Первичный учет основных средств

Независимо от способа поступления все поступающие в организацию объекты основных средств должны быть своевременно оприходованы и документально оформлены. Оприходование (прием) основных средств проводит специальная комиссия, которую назначает руководитель организации.

Факт совершения какой-либо хозяйственной операции фиксируется и оформляется оправдательными документами. Федеральным законом от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" определено, что эти документы являются первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет[iv]. Приведем в таблице 4 основные виды первичной документации по учету основных средств.

Таблица 4 - Основные документы по учету основных средств

N п/п Форма Наименование формы Комментарий
  ОС-1 Акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) Акт подтверждает получение (создание) ОС, принятие объекта к учету. В случае выбытия (продажи, передачи) станет обоснованием для передачи имущества
  ОС-1а Акт о приеме-передаче здания (сооружения)
  ОС-1б Акт о приеме-передаче групп объектов основных средств (кроме зданий, сооружений)
  ОС-3 Акт о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств При передаче ОС сторонней компании на ремонт, реконструкцию, модернизацию, акт оформляется в двух экземплярах. Когда ремонт выполняется собственными силами, составляется один экземпляр
  ОС-4 Акт о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств) Акт подтверждает списание имущества, пришедшего в негодность. Составляется в двух экземплярах. Первый остается у предприятия и подшивается в документы, второй - передается лицу, ответственному за данное имущество
  ОС-4а Акт о списании автотранспортных средств
  ОС-6 Инвентарная карточка учета объекта основных средств В карточках отражается прием, выбытие ОС. Записи вносятся на основании актов о приеме-передаче (выбытии), различных сопроводительных документов (технический паспорт и др.). Карточка оформляется на каждый объект ОС. Книга (ОС-6б) предусмотрена для малых предприятий. ИП для обобщения информации по имуществу удобнее воспользоваться ею. Поскольку формы рекомендованы к применению, в качестве книги можно использовать обычную тетрадь
  ОС-6б Инвентарная книга учета объектов основных средств

Данные виды документов утверждены Постановлением Госкомстата России от 21 января 2003 г. N 7. Для учета основных средств помимо общепринятых документов Минсельхоз России утвердил следующие формы:

- Акт приема многолетних насаждений (форма N 404-АПК);

- Акт на списание многолетних насаждений (форма N 405-АПК);

- Акт на выбраковку животного из основного стада (форма N 406-АПК);

- Акт переоценки внеоборотных активов (форма N 407-АПК).

Правила заполнения первичных документов содержатся в Положение о документах и документообороте.

Достоверность сведений, содержащихся в документах, их своевременное и качественное оформление, передачу для отражения в бухгалтерском учете обеспечивают должностные лица, составившие и подписавшие эти документы.

Первичный учетный документ считается окончательно оформленным только в том случае, если он составлен по установленной форме, все его реквизиты заполнены, незаполненные строки прочеркнуты, документ проверен работниками бухгалтерии организации.





Подборка статей по вашей теме: