Методика языкового образования и речевого развития
для специальности: 050708.65 – педагогика и методика
начального образования
заочная форма обучения
Составитель:
Чистякова Н.Н,
к.п.н., доцент
г. Череповец
2011 – 12 уч.год.
Модуль 1. Рабочая программа учебной дисциплины
(Рабочая программа учебной дисциплины находится в 715 каб., электронная версия программы в 715 и 720 каб.)
Выписка из ГОС ВПО по направлению подготовки (специальности): 050708.65 утвержденногорегистрационный номер «31» января 2005 г. № 675 пед/сп (новый)
Изучение языковой теории как средства развития речи детей младшего школьного возраста. Научные основы и методы изучения отдельных разделов языковой теории: фонетики, лексики, словообразования, грамматики. Формирование языковых понятий. Урок введения языкового понятия.
Выписка из рабочей программы учебной дисциплины Методика языкового образования и речевого развития
Содержание разделов дисциплины
Теоретические основы методики начального языкового образования
Из истории методики изучения грамматики в ХIX-ХХ веках. Труды Ф.И.Буслаева, К.Д.Ушинского, Д.И.Тихомирова, А.М.Пешковского, Т.Г.Рамзаевой по методике школьной грамматики. Значение и задачи начального изучения грамматики родного языка на современном этапе развития школы. Методы развивающего обучения русскому языку
(Л.В.Занков, В.В.Давыдов). Соотношение теории и практики в курсе родного языка. Взаимосвязь языкового образования и речевого развития учащихся. Роль изучения русского языка для формирования у младших школьников элементов научного мировоззрения. Лингвистические основы обучения детей русскому языку с учетом взаимосвязи всех его сторон.
Методика изучения языковой теории
Содержание начального обучения русскому языку. Характеристика разных типов учебников "Русский язык" для начальной школы (Т.Г.Рамзаева, А.В.Полякова, В.В.Репкин и др.). Система расположения материала по годам обучения и ее обоснование. Взаимосвязь между разделами программы.
Методика изучения основ фонетики, словообразования и грамматики. Роль фонетических знаний. Роль фонетических знаний в овладении школьниками устной и письменной речью. Формирование умений определять звуковой и буквенный состав слова, соотносить звуковую и графическую формы слова. Методика работы над понятиями: звук, буква, слог, ударение. Развитие у учащихся умений распознавать гласные и согласные звуки, слоги ударные и безударные, согласные звуки, парные по твердости и мягкости, по звонкости и глухости. Изучение правил переноса слов. Знакомство с алфавитом и формирование умения пользования им на практике. Овладение младшими школьниками графическим навыком. Обучение каллиграфии в 1—4 классах. Задачи и содержание работы в каждом классе.
Методические основы формирования у учащихся грамматических, словообразовательных и других языковых понятий. Сущность грамматических понятий и трудности их усвоения младшими школьниками. Процесс работы над усвоением грамматических и словообразовательных понятий. Основные этапы усвоения. Дидактико-методические условия, обеспечивающие результативность работы над усвоением понятия. Грамматические и словообразовательные упражнения, их типы и назначение. Методика применения грамматических упражнений.
Методика изучения морфемного состава слова и словообразования. Система изучения морфемного состава слова. Содержание и методика работы над корнем, приставками, суффиксами, окончанием. Работа над составом слова в связи с изучением частей речи. Сведения по русскому словообразованию.
Методические основы изучения частей речи: имени существительного, имени прилагательного, глагола. Обоснование системы изучения имен существительных в 1—4 -классах. Задачи и содержание работы на каждом этапе. Изучение категорий рода, числа и падежа.
Методика изучения имен прилагательных в начальных классах. Задачи изучения темы. Содержание и последовательность работы по классам. Организация работы над категориями рода, числа и падежа имен прилагательных. Лексико-стилистическая работа в процессе изучения имен прилагательных.
Методика изучения глагола в 1—4 классах. Усвоение учащимися грамматического значения глагола. Формирование знаний о временных формах глагола. Понятие о спряжении глагола. Развитие речи у учащихся в процессе изучения глагола.
Особенности ознакомления младших школьников с местоимениями, числительными, предлогами.
Методика изучения элементов синтаксиса в начальных классах. Система расположения материала по годам обучения и ее обоснование. Синтаксический материал в начальных классах: словосочетание, предложение, его члены. Простые и сложные предложения, однородные члены предложения, роль союзов, интонация предложений.
Развитие речи учащихся в процессе изучения языковой теории. Современные методы развивающего обучения, развитие познавательных интересов и активности учащихся на уроках языковой теории
Модуль 2. Основная учебная литература
1. Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. - М., 2006.
2. Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения /М.С. Соловейчик, П.С. Жедек, Н.Н. Светловская и др.; Под ред. М.С. Соловейчик. - М., 2005
3. Методические основы языкового образования и литературного развития младших школьников /Под ред. Т.Г. Рамзаевой. - СПб., 2003.
4. Методика обучения русскому языку и литературе. Учебно-методическое пособие./Сост. Р.Г. Матюшова, Н.Н. Чистякова. - Череповец, 2008.