1. Ознакомление с окружающим является важнейшим источником речевого развития детей. Процесс речевого развития осуществляется под руководством воспитателя в определенных направлениях.
2. Работа над звуковой культурой речи детей. В течение года воспитатель следит за правильностью произношения детьми звуков речи, ориентируясь на индивидуальные планы коррекционной работы с каждым ребенком; учит детей правильно, внятно произносить отдельные слова с соблюдением норм литературного языка; говорить не торопясь, умеренно громко, отчетливо, с правильным использованием интонационных средств.
3. Словарная работа. На протяжении учебного года решается задача уточнения, расширения и активизации слов-названий предметов на основе формирования у детей конкретных представлений. Уточняется понимание и употребление обобщающих слов.
4. Дети учатся сравнивать предметы, выделять и правильно называть существенные признаки; словарь обогащается точными названиями качеств (материал, форма, цвет, размер).
|
|
Обогащение словаря происходит путем усвоения новых слов-названий действий и их качеств.
6. У детей развивается внимание и интерес к слову. Продолжается и расширяется начатая на логопедических занятиях работа, направленная на образование слов путем присоединения суффиксов, приставок, путем словосложения.
7. Дети учатся различать и понимать смысловые оттенки слов, знакомятся с простейшими случаями многозначности слов, с эмоционально-оценочным значением слов, со словами, близкими и противоположными по смыслу (синонимы, антонимы).
8. Формируется правильное понимание переносного смысла в пословицах и поговорках.
9. Работа над грамматическим строем речи. Внимание детей привлекается к грамматическим формам слов (продолжение логопедической работы). Осуществляется обучение детей правильному построению предложения (при ответах на вопросы, при самостоятельных высказываниях детей).
10. Работа над связной речью. В течение года дети овладевают следующими навыками:
а) описывать окружающие их предметы (цветы, деревья, птиц, зверей);
б) рассказывать по картинкам или сериям картин, не выходя за пределы изображенного; дополнять сюжет (что было раньше? Что стало потом?);
в) рассказывать небольшие тексты и сказки, прочитанные детям вслух последовательно, без пропусков, перестановок, с помощью вопросов воспитателя и самостоятельно;
связно, последовательно рассказывать о простых случаях из собственной жизни;
д) выразительно читать наизусть стихотворения, загадки, скороговорки.
11. Работа с детской книгой.
По данному разделу обучения в течение года решаются следующие задачи:
|
|
а) учить детей полноценному восприятию доступных их возрасту книг и произведений (в чтении воспитателя);
б) последовательно знакомить со всеми основными жанрами произведений для детей (рассказы, повести, сказки, стихи, загадки, скороговорки) и видам детских книг, формировать интерес к детским книгам;
в) учить осознанно различать книги по содержанию (книга, в которой одно произведение; книга, в которой много произведений, объем, на какую тему);
г) учить правильно называть знакомые книги; постепенно запоминать авторов, развивать читательскую память детей;
д) приучать детей постоянно обращаться к известным детям книгам с учебными целями (при наблюдении природы, при знакомстве с окружающим миром, при работе по развитию речи и т.п.);
е) приучать детей использовать детские книги как средство организации занимательного досуга;
ж) вырабатывать у каждого ребенка желание и умение самостоятельно действовать с детской книгой на доступном уровне;
з) соблюдать правила гигиены чтения и пользования книгами.
12. Подготовка к письму (в течение года)
а) Умение правильно сидеть, держать тетрадь, владеть карандашом.
б) Развитие зрительного восприятия детей путем восприятия и воспроизведения несложных комбинаций из цветных палочек и геометрических фигур.
Ознакомление с тетрадью и разлиновкой.
г) Письмо элементов букв в тетрадях по двум линейкам с косой разлиновкой.
д) Умение писать печатные буквы. Умение писать слова и короткие предложения (порядок письма букв и слов устанавливается в зависимости от последовательности их изучения на занятиях по грамоте).