Источники налогового права

Налоговое законодательство включает совокупность НПА, действующих на территории РФ и регулирующих налоговые отношения.

Источник права — внешняя форма выражения норм права. Источники налогового права — это результаты нормотворческой деятельности компетентных органов государства в сфере регулирования налоговых и иных общественных отношений, составляющих предмет этой отрасли права:

1. Конституция РФ.

2. международные источники:

а. международные акты, устанавливающие общие принципы налогового права и налогообложения.

б. международные налоговые соглашения (соглашения об устранении двойного налогообложения, заключаемые РФ с различными странами.

в. международные договоры, регулирующие отдельные вопросы налогообложения.

3. специальное налоговое законодательство:

а. федеральное (НК, иные законы, принятые на основании НК).

Действующие в настоящее время законы федерального уровня, регулирующие вопросы налогообложения, можно разделить на категории:

1. специализированные ФЗ, содержащие текст НК. Сюда же следует отнести законы федерального уровня, принятые до 1 января 1999, но не утратившие силу.

2. законы, вносящие изменения или дополнения в текст действовавших законодательных актов, регулирующих порядок налогообложения.

3. ФЗ об утверждении, уточнении, исполнении гос бюджета или образование внебюджетных фондов.

5. отраслевые законы федерального уровня, содержащие отдельные предписания, касающиеся процедуры налогообложения.

б. региональное (законы субъектов, вводящие региональные налоги или сборы на территории отдельных субъектов.

в. местное — НПА о налогах, принятые представительными органами МСУ.

4. общее налоговое законодательство (ФЗ, содержащие нормы о налогах, например УК, ТК).

5. подзаконные НПА о налогообложении:

а. акты органов общей компетенции (указы Президента, постановления Правительства, подзаконные НПА по вопросам налогообложения, принятые органами исполнительной власти субъектов, исполнительными органами МСУ.

б. акты органов спец компетенции: ведомственные подзаконные НПА органов спец компетенции (ФНС, Минфин, Минэкономразвития) по вопросам, связанным с налогообложением, издание которых прямо предусмотрено НК.

  1. Налоговое право в системе национального законодательства. Международные соглашения по вопросам налогообложения

Налоговое право представляет совокупность правовых норм, регулирующих отношения и социальные связи, возникающие между теми или иными субъектами при установлении, введении и взимании налогов.

Некоторые авторы определяют налоговое право как основанную на собственных принципах подотрасль финансового права, нормы которой регулируют отношения, складывающиеся в связи с организацией и осуществлением налоговых изъятий у физических лиц и организаций.

Налоговое законодательство включает совокупность НПА, действующих на территории РФ и регулирующих налоговые отношения.

В его состав входят:

международное законодательство, действующее на территории РФ, законодательство о налогах и сборах и иные НПА, в том числе и органов исполнительной власти, которые регулируют отношения в сфере налогообложения.

1. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции

2. Налоговое право находится в тесной связи с гражданским правом. Согласно ГК РФ, к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.

3. О взаимодействии налогового права и административного права можно говорить в плане применения ответственности за нарушения налогового законодательства.
Применение административных санкций за налоговые правонарушения также невозможно без применения категорий налогового права.

4. Налоговое право также соприкасается с таможенным правом. В части взимания таможенной пошлины, отнесенной в соответствии с Законом об основах налоговой системы к федеральным налогам, действуют специальные нормы, содержащиеся в таможенном законодательстве.

5. Нормы бухгалтерского законодательства влияют на порядок исчисления налогов косвенно, поскольку бухгалтерский учет выступает системой сбора информации для правильной уплаты налогов.

НК РФ закрепляет общепринятую международную практику, в соответствии с которой международный договор (соглашение), ратифицированный в установленном порядке сторонами, заключившими этот договор, имеет приоритет над национальным законодательством.

Правила и нормы международных договоров РФ являются источниками национального налогового права и подлежат применению в случаях, если:

1. они содержат положения, касающиеся налогообложения и сборов.

2. в них установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные НК и принятыми в соответствии с ним НПА о налогах и сборах.

Вследствие этого положения имеют принципиально важное значение при исчислении и уплате налогов от источников за пределами РФ для налогоплательщиков граждан РФ и от источников в РФ для налогоплательщиков лиц без гражданства РФ – определение понятия источника дохода и особенности квалификации и налогообложения доходов от источников в РФ и за ее пределами.

Доходы налогоплательщика могут быть отнесены к доходам от источников в РФ или к доходам от источников за пределами РФ в соответствии с главами «Налог на прибыль организаций», «Налог на доходы физических лиц» НК РФ.

  1. Действие налогового законодательства в пространстве, времени и по кругу лиц. Порядок исчисления сроков.

Действие налогового законодательства в пространстве:

Нормы налогового законодательства обладают юрид. силой на всей территории РФ.

Нормы законодатва о налогах и сборах субъектов — на территории этого субъекта, а принятые органами МСУ — на территории соответствующего МО.

По общему правилу все акты законодательства о налогах и сборах вступают в силу:

1. со дня их официального опубликования, если прямо предусматривают это.

2. в остальных случаях, не ранее чем по истечении 1 месяца со дня их официального опубликования.

Официальным опубликованием любого ФЗ считается первая публикация его полного текста в Парламентской газете, Российской газете, СЗ РФ, на Официальном интернет-портале правовой информации.

Не имеют обратной силы акты законодательства о налогах и сборах:

1. устанавливающие новые налоги и сборы.

2. повышающие налоговые ставки, размеры сборов.

3. устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах.

4. устанавливающие новые обязанности участников налоговых отношений.

5. иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков, плательщиков сборов, иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах.

По срокам действия различаются:

1. акты, временный рамки которых оговариваются заранее и определяется точное число окончания действия.

2. акты, срок действия которых имеет бессрочный характер и которые теряют юр силу в связи с принятием нового НПА, отменяющего или его заменяющего.

Нормы налогового законодательства действуют в отношении субъектов налогового права, которые НК именуются участниками налоговых отношений (по кругу лиц):

1. плательщики налогов и сборов.

2. налоговые агенты.

3. налоговые органы.

4. таможенные органы.

Сроки, устанавливаемые законодательством о налогах и сборах, определяются:

1. календарной датой.

2. указанием на событие, которое должно неизбежно наступить.

3. указанием на действие, которое должно быть совершено.

4. периодом времени, который исчисляется годами, кварталами, месяцами, днями.

Течение срока начинается на следующий день после календарной даты или наступления события (совершения действия), которым определено его начало. Действие, для совершения которого установлен срок, может быть выполнено до 24 часов последнего дня срока. Если документы либо денежные средства были сданы в организацию связи до 24 часов последнего дня срока, то срок не считается пропущенным.

Годом (за исключением календарного года) признаётся любой период времени, состоящий из 12 месяцев, следующих подряд. Срок истекает в соответствующие месяц и число последнего года срока

  1. Налог, как правовая категория, его характерные черты. Понятие сбора.

Налог — обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, взимаемый с организаций, физ лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хоз ведения, оперативного управления ден средств в целях фин обеспечения деятельности государства и МО.

Признаки налогов:

1. обязательный характер.

2. индивидуальная безвозмездность, то есть при уплате налога у публичного субъекта не возникает обязанность оказывать конкретному налогоплательщику услуги на внесённые суммы.

3. уплачивается в денежной форме.

4. уплачивается физ лицами и организациями, на которые при наличии определённых обстоятельств возлагается налоговая обязанность.

5. носят постоянный (регулярный) характер, являются фин основой деятельности государства и МО.

6. установление законом.

7. обеспеченность гос принуждением.

8. односторонний характер установления налога.

Сбор — обязательный взнос, взимаемый с организаций и физ лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов гос органами, органами МСУ, иными уполномоченными органами и ДЛ юридически значимых действий, включая предоставление определённых прав или выдачу разрешений.

Признаки сборов:

1. обязательность осуществления в случае денежных выплат или материального изъятия при наступлении объективно определённых условий.

2. наличие субъективно предполагаемой взаимосвязи между проведением процедуры уплаты сбора и наступлением предполагаемых заранее определённых последствий.

Сборы носят индивидуально-возмездный, компенсационный характер.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: