Методика изучения языковой теории

Методика языкового образования и речевого развития

для специальности: 050708.65 – педагогика и методика

начального образования

заочная форма обучения

Составитель:

Чистякова Н.Н,

к.п.н., доцент

г. Череповец

2011 – 12 уч.год.

Модуль 1. Рабочая программа учебной дисциплины

(Рабочая программа учебной дисциплины находится в 715 каб., электронная версия программы в 715 и 720 каб.)

Выписка из ГОС ВПО по направлению подготовки (специальности): 050708.65 утвержденногорегистрационный номер «31» января 2005 г. № 675 пед/сп (новый)

Изучение языковой теории как средства развития речи детей младшего школьного возраста. Научные основы и методы изучения отдельных разделов языковой теории: фонетики, лексики, словообразования, грамматики. Формирование языковых понятий. Урок введения языкового понятия.

Выписка из рабочей программы учебной дисциплины Методика языкового образования и речевого развития

Содержание разделов дисциплины

Теоретические основы методики начального языкового образования

Из истории методики изучения грамматики в ХIX-ХХ веках. Труды Ф.И.Буслаева, К.Д.Ушинского, Д.И.Тихомирова, А.М.Пешковского, Т.Г.Рамзаевой по методике школьной грамматики. Значение и задачи начального изучения грамматики родного языка на современном этапе развития школы. Методы развивающего обучения русскому языку

(Л.В.Занков, В.В.Давыдов). Соотношение теории и практики в курсе родного языка. Взаимосвязь языкового образования и речевого развития учащихся. Роль изучения русского языка для формирования у младших школьников элементов научного мировоззрения. Лингвистические основы обучения детей русскому языку с учетом взаимосвязи всех его сторон.

Методика изучения языковой теории

Содержание начального обучения русскому языку. Характеристика разных типов учебников "Русский язык" для начальной школы (Т.Г.Рамзаева, А.В.Полякова, В.В.Репкин и др.). Система расположения материала по годам обучения и ее обоснование. Взаимосвязь между разделами программы.

Методика изучения основ фонетики, словообразования и грамматики. Роль фонетических знаний. Роль фоне­тических знаний в овладении школьниками устной и письмен­ной речью. Формирование умений определять звуковой и буквен­ный состав слова, соотносить звуковую и графическую формы слова. Методика работы над понятиями: звук, буква, слог, ударе­ние. Развитие у учащихся умений распознавать гласные и соглас­ные звуки, слоги ударные и безударные, согласные звуки, пар­ные по твердости и мягкости, по звонкости и глухости. Изучение правил переноса слов. Знакомство с алфавитом и формирование умения пользования им на практике. Овладение младшими школьниками графическим навыком. Обучение каллиграфии в 1—4 классах. Задачи и содержание ра­боты в каждом классе.

Методические основы формирования у учащихся грамматических, словообразовательных и других языковых понятий. Сущность грамматических понятий и трудности их усвоения младшими школьниками. Процесс работы над усвоением грамматичес­ких и словообразовательных понятий. Основные этапы усвоения. Дидактико-методические условия, обеспечивающие результатив­ность работы над усвоением понятия. Грамматические и словооб­разовательные упражнения, их типы и назначение. Методика при­менения грамматических упражнений.

Методика изучения морфемного состава слова и словообразования. Система изучения морфемного состава слова. Содержание и ме­тодика работы над корнем, приставками, суффиксами, оконча­нием. Работа над составом слова в связи с изучением частей речи. Сведения по русскому словообразованию.

Методические основы изучения частей речи: имени существительного, имени прилагательного, глагола. Обоснование системы изучения имен существительных в 1—4 -классах. Задачи и содержание работы на каждом этапе. Изучение категорий рода, числа и падежа.

Методика изучения имен прилагательных в начальных классах. Задачи изучения темы. Содержание и последовательность работы по классам. Организация работы над категориями рода, числа и падежа имен прилагательных. Лексико-стилистическая работа в процессе изучения имен прилагательных.

Методика изучения глагола в 1—4 классах. Усвоение учащими­ся грамматического значения глагола. Формирование знаний о временных формах глагола. Понятие о спряжении глагола. Разви­тие речи у учащихся в процессе изучения глагола.

Особенности ознакомления младших школьников с местоимениями, числительными, предлогами.

Методика изучения элементов синтаксиса в начальных классах. Система расположения материала по годам обучения и ее обоснование. Синтаксический материал в начальных классах: словосочетание, предложение, его члены. Простые и сложные предложения, однородные члены предложения, роль союзов, интонация предложений.

Развитие речи учащихся в процессе изучения языковой теории. Современные методы развивающего обучения, развитие познавательных интересов и активности учащихся на уроках языковой теории

Модуль 2. Основная учебная литература

1. Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. - М., 2006.

2. Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения /М.С. Соловейчик, П.С. Жедек, Н.Н. Светловская и др.; Под ред. М.С. Соловейчик. - М., 2005

3. Методические основы языкового образования и литературного развития младших школьников /Под ред. Т.Г. Рамзаевой. - СПб., 2003.

4. Методика обучения русскому языку и литературе. Учебно-методическое пособие./Сост. Р.Г. Матюшова, Н.Н. Чистякова. - Череповец, 2008.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: