1. Педагог-психолог, обеспечивая секретность, знакомит клиентов с обстоятельствами, при которых профессиональная тайна может не соблюдаться. Конфиденциальность не возводится в абсолютный принцип. Чаще всего приходится говорить о ее границах[1]. Выделяют несколько правил, следуя которым можно установить такие границы:
· Конфиденциальность всегда основывается на праве клиента на доброе имя и сохранение тайны.
· Конфиденциальность ограничена правом психолога на сохранение собственного достоинства и безопасности своей личности.
· Конфиденциальность ограничена правами третьих лиц и общественности.
· Возможность аудио- и видеозаписи консультативных бесед и наблюдения третьим лицом через зеркало одностороннего видения обсуждается с клиентами заранее. Также как использование материала сессий для исследований, докладов или публикаций. Недопустимо использование таких процедур без согласия клиентов. При этом информация должна быть изменена таким образом, чтобы идентификация личности человека стала невозможной.
· Конфиденциальность зависит от характера представленных клиентом сведений.
· Результаты диагностики или консультативных встреч, необходимые для эффективной работы психолога не подпадают под правила конфиденциальности. Например, в случаях предоставления материалов эксперту (по возможности это предварительно обговаривается с клиентом).
2. Стремясь к максимальной конфиденциальности, педагог-психолог с уважением относится к частной жизни клиента, стремится к созданию доверия. Конфиденциальность и доверие являются необходимыми условиями профессионального взаимодействия.
Выделяют два уровня конфиденциальности [2]: первый уровень относится к пределу профессионального использования сведений о клиентах. Обязанность каждого психолога — использовать информацию о клиенте только в профессиональных целях. Психолог не вправе распространять сведения о клиенте с другими намерениями. Сведения о клиентах (записи консультанта, индивидуальные карточки) должны храниться в недоступных для посторонних местах. Информация, позволяющая идентифицировать личность, хранится отдельно от тех записей, которые педагог-психолог делает после диагностических, консультативных или коррекционных процедур.
Второй уровень конфиденциальности относится к условиям, при которых может быть использована полученная в процессе консультирования информация. Клиент вправе надеяться, что такого рода информация будет служить исключительно для его блага. Когда необходимо поделиться полученными от клиента сведениями с его родителями, учителями неизбежна дилемма. О своих намерениях психолог ставит клиента в известность. Если клиент не возражает, вопрос конфиденциальности из этического превращается в сугубо профессиональный.
3. Среди наиболее часто указываемых обстоятельств, при которых действие правил конфиденциальности в работе педагога-психолога может быть ограничено, заслуживают упоминания следующие:
· Повышенный риск для жизни клиента или других людей.
· Преступные действия (насилие, развращение, инцест и др.), совершаемые над несовершеннолетними.
· Необходимость госпитализации клиента.
· Участие клиента и других лиц в распространении наркотиков и прочих преступных действиях.
Выяснив во время профессионального взаимодействия, что клиент представляет для кого-то серьезную угрозу, психолог принимает меры для защиты потенциальной жертвы (или жертв) и информирует об опасности самого клиента, родителей, близких, правоохранительные органы.
Таким образом, приоритет конфиденциальности кончается там, где кому-то угрожает опасность.