Правописание и развитие речи»

Цели:

1. Познакомиться с содержанием и принципами построения программы по разделу «Фонетика, лексика, морфемика, грамматика. Правописание и развитие речи» для традиционной школы

2. Выяснить требования программы к знаниям и умениям учащихся в каждом классе.

Вопросы для обсуждения

1. Как определяются в программе для традиционной школы цели и задачи обучения русскому языку?

2. Как распределяется учебный материал по классам? Чем обусловлена последовательность изучения тем? В чем выражается концентризм в расположении материала?

3. Какие темы являются основными для каждого класса?

Задания

1. Выполните анализ «программы по русскому языку для 4-хлетней начальной школы» (авт. Т.Г. Рамзаева), данные занесите в таблицу.

Раздел Класс Звуки и буквы Слово Предложение
Знания Умения, навыки Знания Умения, навыки Знания Умения, навыки
1. 2. 3. 4.            

2. Законспектируйте статью Т.Г. Рамзаевой «Взаимосвязь разных сторон языка в процессе его изучения // Актуальные проблемы методики обучения русскому языку в начальных классах / Под ред. Н.С. Рождественского, Г.А. Фомичевооц – М., 1997.

Методические задачи

1. Обратитесь к учебникам по современному русскому языку и установите, что изучает фонетика, лексика, морфемика, грамматика, выделите основные понятия по каждому разделу. Оформите письменно перечень основных понятий.

2. Автор программы Т.Г. Рамзаева указывает, что «при распределении программного материала по классам учитывается прежде всего внутренняя логика самого учебного предмета, т.е. те связи и зависимости, которые существуют между отдельными сторонами (подсистемами) языка, его категориями» (с.18. Программа. – М.,2001). На основе анализа программы докажите это положение.

Литература

1. Актуальные проблемы методики обучения русскому языку в начальных классах / под.ред. Н.С. Рождественского, Г.А.Фомичевой. – М.1977

  1. Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. - М., 2006.
  2. Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения /М.С. Соловейчик, П.С. Жедек, Н.Н. Светловская и др.; Под ред. М.С. Соловейчик. - М., 2005
  3. Методические основы языкового образования и литературного развития младших школьников /Под ред. Т.Г. Рамзаевой. - СПб., 2003.

5. Учебные стандарты школ России. Начальная школа. – М.2010.

6. Учебники по русскому языку.

Занятие 2.

Планирование и методика изучения грамматико-орфографической темы.

Цели:

1. Научить анализировать и планировать изучение грамматико-орфографической темы.

2. Определить методы и приемы успешного изучения грамматико-орфографической темы.

Вопросы для обсуждения.

1. Общая характеристика темы (задачи изучения, содержание, обоснование последовательности изучения)..

2. Взаимосвязь между отдельными частями темы.

3. Основные этапы изучения темы.

4. Методы и приемы успешного изучения темы.

Задание 3

1. Выполните планирование грамматико-орфографической темы (тема на выбор) и заполните таблицу.

Тема  
Знания учащихся, на которые опирается учитель в работе над темой  
Распределение материала по урокам.  
Понятия, которые должны быть усвоены в итоге изучения данной темы.  
Наиболее ценные упражнения: А) способствующие усвоению темы Б) развивающие речь и мышление учащихся В) развивающие умение самостоятельно работать  
Примерные вопросы учащихся для выявления сознательности знаний.  

Методические задачи.

1. Составьте фрагмент урока по избранной теме – этап ознакомления с новым грамматическим понятием.

2. Разработайте вариант тематических тестовых заданий и оценку результатов выполнения.

Литература

1. Актуальные проблемы методики обучения русскому языку в начальных классах / под.ред. Н.С. Рождественского, Г.А.Фомичевой. – М.1977

2. Львов М.Р. Методика развития речи младших школьников. – М.1983

3. Львов М.Р., Рамзаева Т.Г., Светловская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. – М.2000

4. Методика грамматики и орфографии в начальных классах. / Под.ред. Н.С. Рождественского. – М.1979

5. Программно-методические материалы: Русскиц язык. Начальная школа/Сост. Л.А. Вохмянина М.1999

6. Русский язык в начальных классах: теория и практика обучения / М.С. Соловейчик, П.С. Жедек, Н.Н. Светловская и др.; под.ред. М.С. Соловейчик. М. 1994.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: