Независимо от способа поступления все поступающие в организацию объекты основных средств должны быть своевременно оприходованы и документально оформлены. Оприходование (прием) основных средств проводит специальная комиссия, которую назначает руководитель организации.
Факт совершения какой-либо хозяйственной операции фиксируется и оформляется оправдательными документами. Федеральным законом от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" определено, что эти документы являются первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет[iv]. Приведем в таблице 4 основные виды первичной документации по учету основных средств.
Таблица 4 - Основные документы по учету основных средств
| N п/п | Форма | Наименование формы | Комментарий |
| ОС-1 | Акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) | Акт подтверждает получение (создание) ОС, принятие объекта к учету. В случае выбытия (продажи, передачи) станет обоснованием для передачи имущества | |
| ОС-1а | Акт о приеме-передаче здания (сооружения) | ||
| ОС-1б | Акт о приеме-передаче групп объектов основных средств (кроме зданий, сооружений) | ||
| ОС-3 | Акт о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств | При передаче ОС сторонней компании на ремонт, реконструкцию, модернизацию, акт оформляется в двух экземплярах. Когда ремонт выполняется собственными силами, составляется один экземпляр | |
| ОС-4 | Акт о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств) | Акт подтверждает списание имущества, пришедшего в негодность. Составляется в двух экземплярах. Первый остается у предприятия и подшивается в документы, второй - передается лицу, ответственному за данное имущество | |
| ОС-4а | Акт о списании автотранспортных средств | ||
| ОС-6 | Инвентарная карточка учета объекта основных средств | В карточках отражается прием, выбытие ОС. Записи вносятся на основании актов о приеме-передаче (выбытии), различных сопроводительных документов (технический паспорт и др.). Карточка оформляется на каждый объект ОС. Книга (ОС-6б) предусмотрена для малых предприятий. ИП для обобщения информации по имуществу удобнее воспользоваться ею. Поскольку формы рекомендованы к применению, в качестве книги можно использовать обычную тетрадь | |
| ОС-6б | Инвентарная книга учета объектов основных средств |
Данные виды документов утверждены Постановлением Госкомстата России от 21 января 2003 г. N 7. Для учета основных средств помимо общепринятых документов Минсельхоз России утвердил следующие формы:
- Акт приема многолетних насаждений (форма N 404-АПК);
- Акт на списание многолетних насаждений (форма N 405-АПК);
- Акт на выбраковку животного из основного стада (форма N 406-АПК);
- Акт переоценки внеоборотных активов (форма N 407-АПК).
Правила заполнения первичных документов содержатся в Положение о документах и документообороте.
Достоверность сведений, содержащихся в документах, их своевременное и качественное оформление, передачу для отражения в бухгалтерском учете обеспечивают должностные лица, составившие и подписавшие эти документы.
Первичный учетный документ считается окончательно оформленным только в том случае, если он составлен по установленной форме, все его реквизиты заполнены, незаполненные строки прочеркнуты, документ проверен работниками бухгалтерии организации.