобождение от ига и формирование единой общерусской культуры.

В XVI веке в русской культуре возникают совершенно новые яв­ления:

• появление книгопечатания. В 1564 г. дьякон Иван Федоров издает пер­вую свою книгу - "Апостол" во Львове, он издает первый русский букварь (1574) - "для пользы русского наро­да". Всего в XVI веке в Москве вышло 20 книг - в основном богословского содержания;

• формируетс я политическая концепция происхождения Российского государства, его места и роли в мире (В "Сказании о князьях Владимир­ских" излагается легендарная история происхожде­ния русских великих князей от римского императора Августа и получения Владимиром Мономахом царских регалий от визан­тийского императора Константина Мономаха;

• развивается идея о Москве как о "третьем Риме", сформулированная старцем Филофеем в его посланиях Василию III (1510 - 1511), где он пишет: "два Рима пали, третий стоит, а четвертому не бывать". Выводится мысль о мессианской ро­ли России, которая, сохраняя и продолжая истинную христианскую веру, сохраняя подлинную духовность, тем самым спасает мир от зла и скверны;

• появляется публицистика. Русская мысль активно обсуждает характер складывающегося самодержавного государства соотношение "церкви" и "царства", духовной и светской власти. Опираясь на идею о божественном происхождении царской власти, Иван Грозный утверждает, что он имеет право судить и наказывать не только за дела, но и за мысли.

В целом в XVI веке происходит оживление во всех областях жизни, включая художественную культуру.

В XVII в. завершается эволюция средневековой культуры, рождаются элементы культуры нового времени, для кото­рой характерны усиление светского и рационального начал, секуляризация и "обмирщение". Заметно расширяются и углуб­ляются связи со странами Западной Европы. Все области культу­ры значительно усложняются и дифференцируются, в них возни­кают совершенно новые явления. Важными событиями в духовной жизни стали:

раскол Православной Церкви послереформ патриарха Никона (1653 - 1656), направленными на усиление роли Церкви и государства и проводившимися силовыми методами. В результате возникло старообрядчество, имевшее про­тиворечивый характер и ставшее во главе оппозиции офици­альной идеологии;

начало формирования системы образования начинается споявления государственных и частных средних школ, издаются книги и учебные пособия, религиозного и светского со­держания. В 1687 г. в Москве было открыто первое в России высшее учебное заведение - «Славя­но-греко-латинская академия» - для подготовки кадров высше­го духовенства и чиновников государственной службы.

Литература обогащается рядом новых жанров, например, сатира ("Повесть о Шемякином суде", "Повесть о Ерше Ершовиче", "Азбука о голом и небогатом человеке", "Праздник кабацких ярыжек"). Среди новых видов и жанров искусства - театр, драматургия и стихосложение. Основоположником русской драматургии стал Симеон Полоцкий, написавший пьесы: "Трагедия о Навуходоносоре царе", "Комедия притчи о блудном сыне".

В архитектуре XVII века наблюдается усиление светского на­чала, отход от строгих церковных канонов, явное сближение культового и гражданского зодчества. Широкое распространение имеет деревянное зодчество, а к се­редине XVII века - светское каменное строительство. В конце XVII века в русском зодчестве складывается новый стиль, условно названный "московским" или "нарышкинским барокко". Для него характерны четкая симметрия и равновесие масс, многоярусность, создающая устремленность вверх, многоцветность и декоративность. Прекрасным образцом такого стиля является Церковь Покрова в Филях (1693 - 1694).

В живописи XVII в. - особенно в иконописи - произошла глубокая ломка устоявшихся традиций. Представлен­ное "строгановской школой" направление не ограничивало се­бя рамками древнего канона, а придавало большое значение чисто живописному, художественно-эстетическому началу, все дальше отходило от средневекового религиозного символизма в сторону реализма.

В целом же XVII век завершает историю средневековой русской культуры и создает все необходимые предпосылки для будуще­го взлета культуры XVIII века.

XVIII столетие явилось временем коренных перемен, вызванных реформами Петра I. У одних начавшиеся перемены вызывали самую высокую оценку (например, историки С. М. Соловьев, К. Д. Кавелин), другие же, напротив, оценивали их весьма критически (напри­мер, философы П. Я. Чаадаев, Д. Дидро).

Начатые Петром преобразования вызвали экономический рост России, позволили ей значительно расширить свою террито­рию, превратили ее в великую и могучую империю. Благодаря победам в Северной и турецких войнах Россия получила статус балтийской и черноморской державы. В петровскую и постпетровскую эпоху возникли новые крупные города - Санкт-Петербург, ставший столицей государства, Севастополь, Екатеринослав, Екатеринодар, Екатеринбург, Одесса и др. В то же время грандиозные преобразования стали тяжелым испытанием для народа. За создание новой России ему при­шлось заплатить огромную цену. Глубокому реформированиюбыли подвергнуты практически все области общественной жизни - государственно-административное; устройство, экономика, армия, Церковь, наука и просвещение, художественная культура.

Основное содержание и характер проводимых реформ выражали две тенденции: секуляризация ( обмирщение, ослабление религиозного и усиление светского начала в культуре) и европеизация.

Государство достигало высшей степени централизации и превращалось в абсолютную монархию благодаря следующим нововведениям Петра I:

• учреждение Сената в 1711 г.- высшего органа по делам законодательства и государственного управления, состоящего из 9 человек, назначенных самим царем;

• замена приказов 12 коллегиями(министерствами), ведавшими отдельными сферами государственного управления;

• страна была поделена на губернии и уезды.

Реформа Церкви в XVIII в. существенно ограничила ее место и роль религиив жизни общества. Главная потеря Православной Церкви - упразднение патриаршества. Его место занял Святейший Синод ( Духовная коллегия), во главе которого стоял обер-прокурор, назначаемый царем. Церковь лишилась части своих земель и доходов, что ослабляло ее экономические основы. Духовенство приравнивалось к другими сословиями. Священникам вменялось в обязанность содействовать проводимым преобразованиям, помогать властям в сыске и задержании противников реформ. Под страхом казни священники должны были доносить о намерениях исповедовавшихся совершить государственное преступление. Таким образом, произошло огосударствление Церкви. Она оказалась в полной зависимости от светской власти.

Петровская эпоха создала следующие условия для оживления экономики:

• активное освоение промышленного производства. Растет число ткацких и текстильных предприятий. Урал становится центром по выплавке металла, который с 20-х годов XVIII в вывозится за рубеж. Впервые организуется промышленное производство фарфора;

• значительный прогресс во всей материальной культуре, в технике и технологии. Уральский теплотехник И. П. Ползунов разработал проект парового двигателя и построил паросиловую установку. Механик-самоучка И.П. Кулибин изобрел многие механизмы- часы, прожектор, семафорный телеграф, разработал проект моста через Неву. В сельском хозяйстве вместо серпа используется коса, создаются конные заводы, успешно развивается скотоводство. Петр I содейство­вал развитию торговли: устраиваются крупные ярмарки, стро­ятся каналы.

Модернизация армии сделала ее одной из самых современных и сильных. В русской армии впервые появляется конная артилле­рия, начинают использоваться ручные гранаты и штык. Главным достижением в военном деле стало создание русского флота любимого детища Петра.

В становлении и развитии системы светского образования и науки большую роль сыграли:

широкая сеть новых учебных заведений. Открылись Навигацкая школа (на основе которой была создана Морская академия), Инженерная, Артиллерий­ская и Медицинская. Открывается частная общеобразователь­ная гимназия Э. Глюка. Открываются ремесленные училища;

• создание и открытие в 1725г. Петербургской академии, которая являлась целиком светским государственным учреждением, которая была тесно связана с искусст­вом. Имея поддержку государства, Академия уже в первые десятилетия создала труды мирового уровня. Великий русский ученый М.В. Ломоносов (1711 -1765) стал первым рус­ским членом Академии в 1745 г.;

основание в 1755г. Московского университета. Он быстро стал крупнейшим центром по подготовке специалистов во всех отрас­лях знания;

создание в 1783 г. Российской академии наук, первым президен­том которой становится княгиня Е.Р. Дашкова.

XVIII столетие было отмечено глубокими изменениями в обще­ственном сознании, оживлением и подъемом об­щественной мысли. Этому способствовали и петровские преоб­разования, крепнущие и расширяющиеся контакты с европейскими странами, благодаря которым в Россию проникают идеи западного рационализма, гуманизма и Просвещения.
Важные черты происходящих в общественном сознании изменений следующие:

• ослабление влияния религиозной идеологии, усиление светского, научного и рационального начала;

• рост национального самосознания.

Крупным русским мыслителем XVIII векабыл Феофан Прокопович, современник и сподвижник Петра, который в своих работах ("Слово о власти и чести царской", "Правда воли монаршей" и др.) разрабатывает русский вариант концепции просвещенного аб­солютизма. Опираясь на европейские идеи естественного пра­ва, общественного договора и общего блага и сочетая их с рос­сийскими особенностями, Прокопович прославлял деяния Петра, называя образцом просвещенного монарха. Он же был идеологом реформирования Церкви, обосновывал необходимость ее подчинения государству. Интересным и глубоким мыслителем-самоучкой был И.Т. Посош­ков, автор "Книги о скудости и богатстве". Будучи сторонником Петра, он вместе с тем стоял в оппозиции к дворянству, выражая и отстаивая интересы крестьянства, купечества и ремесленников. Осмыслению прошлого России посвящены труды В.Н. Тати­щева - первого крупного русского историка, написавшего "Историю Российскую с самых древнейших времен". В ней он прослеживает историю России от Рюрика до Петра I. А.Н. Радищев писатель и философ разработал концепцию русского Просвещения в его радикальном, революционном виде. В главном своем произведении "Путешествие из Петербурга в Москву" писатель увидел в положении крепостного крестьянст­ва глубинные истоки будущих потрясений России. Радищев предложил проект реформ сверху, которые носили демократиче­ский характер и включали освобождение крестьян.

Художественная культура России XVIII в. все явственнее приобретает светский характер, испытывая растущее влияние со стороны Запада. К середине столетия в ней вполне сложились основные европей­ские стили: классицизм; барокко.

В литературе классицизм представляют:

# А.Д. Кантемир прославился своими сатирами, содержащие критику власти имущих и духовенства;

# В. К. Тредиаковский – автор поэмы "Тилемахида", трагедий, сатир и эпиграмм, разработал принципы русского стихосложения;

# М.В. Ломоносов, создал оду "На взятие Хотина" и другие произведения, наполненные философским содержанием и гражданским звучанием.

В архитектуре западное влияние сказалось наиболее сильно. Новая столица России - Санкт-Петербург - создавалась на совершенно новых принципах градостроительства, имевшего ансамблевый характер.

Русский классицизм в архитектуре XVIII века представляли :

- И.Е. Старов построил Таврический дворец и Троицкий собор Александро-Невской лавры в Петербурге;

- Д. Кваренги - павильон "Концертный зал" и Александровский дворец в Царском селе (ныне Пушкин), Эрмитажный театр и Ассигнационный банк в Петербурге;

- В.И. Баженов- великолепный дом Пашкова;

- М.Ф. Казаков - старое здание Московского университета, Сенат в Кремле, Первая городская больница.

Русское барокко в архитектуре нашло яркое воплощение в творчестве :

- Д. Трезини построил "здание Двенадцати коллегий" (ныне университет), Летний дворец Петра I и собор Петропавловской крепости в Петербурге;

- В.В. Растрелли - Зимний дворец (ныне Эрмитаж) и Смольный монастырь в Петербурге, большой дворец в Петергофе, Екатерининский дворец в Царском селе.

Русская портретная живопись поднимается до уровня лучших образцов европейского искусства. Основоположниками портретного жанра являются А.М. Матвеев ("Автопортрет с женой парные портреты супругов Голицыных) и И.Н. Никитин ("На­польный гетман", "Петр I на смертном ложе"). Наивысшего расцвета портретная живопись достигает в твор­честве Ф. С. Рокотова ("Неизвестная в розовом платье", "В.Е. Новосильцева"), Д.Г. Левицкого ("Кокоринов", "М.А. Дьякова") и В.Л. Боровиковского ("М.И. Лопухина").

Историческую живопись представляет А.П. Лосенко ("Владимир и Рогнеда", "Прощание Гектора с Андромахой"). Художник ра­ботал также в жанре портрета.

В области скульптуры также ведущее место занимает портрет. Наиболее значительные достижения связаны с творчеством Ф.И. Шубина, работавшего в духе классицизма (портреты-бюсты А.М. Голицына, М.Р. Паниной, М. В. Ломо­носова). В стиле барокко творил Б. Растрелли ( "Императрица Анна Ивановна с арап­чонком"). В жанре монументальной скульптуры известнейшим творением является "Медный всадник" Э. Фальконе.

В XVIII веке изменения происходят и в музыке:

· создаются и (или) получают распространение новые инстру­менты (балалайка (1715), гитара);

· возникают новые жанры (например, военная музыка);

· возникает камерно-инструментальная, оперная и симфоническая музыка;

· аристократы заводят домашние оркестры;

· рождается первый профессиональный русский театр (его соз­дателем стал великий актер Ф.Г. Волков).

Продолжает успешно развиваться церковно-певческая, хоровая музыка.

Глубокие изменения всего уклада повседневной жизни вызвали следующие введения:

новое летоисчисление и календарь. Предписыва­лось исчислять года от Рождества Христова (с 1 января 1700 г.), как в европейских странах. Но Европа пользовалась григорианским календарем, Россия юлианским;

• новая традиция торжественно встречать "Новый год и сто­летний век", украшая ворота домов сосновыми, еловыми и можжевеловыми ветками, устраивая стрельбу, игры и потехи;

новая форма общения людей — ассамблеи, где собирались представители высших слоев общества для отдыха и веселого проведения времени в танцах, непринужденных беседах, за иг­рой в шахматы и шашки;

традиция двуязычия. При Петре и Анне распространяется не­мецкий язык, а начиная с Елизаветы - французский. Влияние французской культуры проявлялось и в том, что дамы дворян­ского общества начинают музицировать на клавесине. Существенные изменения происходят в одежде. Старинные русские длинные одеяния уступают место немецким кафтанам, коротким и узким европейским одеждам. У мужчин высших слоев общества исчезают бороды. Среди придворной знати ут­верждаются европейские правила этикета и светские манеры поведения.

В области духовной культуры XIX столетие стало для России временем невиданного взлета и расцвета. Наиболее важными событиями и явлениями, опре­делявшими развитие русской культуры XIX века, были:

Отечественная война 1812 г. оказала благотворное и вдохнов­ляющее воздействие на отечественное искусство. Многие художники посвятили теме войны свои произведения ("Война и мир" Л. Толстого);

восстание декабристов 1825 г. вызвало мощный подъем обще­ственной и философской мысли. Декабристы были глубоко разочарованы результатами войны: победивший в ней русский народ по-прежнему остался в "рабстве и невежестве";

крепостничество и самодержавие выступают главным тормозом процесса модернизации социально-эконо мической жизни и материальной культуры;

реформа 1861 г., отменившая крепостное право, изменила поло­жение. Однако эта реформа была непоследовательной и поло­винчатой, многие сдерживающие развитие факторы она сохра­няла, поэтому ее воздействие оказалось ограниченным. К тому же практически не затронутой оставалась политическая систе­ма самодержавия.

Тема будущего России - одна из центральных тем русской об­щественной и философской мысли- пришла в XIX век из предыдущего столетия. Она мучила декабристов и перешла по наследству к двум важным течениям русской мысли: западничеству и славянофильству. Оба течения отвергали существующий режим самодержавия и крепостничества, но в понимании путей переустройства Рос­сии глубоко расходились. По-разному смотрели они и на преоб­разования Петра I.

Западники (П.В. Анненков, В.П. Боткин, Т.Н. Грановский):

• стояли на позициях культурного универсализма и рационализма;

• высоко оценивали петровские реформы, выступали за развитие России по западному пути, считая его универсальным и неизбежным для всех народов;

• были сторонниками европейской образованности, науки и просвещения, определяющей роли законов и права в органи­зации общественной жизни.

Славянофилы . С. и К.С. Аксаковы, И.В. и П.В. Киреевские, А.С. Хомяков):

• стояли на позициях культурного релятивизма и православия;

• отрицательно оценивали петровские преобразования, нарушившие естественную эволюцию России;

• отвергали западноевропейский путь развития, настаивали на самобытном развитии России, делали упор на ее религиозно-историческом и культурно-национальном своеобразии;

• считали, что при создании современной промышленности и сельского хозяйства, торговли и банковского дела следует опираться на свои формы, способы и традиции, источниками ко­торых являются русская община, артель и православие;

• положили начало развитию оригинальной и самобытной русской философии, основу которой составляет православная рели­гиозность;

• разрабатывают концепцию целостности духа, согласно которой в познании участвуют все способности человека — чувства, разум и вера, а также воля и любовь. Истина к тому же принад­лежит коллективу людей, объединенных единой любовью, из чего рождается соборное сознание. Соборность противостоит индивидуализму и разобщенности;

• скептически смотрели на правовые формы регулирования по­ведения людей. Главным регулятором отношений между людь­ми должны выступать истинная вера и истинная Церковь;

• выдвигают идею о мессианской роли России в спасении человечества. Идеи славянофильства оказали большое влияние на после­ дующее развитие русской философии, они получили свое продолжение в идеологии почвенничества, одним из главных пред­ставителей которого был Ф. Достоевский.

Значительные успехи в деле развития образования стали осно­вой культурного взлета России XIX в. В начале века прави­тельство Александра I приняло решение о создании единой системы образования, включающей в себя четыре ступени:

• церковно-приходские одноклассные школы — для низших слоев;
• уездные двухклассные училища — для горожан, купцов, мещан;

• губернские четырехклассные гимназии — для дворян;

• университеты и другие высшие учебные заведения.

После реформы 1861 г., отменившей крепостное право, разви­тие системы образования ускорилось. Например, грамотность России повысилась с 7% до 22% населения. Успехи в области образования и просвещения способствовали прогрессу российской науки, которая переживает настоящий расцвет.

Перечень величайших открытий и достижений великих ученых Россиив следующих областях:

математики. Н.И. Лобачевский создал неевклидову геометрию, совершившую переворот в представлениях о природе про­странства. А.А. Марков разработал «цепи Маркова», положившие начало новому направлению в теории вероятностей;

астрономии. В.Я. Струве произвел первое определение звезд­ного параллакса (смещения), установил наличие поглощения света в межзвездном пространстве;

физики. В.В. Петров открыл электрическую дугу, нашедшую широкое практическое применение. Э.Х. Лени, сформулировал правило (впоследствии названное его именем), определяющее направление индукционного тока; экспериментально обосно­вал закон Джоуля-Ленца. Б. С. Якоби изобрел электродвигатель, создал гальванопластику, вместе с П.Л. Шиллингом изобрел электротелеграф и сконструировал первый телеграфный записывающий аппарат. Русским ученым принадлежит большая за­слуга в создании теории электролиза, в разработке электрон­ной, атомной и квантовой физики;

• химии. Д.И. Менделеев установил Периодический закон хими­ческих элементов. Н.Н. Зинин открыл метод получения арома­тических аминов, первым синтезировал хинин и анилин. А.М.Бутлеров создал теорию химического строения вещест­ва, заложив основы современной органической химии, открыл реакцию полимеризации;

географии. Экспедиция Ф.Ф. Беллинсгаузена- М.П. Лазарева открыла шестую часть света - Антарктиду;

биологии и медицины. Н.И. Пирогов первым применил эфирный наркоз в военно-полевых условиях, создал атлас "Топографи­ческая анатомия". Н.Ф.Склифосовский применил анти­септический метод при операциях;

истории. Н.М. Карамзин создал "Историю государства Российского"(12 т.), С.М. Соловьев - "Историю России с древнейших времен" (29 т), В.О. Ключевский - "Курс рус­ской истории" и работы по истории крепостного права, сословий, финансов;

языкознании. В.И. Даль составил "Толковый словарь живого великорусского языка".

XIX век стал временем становления русской философии как са­мостоятельной науки. Она критически осваивает достижения западной философской мысли в лице Канта, Гегеля, Шопен­гауэра, Гартмана, Ницше и др. В то же время в ней складыва­ются самобытные школы и течения - от левора­дикальных до религиозно-мистических. Наиболее крупными фигурами были: П.Я. Чаадаев, И. В. Киреевский, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский, В. С. Соловьев. Социология и психология также переживают пери­од активного становления.

Художественная культура России XIX века переживала невиданный подъем и расцвет и стала классической. Основныминаправлениями русского искусства были: сентиментализм, романтизм, реализм.

Главная рольпринадлежала литературе.

Основоположником и главной фигурой сентиментализма в России был Н.М. Карамзин. В повести "Бедная Лиза" он ярко показал характерные черты данного направления в искусстве: внимание к простому человеку, раскрытие его внутреннего мира чувств и переживаний, воспевание "естественной просто­ты" патриархального уклада жизни. В той или иной мере сен­тиментализм присутствовал в творчестве многих русских писа­телей, однако как самостоятельное направление он не получил широкого распространения.

Романтизм имел гораздо большее влияние и распространение. В нем существовало несколько течений. Тема гражданственно­сти, патриотизма и свободы наиболее сильно выражена в произ­ведениях поэтов-декабристов: К.Ф. Рылеева, А.И. Одоевского, В.К. Кюхельбекера. Гражданские и вольнолюбивые мотивы звучат также в творчестве А.А. Дельвига, И.И. Козлова, Н.М. Языкова. Глубина духовного мира с налетом фантастики и ме­ланхолии составляют содержание произведений В.А. Жуковского и К.Н. Батюшкова. Философская лирика, глубокий психологизм, славянофильские идеи нашли выра­жение в творчестве Ф.И. Тютчева и В. Ф. Одоевского.

К началу 30-х годов в русской литературе утверждается реализм. В его становлении важ­ную роль сыграло творчество А. С. Грибоедова и И. А. Крылова.
Великими именами русского реализма, всейрусской литературы и культуры являются имена:

А. С. Пушкина, родоначальника русской словесности, создателя русского литературного языка. В его творчестве представлены все виды и жанры литературы. В романе "Евге­ний Онегин" он рисует масштабные картины русской жизни. Трагедия "Борис Годунов" и повесть "Капитанская дочка" по­священы значительным событиям в истории России;

Ф.М. Достоевского. Своим творчеством ("Преступление и на­казание", "Идиот", "Братья Карамазовы" и др.) он оказал ог­ромное воздействие на такие философские течения, как экзи­стенциализм и персонализм, на всю современную духовную культуру;

Л.Н.Толстого. В его творчестве (романы "Анна Каренина","Воскресение", повесть "Смерть Ивана Ильича" и др.) одной из главных тем является поиск нравственного идеала и смысла жизни. Толстой является создателем религиозно-философского учения, основу которого составляет разработка "истинной религии" всеобщей любви, добра и ненасилия.

К числу великих русских писателей, получивших мировой признание, относятся также М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь, И. С. Тургенев, И.А, Гончаров, А. П. Чехов.

Удивительный расцвет переживает русская музыка. Уже в пер­вые десятилетия XIX в. появляется целый ряд прекрасных композиторов- романтиков. Ве­дущим жанром является романс. Например, А.А. Алябьев ("Соловей", "Нищая"), П.П. Булахов ("Тройка", "Вот на пути село большое"), А.Е. Варламов ("Вдоль по улице метелица ме­тет", "На заре ты ее не буди") и др.

Великими именами в русском музыкальном искусстве являются имена :

М.И. Глинки - родоначальника русской классиче­ской музыки. Главные его произведения - оперы "Жизнь за царя" и "Руслан и Людмила". Своими сочинениями "Камарин­ская", "Испанские увертюры" и другими композитор заложил основы русского симфонизма;

П.И. Чайковского. Самые известные произведения: оперы - "Евгений Онегин" и "Пиковая дама", балеты -"Лебединое озеро", "Спящая красавица", "Щел­кунчик", шесть симфоний, несколько фортепьянных и скрипичных концертов. Музыкальный гений Чайковского сопоставим с гением Моцарта.

Огромный вклад в развитие русской и мировой музыкальной культуры внесла "Могучая кучка" — группа выдающихся рус­ских композиторов, куда входили М.А. Балакирев (руководи­тель), А.П. Бородин, Ц.А. Кюи, М.П. Мусоргский и Н.А. Римский-Корсаков. Успешному развитию русской музыки способствовало откры­тие консерваторий в Петербурге (1862) и Москве (1866).

Большими достижениями отмечено также развитие изобрази­тельного искусства, особенно живописи. Романтизм в русской живописи XIX века представляют О.А. Кипренский ("Автопорт­рет с кистями за ухом", "А.С. Пушкин", "Е.П. Ростопчи­на" и др.) и С.Ф. Щедрин (серия "Гавани в Сорренто" и др.). В творчестве К.П. Брюллова ("Последний день Помпеи", "Вирсавия" и др.) романтизм сочетается с классицизмом. С середины XIX в. ведущим направлением в русской живо­писи становится реализм. Его утверждению и успешному раз­витию способствовало возникшее в 1870 г. Товарищество пе­редвижников, куда вошли почти все лучшие русские художни­ки: И.Е. Репин ("Бурлаки на Волге", "Крест­ный ход в Курской губернии", а также портреты "Протодья­кон", "Мусоргский" и др.) и В.И. Суриков ("Утро стрелецкой казни", "Боярыня Морозова", "Меншиков в Березове" и др.). Выдающимися художниками-реалистами были также И.Н. Крамской, В.М. Васнецов, В.Г. Перов, П.А. Федотов, А.К. Саврасов, И.И. Шишкин.

Расцвет русского театра связан с именем великого драматурга А.Н. Островского, творческая судьба которого была соединена с Малым театром в Москве. Он создал пьесы "Гроза", "Доход­ное место", "Лес","Бесприданница", их постановка сде­лала русский театр классическим. Выдающимся русским актером был М.С. Щепкин.

Серебряный век русской культуры продолжался менее четверти века: 1900 - 1922 гг. Значимость этого периода заключается в том русская культура первой осознала пагубность развития, ценностными ориентирами которого вы­ступают односторонний рационализм, безрелигиозность и без­духовность.

К серебряному веку принадлежат такие поэты, как М.И. Цве­таева (1892-1941), С.А. Есенин (1895 - 1925) и Б. Л. Пастернак (1890 - 1960), композитор А.Н. Скрябин (1871/72 - 1915) и ху­дожник М.А. Врубель (1856 - 1910). К серебряному веку следу­ет также отнести художественное объединение "Мир искусства" (1898 - 1924).

Серебряный век имел большое значение для развития не толь­ко русской, но и мировой культуры. Его деятели впервые вы­разили серьезное беспокойство по поводу того, что склады­вающееся соотношение между цивилизацией и культурой при­обретает опасный характер, что сохранение и возрождение ду­ховности является настоятельной необходимостью.

Серебряный век включает два главных духовных явления:

• русское религиозное возрождение начала XX века, известное также под именем "богоискательства";

русский модернизм, охватывающий символизм и акмеизм.

Русский авангардизм представляет собой отдельное, самостоя­тельное явление. Включение его в серебряный век, которое де­лают многие авторы, обусловлено скорее хронологией, нежели более существенными мотивами.

Русское религиозное возрождение начала XX векапредставляют такие философы и мыслители, как Н.А. Бердяев, С.Н. Булга­ков, П.Б. Струве, С.Л. Франк, П.А. Флоренский, С.Н. и Е.Н. Тру­бецкие. Первые четверо являются центральными фигурами богоискательства. Свои взгляды они выразили в сборнике "Вехи" (1909). Концепция русского религиозного возрождения во многом стала продолжением и развитием славянофильства. Она также явилась развитием идей и взглядов Н.В. Гоголя, Ф.М. Досто­евского, Л.Н. Толстого и В.С. Соловьева. По мнению представителей религиозного возрождения, Западсосредоточил свои усилия на внешнем обустройстве бытия. В то же время внутренний мир, душа человека оказались в заб­вении. Отсюда торжество атеизма, рационализма и утилита­ризма. Именно эти стороны были взяты на вооружение русской революционной интеллигенцией. Так, в революции 1905 -1907 гг. сторонники религиозного ренессанса увидели серьез­ную угрозу будущему России, они восприняли ее как начало национальной катастрофы. Спасение России они видели в восстановлении христианства как фундамента всей культуры. Путь к решению проблем об­щественной жизни для них лежал через личное самосовершен­ствование и личную ответственность. Поэтому главной задачей они считали разработку учения о личности. В качестве вечных идеалов и ценностей человека представители богоискательства рассматривали святость, красоту, истину и добро, понимая их в религиозно-философском смысле. Высшей и абсолютной ценностью является Бог. Призыв сторонников религиозного возрождения не нашел же­лаемой поддержки. Даже Церковь довольно настороженно от­носилась к многим новым идеям участников религиозного возрождения, сомневалась в их искренности, а критику в свой адрес считала незаслуженной и воспринимала болезненно. Однако начинания и призывы выразителей религиозно-философского возрождения не были напрасными. Они способ­ствовали оживлению духовной жизни, усилению интереса ин­теллигенции к Церкви и христианству.

Русский модернизм - часть духовного ренессанса и воплощает собой русское художественное возрождение. Модер­низм поставил перед собой задачу возродить самоценность и самодостаточность искусства, освободить его от социальной, политической или какой-либо другой служебной роли. С точки зрения модернизма, искусство должно уходить от двух крайностей: утилитаризма и академизма. Оно должно быть "искусством для искусства", "чистым" искусством. Его назна­чение заключается в решении своих внутренних проблем, в поиске новых форм, новых приемов и средств выражения. В его компетенцию входит внутренний духовный мир человека, сфера чувств и страстей, интимные переживания и т. д. Русский модернизм охватывал европеизированную часть рус­ской интеллигенции. В особенности это касается русского сим­волизма.

Русский модернизм ярко проявился и в живописи. Наиболее полно его представляет художественное объединение "Мир ис­кусства", созданое в Петербурге А.Н. Бенуа (1870 - 1960) и С.П. Дягилевым (1872 1929). В него входили художники Л.С. Бакст (1866 - 1924), М.В. Добужинский (1875 - 1957), Е.Е. Лансере (1875 - 1946), А.П. Остроумова-Лебедева (1871 -1955), Н.К. Рерих (1874 - 1947), К.А. Сомов (1869 - 1939).

Символизм включал два поколения поэтов:

первое - Д.С. Мережковский, В.Я. Брюсов, К.Д. Бальмонт, рассматривавших искусство как порыв к идеальному смыслу вечных образов. В. Я. Брюсов убежден, что подлинное искус­ство не может быть доступным и понятным каждому;

второе - А.А. Блок, А. Белый, В.И. Иванов. В их творчестве символизм перестает быть чисто эстетическим явлением, толь­ко искусством. Он приобретает религиозно-философское из­мерение, теснее смыкается с мистикой и оккультизмом. Более сложным и многомерным становится символ. Искусство при этом упрочивает свою связь с реальной жизнью. В равной мере усилено понимание искусства как высшего способа познания.

Символизм как поэзия и искусство получил наиболее яркое и полное воплощение в творчестве А. Блока. Теме России, люб­ви к ней посвящены лучшие его стихи, в том числе "Русь", "Скифы", "Родина". Значительное место занимает тема рево­люции. Ей он посвятил многие философско-эстетические ра­боты. Сознавая неизбежность революции и видя ее разруши­тельный характер, поэт выдвигает в поэме "Двенадцать" свое решение проблемы. Он предлагает соединить революцию с христианством, поставить во главе ее Христа. Не "отменять" ее - это невозможно, но соединить с христианским гуманиз­мом и тем самым "очеловечить" ее.

Акмеизм (от греч. "акмэ" - высшая степень расцвета) представ­ляют прежде всего три имени: Н.С Гумилев. (1886 - 1921), О.Э. Мандельштам (1891 - 1938), А.А. Ахматова (1889- 1966). Он возник как поэтическое объединение "Цех поэтов" (1911), противопоставив себя символизму, центром которого была "Академия стиха". Сторонники акмеизма отвергали неяс­ность и намеки, многозначность и безмерность, отвлеченность и абстрактность символизма. Они реабилитировали простое и ясное восприятие жизни, вос­становили в поэзии ценность гармонии, формы и композиции. В то же время они сохранили высокую духовность поэзии, стремление к подлинной художественности, глубокому смыслу и эстетическому совершенству.

Русский авангард представляет собой сложное, разнородное и противоречивое направление, развивавшееся в России с 1910 по 1932 гг. и включавшее в себя множество течений абстракт­ного, беспредметного искусства, возникшего под влиянием французского кубизма и фовизма, итальянского футуризма и немецкого экспрессионизма, оказав затем во многом определяющее воздействие на все искусство западного модернизма и авангарда.

Эволюция русского авангарда позволяет условно выделить в нем три периода:

1. кубофутуризм (1910 - 1915 гг.);

2. расцвет, наивысший подъем авангарда (1915 -1924 гг.). К кубофутуризму в эти годы добавляются супрематизм, конструк­тивизм, производственное искусство и другие течения;

3. период (1925 - 1932 гг.), когда авангард распространяется на все виды искусства, но в 1932 г. в связи с роспуском всех независимых объединений прекращает свое существование.

1. Основными центрами формирования русского авангарда были петербургский "Союз молодежи" (1909 -1917) и московский "Бубновый валет" (1910 - 1916). Общей идейно-эстетической основой поэтов-авангардистов бы­ло предчувствие скорых и неизбежных потрясений, результа­том которых станет рождение нового мира и нового человече­ства. Свою задачу они видели в активных действиях, приближающих эти события. Отсюда -разрушение или причудливое смешение традиционных жанров и стилей, отрицание эстети­ческого вкуса, стремление кубофутуристов выделить поэтиче­ский язык в чистом виде, освобождая его от общепринятых смыслов и значений, от всего, что связывает его со старым миром, или же создать совершенно новый, "заумный" язык с - новыми словами, грамматикой и синтаксисом.

Главными фигурами кубофутуризма в поэзии были:

• В. Маяковский (1893 -1930) - один из решительных реформаторов поэтического языка, противником традиционного классического искусства, а также течений мо­дернизма - символизма и акмеизма. Провозглашая диктатуру формы, стремился наполнить свои произведе­ния актуальным жизненным содержанием и смыслом ("Облако в штанах", "Флейта-позвоночник" и др.)

В. Хлебников (1885 -1922) - один из самых радикаль­ных реформаторов поэтического языка. Смелый экспериментатор ("Заклятия смехом" и "Любхо"), поборник мак­симального сближения науки и поэзии, видя в этом путь соз­дания "новой мифологии" и "сверхъязыка" будущего человека, он выходил за рамки поэзии и искусства, разраба­тывал идею глобального переустройства мира ("Время -мера мира", "Труба маршан", "Лебедия будущего"). В связи с первым периодом русского авангарда необходимо выделить также творчество В.В. Кандинского (1866 -1944), М.З. Шагала (1887 - 1985), П.Н. Филонова (1883 - 1941).

2. II период русского авангарданачинается в декабре 1915 г.- вместе с состоявшейся в Петрограде выставкой "Ноль-десять", на которой был показан знаменитый "Черный квадрат на бе­лом фоне" К. Малевича, означавший возникновение нового те­чения - супрематизма, к которому примкнуло большинство кубофутуристов - И. Клюн, И. Пуни, Л. Попова, Н. Удальцова, А. Экстер и др.

Супрематизм К. Малевича (1878 - 1935) стал поворотным пунктом в эволюции авангарда, включая зарубежный. Своеоб­разие нового течения художник раскрывает в работе "От ку­бизма и футуризма к супрематизму" (1916). Малевич без колебания избавляет живопись от предметов сюжета, смысла и с держания. Он определяет супрематизм как "абсолютное", "чистое", "беспредметное творчество", "чисто живописное искусст­во красок", "творчество самоцельных живописных форм". Эво­люция супрематизма в живописи была скоротечной - в ней иногда выделяют три пе­риода: "черный"(1916 - 1917), "цветной"(1916- 1917), "белый"(1917 - 1919).

Большинство авангардистов с энтузиазмом приняло Октябрь­скую революцию 1917 г., искренне надеясь с ее помощью осу­ществить свои грандиозные утопии. В свою очередь, новая власть нуждалась в поддержке со стороны наиболее активной и революционно настроенной интеллигенции. Но пресле­дуемые сторонами цели и способы их достижения заметно раз­личались, вследствие чего тенденция к чистым эстетическим формам в авангарде стала постепенно ослабевать, а прагмати­ческая и утилитарная- усиливаться. Все это привело к трансформации супрематизма в два течения - кон­структивизм и производственное искусство, которые взаимно переплетались и часто переходили друг в друга.

В течение второго периода авангард охватывает большинство видов искусства, включая театр, где его проводниками стали В.Э. Мейерхольд (1874 - 1940) и А.Я. Таиров (1826 - 1950). По­следний осуществил постановку "Саломея" О. Уайльда (1917) с кубофутуристическими и супрематическими декорациями и костюмами А. Экстер а первый -постановку "Мистерии-буфф" Маяковского с декорациями и костюмами Малевича и "Великодушного рогоносца" Кроммелинка (1922), где вместо декораций использовались конструктивистские игровые уста­новки Л. Поповой и В. Степановой.

3. III период эволюции авангардаотмечен в архитектуре. Его представляют А. Веснин, Н. Габе, М. Гинзбург, К. Мельников и др.

В кино С.М. Эйзенштейн (1898 - 1948) ставит свой знамени­тый фильм "Броненосец Потемкин" (1925). В 1927 г. возникает литературно-театральная группа ОБЕРИУ (Объединение ре­ального искусства), куда вошли А. Введеский, Н. Заболоцкий, Д. Хармс и др., провозгласившие абсурд и гротеск в качестве основных средств нового поэтического языка. Однако новаторский дух и творческий импульс авангар­да все более ослабевают. В 1925 г. група выпускников ВХУТЕМАСа- Ю. Анненков, А. Дейнека, Ю. Пименов и др. - об­разуют ОСТ (Общество станковистов) и заявляют об отказе от беспредметного искусства. К началу 30-х гг. Малевич также возвращается к фигу ративной живописи. В 1928 г. Маяковский перестает издавать журнал "Новый ЛЕФ". В 1932 г. все независимые группы и объ­единения оказываются распущенными и русский авангард прекращает свое существование.

Советский период в истории России продолжался с октября 1917 г. по август 1991 г. После победы Октябрьской революции Советская Россия предприняла грандиозную попытку воплотить в жизнь великие идеалы просветительского гуманизма - свободу, равенство, братство, счастье, солиданость, - избрав пролетарско-социа листический путь развития.

В развитии культуры советского периода России можно выде­лить три основных этана:

1. 1917 - 1932 гг.- по­иск новой культуры и путей ее построения, проходивший на фоне культурного плюрализма;

2. 1932 - 1956 гг.- связан с процессом построения социалистической культуры, с культурной революцией в условиях тоталитаризма;

3. 1956 — 1991- исправление допущенных ранее просчетов и ошибок, поиск путей к со­циализму с человеческим лицом, демократизации культуры и общественной жизни.

Первый этап становления новой, социалистической культуры (1917 -1932) оказался весьма интересным и насыщенным са­мыми различными фактами и процессами:

в социально-экономической сфере главные события: гражданская война, нэп и коллективизация;

по отношению к религии и Церкви ведется борьба вплоть до полного их искоренения. Церковь лишается землевладений и большей части собственности, декретом правительства отделяется от государства. Образование - секуляризируют. Многих свя­щенников репрессируют. Разверты­вается антирелигиозная пропаганда;

по отношению к другим областям духовной культуры Советская власть проявляет терпимость и заинтересо ванность, руководствуясь ленинскими положениями, со­гласно которым все лучшие достижения культуры прошлого должны принадлежать и быть доступными народу. Поэтому музеи были национализированы (Эрмитаж, Русский музей, Третьяковская галерея, Оружейная палата) и было соз­дано около 250 новых музеев;

по отношению к представителям старой интеллигенции новое пролетарское государство относилось подозрительно и насто­роженно, видя в них контрреволюционе­ров. Результатом такого отношения стала массовая эмиграция русской интеллигенции.

Советская власть разрабатывает широкую программу по ликви­дации безграмотности:

• издается декрет 1919 г., по которому все на­селение от 8 до 50 лет должно обучаться грамоте на родном или русском языках, по всей стране возникает сеть кружков ликбеза (ликвидации безграмотности);

• создано массовое общество "Долой неграмотность" в 1923 г.;

• введено всеобщее начальное образование в 1923 г.

Формирование новой интеллигенциипотребовало резкого уве­личения числа университетов и вузов. При вузах и университе­тах открывались рабочие факультеты (рабфаки) для подготовки в вузах молодежи, не имевшей среднего образования (1919 -1940). В результате принятых мер к 1933 г. по количеству сту­дентов СССР превзошел Англию, Германию, Австрию, Поль­шу и Японию, вместе взятые.

В России 20-х годов существовало множество разных литературно-художественных течений:

• пролеткульт - культурно-просветительная и литературно-художественная добровольная организация (1917 г.). Ее теоретики (А. Богданов, В. Плетнев) Ф. Калинин) придерживались крайних классовых позиций в культуре и искусстве. Они утверждали, что пролетарская культура может быть создана только самими представителями рабочего класса. Их позиции В.И. Ленин оценил "как теоретически неверные и прак­тически вредные";

• объединение РАПП (Российская ассоциация пролетарских писателей), куда входили Ф. Гладков, Ф. Панферов, А. Серафимо­вич. Они выражали более умеренные классовые позиции;

многочисленные течения русского авангарда, среди которых наи­более влиятельными были кубофутуризм, супрематизм, конст­руктивизм, ЛЕФ (Левый фронт искусств) отстаивали револю­ционность искусства;

• течения русского модернизма - символизм, акмеизм, имажи­низм выражали идеи "чистого" искусства;

• представители литературной группы "Серапионовы братья", ку­да входили М. Зощенко, В. Каверин, К. Федин, Н. Тихонов и др. стремились подчеркивать свою аполитичность;

художники и писатели, которые сторонились объединений и групп либо примыкали к ним формально - С, Есенин, М. Цветаева, М. Булгаков, Е. Замятин, Б. Пас­тернак, А. Платонов и др.

Многие течения взаимодействовали между собой, переплетались и переходили друг в друга, объединялись и вновь расходились. К концу 20-х гг. число художественных течений начинает сокращаться, а в 1932 г. выходит партийное постановление "О перестройке литературно-художественных организаций", в со­ответствии с которым все независимые течения, объединения и группы распускаются.

Второй этап можно назвать культурной революцией, проходившей в условиях коллективизации, индустриализации, сталинских репрессий, войны, а также культа личности Сталина.

Одним из важных достижений 30-х гг. была ликвидация негра­мотности. В 1939г. по данным Всесоюзной переписи населе­ния грамотность среди взрослых поднялась до 90%. Практиче­ски все дети школьного возраста ходили в школу. Не менее впечатляющим был прогресс науки. Количество науч­ных работников приблизилось к 100 тыс., что превысило доре­волюционный уровень почти в 10 раз. Многие советские уче­ные - И. П. Павлов, Н.Е. Жуковский, С.А. Чаплыгин, С. В. Ле­бедев, А. Ф. Иоффе и др. - получили мировую известность. После Отечественной войны развитие науки и образования еще более ускорилось. Важнейшим достижением стало введе­ние всеобщего обязательного семилетнего образования. Успехи общественных и гуманитарных наук были скромными. Процветавший в философии и общественных науках догма­тизм еще более усилился. Начались вульгаризация марксизма, попытки "внедрения" диалектики в математи­ку, биологию, хирургию и рыбное хозяйство.

1932 г. - поворотный год в развитии советского искусства,что сразу проявилось на организационной стороне. Вместо множества прежних объединений и групп в каждом виде искусства создаются творческие союзы.

Первым всесоюзным съездом советских писателей был провоз­глашен новый метод в искусстве- метод социа листического реализма, которыйтребовал от художника правдивого изо­бражения действительности в ее революционном развитии. Это лишало советское искусство прежнего художественного многообразия. Вместе с тем и в русле соцреализма были созданы произведения, получившие высокую оценку и из­вестность (роман М. Шолохова "Тихий Дон", <


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow