Судебный порядок защиты прав налогоплательщиков подразумевает обращение лица в порядке искового производства в надлежащий суд.
Способы судебной защиты прав налогоплательщиков:
– признание неконституционным законодательного акта полностью или в части Конституционным Судом РФ;
– признание судом общей юрисдикции закона субъекта РФ противоречащим Федеральному закону и, следовательно, недействующим или не подлежащим применению;
– признание арбитражными судами или судами общей юрисдикции недействительным нормативного либо ненормативного акта налогового органа, иного государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону и нарушающего право и законные интересы налогоплательщика;
– отмена арбитражными судами или судами общей юрисдикции не действительного нормативного либо ненормативного акта налогового органа, иного государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону и нарушающего право и законные интересы налогоплательщика;
– неприменение судом нормативного либо ненормативного акта государственного органа, органа местного самоуправления или иного органа, противоречащего закону;
– пересечение действий должностного лица налогового или иного госоргана, нарушающих права или законные интересы налогоплательщика;
– принуждение налоговых органов, иных органов государственной власти или их должностных лиц к выполнению законодательно установленных обязанностей, от выполнения которых они уклоняются;
– признание неподлежащим исполнению инкассового поручения (распоряжения) налогового или другого органа на списание с банковского счета налогоплательщика в бесспорном порядке сумм недоимок, пени, штрафов за нарушения налогового законодательства;
– возврат из бюджета необоснованно списанных в бесспорном порядке сумм недоимок, пени и штрафов;
– взыскание % за несвоевременный возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налога, сбора, пеней;
– возмещение убытков, причиненных незаконными решениями, действиями (бездействием) налоговых органов или их должностных лиц.
Названные способы судебной защиты одновременно являются предметами исковых требований налогоплательщиков.
Согласно ст. 29. АПК РФ к подведомственности экономических споров и других дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений
Арбитражные суды рассматривают следующие категории дел, связанных с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности:
– об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
– об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
– об административных правонарушениях;
– о взыскании с организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей, санкций, если Федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания;
– другие дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, если Федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.
30. Налоговое планирование: понятие, основные приемы и этапы. Пределы налогового планирования.
Актуальность вопроса налогового планирования обусловлена вполне объяснимым стремлением налогоплательщиков уменьшить налоговую нагрузку и столь же объяснимым стремлением государства воспрепятствовать этому.
Налоговая минимизация включает в себя в зависимости от правомерности конкретных способов уменьшения размеров налоговой обязанности незаконную (уклонение от уплаты налогов) и законную (налоговую оптимизацию, налоговое планирование) деятельность.
Налоговое планирование — организация деятельности налогоплательщика направленная на минимизацию его налоговых обязательств не нарушая законодательства.
Экономия на налогах с помощью использования законных методов налоговой оптимизации способна принести ощутимый положительный результат практически в любой сфере предпринимательской деятельности.
Целью налогового планирования является построение оптимальной модели хозяйствования, обеспечивающей минимально возможный размер налоговой нагрузки.
Сущность налогового планирования состоит в признанном за каждым налогоплательщиком праве использовать все допускаемые законом средства, пути и методы для максимального сокращения своих налоговых обязательств. Возможность налогового планирования обусловлена наличием в налоговом законодательстве весьма обширной сферы, где нормы права с достаточной точностью не определены или допускается их неоднозначное толкование.
НК указывает, что «налогоплательщик имеет право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах».
В основе налогового планирования лежит максимально полное и правильное использование всех установленных законом льгот и преимуществ, а также оценка позиции налоговых органов и учет основных направлений налоговой, бюджетной и инвестиционной политики государства.
Основы налогового планирования включают:
1. учет основных направлений развития налоговой, бюджетной и инвестиционной политики государства;
2. разработку учетной политики предприятия;
3. правильное и полное использования всех установленных законом льгот;
4. оценка возможностей получения отсрочек и рассрочек по уплате налогов.
Элементами налогового планирования являются:
1. Налоговый календарь, предназначенный для четкого прогнозирования и контроля правильности исчисления и соблюдения сроков уплаты в бюджет требуемых налогов, а также представления отчетности в целях недопущения нарушений сроков отчетности, влекущих штрафные санкции;
2. Стратегия оптимизации налоговых обязательств, в соответствии с которой разрабатывается четкий план реализации;
3. Контроль дебиторской задолженности: недопущение на срок более 4 месяцев дебиторской задолженности по хозяйственным договорам за отгруженную продукцию или оказанные услуги;
4. Контроль состояния бухгалтерского учета и отчетности для получения оперативной, объективной информации о хозяйственной деятельности в целях адекватного налогового планирования;
5. Налоговые льготы и организация сделок;
6. Рациональное размещение активов и прибыли организации.
Способы налогового планирования
1. использование пробелов законодательства;
2. применение налоговых льгот;
3. выбор формы деятельности;
4. правильное формирование учетной политики;
5. применение офшоров;
6. изменение срока уплаты налогов;
7. правильная организация сделок;
8. лоббирование (Деятельность, направленная на информирование политиков о взглядах различных заинтересованных групп и агитацию их за подготовку соответствующих законов или голосование за эти законы).
9. прогнозирование изменений налогового законодательства.
Этапы налогового планирования
Налоговое планирование — сложный многофакторный процесс. С некоторой долей условности принято считать, что этот процесс проходит четыре этапа.
На первом этапе, решается вопрос о выборе наиболее выгодного с налоговой точки зрения места расположения как самого предприятия, так и его руководящих органов, филиалов и дочерних компаний. При этом учитывается не только налоговый режим, предоставляемый местным законодательством, но и возможность и условия предоставления налоговых кредитов и иных специальных льгот, возможность безналогового перевода доходов из одной страны в другую, условия налоговых соглашений и тому подобное.
На втором этапе производится выбор оптимальной для конкретных целей деятельности организационно-правовой формы юридического лица или формы предпринимательства без образования юридического лица.
Сущность третьего этапа налогового планирования состоит в максимально полном и правильном использовании налоговых преимуществ и льгот при текущей предпринимательской деятельности. Производится анализ форм сделок, выбор форм оплаты труда и реализации социальной политики предприятия, правильное использование льгот по основным видам налогов, оперативное реагирование на изменение налогового законодательства и тому подлбное.
На четвертом этапе решается вопрос о рациональном размещении активов и прибыли предприятия, имея в виду не только предполагаемую доходность инвестиций, но и налоги, уплачиваемые при получении этого дохода.
Следует отметить, что 1 и 2 этапы планирования до регистрации предприятия имеют место лишь один раз, в то время как текущее налоговое планирование (3, 4 этапы) предполагает контроль обоснованности применения налоговых льгот к каждой сделке.
31. Специальные налоговые режимы.
Налоговые режимы:
1) ОСНО (общепринятая система налогообложения): 1)налог на прибыль,2) НДФЛ, 3)налог на имущество, 4)НДС)
2) Специальный налоговый режим: 1) упрощенная система налогообложения, 2) ЕНВД (применяется не к налогоплательщику, а к виду Д-ти, поэтому он может одновременно существовать с ОСНО, ЕНВД обязательно должен быть вместе с упрощенкой или ОСНО), 3)единый сх налог; 4) налог, уплачиваемый при подписании соглашения о разделе продукции)
Режимы не могут быть одновременно, либо ОСНО, либо специальная.
Специальным налоговым режимом признается особый порядок исчисления и уплаты налогов, применяемый в случаях и в порядке, установленных НК. Действуют следующие специальные налоговые режимы.
1) Упрощенная система налогообложения. Заменяет уплату нескольких налогов одним.
Объектом налогообложения являются доходы.
Налоговая база возможна в 2-х вариантах:
1) с доходов – 6%.
2) доходы минус расходы – 15 %. Перечень расходов является закрытым. Его устанавливает налоговый кодекс. Минимальный налог при такой системе – 1 % от дохода, т.е. перед уплатой налога нужно посчитать доход и уплатить тот налог, который будет больше (либо только с дохода, либо по системе доход минус расход)
Налоговый период – 1 год, по итогам создается налоговая декларация.
Упрощенную систему можно применять по заявлению налогоплательщика. На упрощенную систему можно перейти организации, если:
1) если по итогам 9-ти месяцев того года, в котором организация просит переход доходы не превысили 45 млн. руб.
2) если орг-ия не имеет филиалов и представительств.
3) если это банки, страховщики, ломбарды, иностранные компании и пр.
4) если средняя численность работников превышает 100 человек.
2) ЕНВД. Перечень видов для перевода по ЕНВД установлен НК. (Ст. 346). Нет зависимости от дохода, налог фиксирован, т.к. законодательно установлен фиксированный доход. Декларация сдается ежеквартально.
3) Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся сельскохозяйственными товаропроизводителями, вправе добровольно перейти на уплату ЕСХН.
ЕСХН предусматривает:
1) для организаций – замену уплаты налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций налога уплатой ЕСХН;
2) для индивидуальных предпринимателей – замену уплаты налога на доходы физических лиц, налога на имущество физических лиц налога уплатой ЕСХН;
3) для организаций и предпринимателей замену уплаты НДС (за исключением НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию РФ).
Объектом налогообложения признаются доходы, уменьшенные на величину расходов.
Налоговым периодом признается календарный год.
Налоговая ставка – 6 %
4) Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности устанавливается НК, вводится в действие нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов, законами городов федерального значения и применяется наряду с общей системой налогообложения и иными режимами налогообложения.
Система налогообложения в виде единого налога может применяться по решениям представительных органов муниципальных районов, городских округов, городов федерального значения в отношении следующих видов предпринимательской деятельности: оказания бытовых услуг; оказания ветеринарных услуг; оказания услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств и др.
Специальный налоговый режим, применяемый при выполнении соглашений, которые заключены в соответствии с Законом «О соглашениях о разделе продукции» и отвечают следующим условиям:
– соглашения заключены после проведения аукциона на предоставление права пользования недрами на иных условиях, чем раздел продукции, в порядке и на условиях, которые определены Законом «О соглашениях о разделе продукции», и признания аукциона несостоявшимся;
– при выполнении соглашений, в которых применяется порядок раздела продукции, установленный Законом «О соглашениях о разделе продукции», доля государства в общем объеме произведенной продукции составляет не менее 32 % общего количества продукции;
– соглашения предусматривают увеличение доли государства в прибыльной продукции в случае улучшения показателей инвестиционной эффективности для инвестора при выполнении соглашения.
32. Правовое регулирование налогообложения добавленной стоимости в РФ.
Налог на добавленную стоимость (НДС) является косвенным налогом. При реализации товаров (работ, услуг) налогоплательщик дополнительно к цене реализуемых товаров (работ, услуг) предъявляет к оплате покупателю и сумму НДС. Налогоплательщик перекладывает свои расходы по уплате НДС на покупателя, который при перепродаже товара исчисляет НДС, перекладывая бремя по его уплате на своего покупателя, и так до конечного потребителя. Налоговое бремя уплаты НДС несут не налогоплательщики, а конечный потребитель товаров (работ, услуг).
Объект – операции по реализации на территории РФ как на возмездной, так и на безвозмездной основе, передаче имущественных прав, передаче товаров, работ услуг для собственных нужд и выполнении строительно-монтажных работ собственными силами.
Налог на добавленную стоимость - один из самых распространенных налогов в мире, который применяется во многих странах с развитой рыночной экономикой. В Российской Федерации НДС был впервые введен Федеральным законом от 6 декабря 1991 г. № 1992-1 " О налоге на добавленную стоимость". В действующем законодательстве определение добавленной стоимости отсутствует.
В настоящее время налогообложение налогом на добавленную стоимость регламентируется гл. 21 НК РФ.
Данный налог относится к категории налогов, уплачиваемых как юридическими, так и физическими лицами.
Налогоплательщиками НДС организации; индивидуальные предприниматели; лица, перемещающие товары через таможенную границу РФ.
Организации и индивидуальные предприниматели освобождаются от уплаты НДС, если за три предшествующих календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (кроме подакцизных) не превысила в совокупности 2 млн руб. Данное правило не распространяется на лиц, реализующих подакцизные товары.
Объект налогообложения НДС – операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ, в том числе на безвозмездной основе; передача товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд; выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления; ввоз товаров на таможенную территорию РФ.
НК РФ предусматривает изъятия из перечня объектов обложения НДС. Не облагаются НДС операции, не признаваемые налоговым законодательством реализацией товаров (работ или услуг): связанные с обращением российской или иностранной валюты; передача имущества правопреемникам при реорганизации; передача имущества инвестиционного; работы, услуги государственных (местных) органов в рамках выполнения своих полномочий; и пр.
Налоговая база в целом представляет собой стоимость реализованных товаров (работ, услуг) и других объектов. Налоговая база традиционно определяется налогоплательщиком, но может определяться и налоговым агентом (ст. 161 НК РФ) в том случае, например, если налогоплательщиком является иностранное лицо, не состоящее на учете в налоговых органах.
Налоговая база определяется в зависимости от особенностей реализации произведенных или приобретенных на стороне товаров (работ, услуг). Глава 21 ПК РФ содержит ряд статей, в которых определены особенности определения налоговой базы по некоторым операциям или товарам.
При применении различных налоговых ставок налоговая база определяется отдельно но каждому виду товаров (работ, услуг), облагаемых по разным ставкам. При применении одинаковых ставок налога налоговая база определяется суммарно по всем видам операций, облагаемых по этой ставке.
Налоговый период (ст. 163 ПК РФ) по общему правилу установлен как квартал.
Налоговые ставки. Общая налоговая ставка составляет 18 процентов от налоговой базы. Льготная (пониженная) ставка в размере 10 процентов установлена для ряда социально значимых категорий товаров – некоторых продовольственных товаров (мяса, молока, сахара, соли, хлеба, муки), товаров для детей, периодических печатных изданий, некоторых медицинских товаров, может быть 0%.
Кроме того, для ряда объектов налогообложения НК устанавливает ставку, равную 0 процентов. Такая ставка применяется, в частности, в отношении: экспортируемых товаров, а также работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией таких товаров.
Не подлежат налогообложению следующие операции: реализация предметов (литературы) религиозного назначения; производимых и реализуемых общественными организациями инвалидов;; реализация изделий народных художественных промыслов; оказание услуг по страхованию; проведение лотерей; передача в рамках благотворительной деятельности и так далее.
Уплата НДС производится по итогам каждого налогового периода исходя из фактической реализации товаров (работ, услуг) не позднее 20 числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
Важное значение имеют налоговые вычеты, на которые налогоплательщик вправе уменьшить общую сумму уплачиваемого НДС. Вычетам подлежат суммы нДс, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров.
33. Налогообложение прибыли юридических лиц в РФ.
Налогоплательщики. Налог на прибыль является прямым. Налогоплательщиками признаются все российские организации, а также иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в Российской Федерации. Иностранные организации уплачивают налог с доходов, полученных от источников в Российской Федерации, а российские организации – из всех источников. Такой порядок называется принципом резиденства.
Объект налогообложения. Представляет собой прибыль, полученную налогоплательщиком. Прибыль – это доходы налогоплательщика, уменьшенные на величину произведенных им расходов: П = Д – P, где П – прибыль налогоплательщика, Д – доходы, Р – расходы.
Ставка – 20 %
Доходы налогоплательщика подразделяются на две группы: 1) доходы от реализации, представляющие собой выручку от реализации товаров (работ, услуг), а также имущественных прав; 2) внереализационные доходы, включающие все иные доходы непроизводственного характера (от долевого участия в других организациях; арендная плата; проценты, полученные по договорам займа, кредита, банковского вклада и т.п.).
Многие виды доходов не учитываются при определении налоговой базы: доходы в виде имущества, полученного в форме залога или задатка; в виде взносов (вкладов) в уставный капитал (фонд) организации; по договорам кредита или займа, и др.
Расходы – это обоснованные и документально подтвержденные затраты, произведенные налогоплательщиком для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. Обоснованными расходами признаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме, документально подтвержденными – затраты, оформленные в соответствии с действующим законодательством.
Расходы налогоплательщика: 1) связанные с производством и реализацией (материальные расходы на приобретение сырья, материалов, инвентаря, топлива, комплектующих изделий, расходы на оплату труда, ремонт, освоение природных ресурсов, научные исследования, страхование ит.п.); 2) внереализационные расходы – затраты, непосредственно не связанные с производством и (или) реализацией товаров (работ, услуг). К ним, в частности, относятся расходы на содержание переданного по договору аренды (лизинга) имущества; проценты по долговым обязательствам любого вида; судебные расходы и арбитражные сборы; расходы на услуги банков; потери от стихийных бедствий, аварий и других чрезвычайных ситуаций и т.п.
Доходы и расходы налогоплательщика учитываются в денежной форме. Налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведённых расходов. При определении налоговой базы также учитываются доходы, полученные российской организацией от источников за пределами РФ.
Основная налоговая ставка составляет 20 процентов (2 процента — федеральная составляющая, 18 — региональная, которая может быть снижена до 13,5). Льготные налоговые ставки для отдельных объектов налогообложения установлены в пределах от 0 до 20 процентов.
Налоговым периодом признаётся календарный год.
По итогам каждого отчётного периода налогоплательщики исчисляют сумму авансового платежа, исходя из ставки налога и прибыли, подлежащей налогообложению, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания этого периода. В течение отчётного периода налогоплательщики определяют сумму ежемесячного авансового платежа.
Налогоплательщики имеют право перейти на определения ежемесячных авансовых платежей исходя из фактически полученной прибыли, подлежащей исчислению. В этом случае исчисление сумм авансовых платежей производится исходя из ставки налога и фактически полученной прибыли, рассчитываемой нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответствующего месяца.
Налоговые декларации по итогам налогового периода представляются не позднее 28 марта года, следующего за истёкшим налоговым периодом.
34. Налогообложение доходов физических лиц в РФ.
Налогоплательщиками налога на доходы физических лиц (гл. 23 НК РФ) признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ, а также физические лица, получающие доходы от источников в РФ, не являющиеся налоговыми резидентами РФ. Объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками:
– от источников в РФ и (или) от источников за пределами РФ – для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами РФ;
– от источников в РФ – для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами РФ.
При определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды.
Налоговая база определяется отдельно по каждому виду доходов, в отношении которых установлены различные налоговые ставки. Она устанавливается как денежное выражение доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов.
При определении размера налоговой базы налогоплательщик имеет право на получение:
1. стандартных налоговых вычетов.
2. соц налоговых вычетов.
3. имущественных налоговых вычетов.
4. профессиональных налоговых вычетов.
Если сумма налоговых вычетов в налоговом периоде окажется больше суммы доходов, подлежащих налогообложению за этот же налоговый период, то применительно к этому налоговому периоду налоговая база принимается равной нулю.
К доходам, полученным налогоплательщиком в натуральной форме относятся:
– оплата (полностью или частично) за него организациями или индивидуальными предпринимателями товаров (работ, услуг) или имущественных прав, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в интересах налогоплательщика;
– полученные налогоплательщиком товары, выполненные в интересах налогоплательщика работы, оказанные в интересах налогоплательщика услуги на безвозмездной основе;
– оплата труда в натуральной форме.
Доходом налогоплательщика, полученным в виде материальной выгоды, являются:
– материальная выгода, полученная от экономии на процентах за пользование заемными (кредитными) средствами, полученными от организаций или индивидуальных предпринимателей;
– материальная выгода, полученная от приобретения товаров (работ, услуг) в соответствии с гражданско-правовым договором у физических лиц, организаций и ИП;
– материальная выгода, полученная от приобретения ценных бумаг.
Налоговым периодом по налогу на доходы физических лиц является календарный год.
Налоговые ставки устанавливаются НК РФ варьируются. Их размер может составлять 13 (основной), 9 (дивиденды), 15 (дивиденды нерезидентов), 30 (доходы нерезидентов).
Общая сумма налога исчисляется по итогам налогового периода применительно ко всем доходам налогоплательщика, дата получения которых относится к соответствующему налоговому периоду.
Сумма налога при установлении налоговой базы исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Общая сумма налога представляет собой сумму, полученную в результате сложения сумм исчисленного налога.
В отношении большинства доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент, обязанность по исчислению и уплате налога возлагается на этого налогового агента (организации, ИП).
В случае получения доходов от иных источников (например, от физ лиц или источников за пределами РФ) сумма налога, подлежащая уплате, исчисляется налогоплательщиком самостоятельно с учётом сумм налога, удержанных налоговыми агентами при выплате налогоплательщику дохода. Сумма налога, подлежащая уплате, уплачивается по месту жительства налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истёкшим налоговым периодом.
Налоговый вычет – это уменьшение налоговой базы.
Виды вычетов:
1) Стандартные налоговые вычеты – на ребенка. Предоставляется до момента пока доход не достигнет 280 000 р.в году.
2) Социальные налоговые вычеты – на лечение, обучение, благотворительность, увеличение накопительной части пенсии.
3) Имущественные налоговые вычеты – при покупке, либо продаже недвижимости.
a. При приобретении НД вычет предоставляется
· на новое строительство или приобретение на территории РФ объектов жилой НД или земельного участка под него. Макс. Размер 2 млн. руб.
· На погашение %% по целевым займам, полученных от российских орг-ий или ИП и фактически израсходованных на новое стр-во или приобретение жилого помещения. Макс. Размер 2 млн. руб.
· На погашение %% по кредитам, выданным российскими банками на новое стр-во или приобретение жилого помещение. Макс. Размер 3 млн. руб.
Вычет не предоставляется, если сделка произошла между взаимозависимыми лицами.
b. При продаже НД: если НД в соб-ти более 3-х лет, то вычет не предоставляется, если менее 3-х лет, то налоговый вычет составляет 1 млн. руб., по движимому имуществу – 250 000 р.
4) Профессиональные налоговые вычеты – это ИП, нотариусы, адвокаты
35. Налог на добычу полезных ископаемых.
С пользователей недр в соответствии с действующим законодательством взимаются обязательные платежи.
Основным НА, обеспечивающим правовое регулирование уплаты НДПИ является часть 2 НК. НДПИ — федеральный налог.
Налогоплательщиками НДПИ являются организации и ИП, признаваемые пользователями недр в соответствии с законодательством РФ.
Объектом налогообложения НДПИ признаются полезные ископаемые:
1. добытые из недр на территории РФ на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством РФ.
2. извлечённые из отходов (потерь) добывающего производства, если такое извлечение подлежит отдельному лицензированию в соответствии с законодательством РФ о недрах.
3. добытые из недр за пределами территории РФ, если эта добыча осуществляется на территориях под юрисдикцией РФ (арендуемых у иностранных государств или используемых на основании международного договора), на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование.
Налоговая база устанавливается налогоплательщиком самостоятельно в отношении каждого добытого полезного ископаемого (в том числе полезных компонентов, извлекаемых из недр попутно при добыче основного полезного ископаемого). Налоговая база рассчитывается по стоимости добытых полезных ископаемых (для угля, нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной, попутного газа и газа горючего природного из всех видов месторождений углеводородного сырья, по количеству добытых полезных ископаемых в натуральном выражении).
В отношении добытых полезных ископаемых, для которых установлены различные налоговые ставки либо налоговая ставка рассчитывается с учётом коэффициента, налоговая база определяется применительно к каждой налоговой ставке.
Налоговым периодом признаётся календарный месяц.
Ставки НДПИ установлены в дифференциальной форме в зависимости от объекта обложения в пределах от 0 до 17,5 процентов. Для нефти, газа и угля ставки определены в твёрдой сумме. Для нефти и газа эти ставки дополнительно корректируются с учётом поправочных коэффициентов.
Сумма налога исчисляется по итогам каждого налогового периода по каждому добытому полезному ископаемому.
По общему правилу сумма НДПИ исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Сумма налога по добытой нефти, газу и углю определяется как произведение соответствующей налоговой ставки и величины налоговой базы.
Налог подлежит уплате по месту нахождения каждого участка недр, предоставленного налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством РФ. При этом сумма налога, подлежащая уплате, рассчитывается исходя из доли полезного ископаемого, добытого на каждом участке недр, в общем количестве добытого полезного ископаемого соответствующего вида.
Сумма налога, исчисленная по полезным ископаемым, добытым за пределами территории РФ, подлежит уплате по местонахождению организации или месту жительства ИП.
Сумма налога, подлежащая уплате по итогу налогового периода, уплачивается не позднее 25 числа месяца, следующего за истёкшим налоговым периодом.
36. Региональные и местные налоги и сборы.
Региональные налоги:1) налог на имущество организаций — это налог на движимое (приобретенное до 1 января 2013 года) и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесённое в совместную деятельность). Плательщиками указанного налога являются российские и иностранные организации, которые осуществляют деятельность на территории РФ через постоянные представительства и (или) имеющие в собственности недвижимое имущество на территории РФ. Налоговая ставка не может превышать 2,2 %. Допускаются дифференцированные налоговые ставки в зависимости от категорий налогоплательщиков и (или) имущества, являющегося объектом налогообложения. Налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения. Начисляется налоговая база в соответствии с данными бухгалтерского учета организации. Налоговым периодом является 1 календарный год. По итогам налогового периода, не позднее 30 марта предоставляется налоговая декларация.
2) налог на игорный бизнес — налог с организаций, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса. А именно — с организаций, имеющих игровые столы, игровые автоматы, кассы тотализатора, кассы букмекерской конторы. Налоговая база определяется отдельно как общее количество соответствующих объектов налогообложения. Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов в пределах, установленных налоговым кодексом и взимаются ежемесячно. В случае, если ставки налогов не установлены законами субъектов, они устанавливаются исходя из минимальных значений установленных НК. НК регламентируется порядок исчисления и уплаты налога, устанавливаются сроки для уплаты налога и ответственность за их нарушение. Так, каждый объект налогообложения подлежит регистрации в налоговом органе по месту установки этого объекта налогообложения не позднее, чем за два рабочих дня до даты установки каждого объекта налогообложения. Регистрация производится налоговым органом на основании заявления налогоплательщика о регистрации объекта налогообложения с обязательной выдачей соответствующего свидетельства. Форма указанного заявления и форма указанного свидетельства утверждаются министерством финансов. Налоговым периодом признается календарный месяц. Сумма налога исчисляется налогоплательщиком самостоятельно как произведение налоговой базы, установленной по каждому объекту налогообложения, и ставки налога, установленной для каждого объекта налогообложения. Для игровых столов существует одна особенность: в случае, если один игровой стол имеет более одного игрового поля, ставка налога по указанному игровому столу увеличивается кратно количеству игровых полей.
3) транспортный налог — налог, взимаемый с владельцев зарегистрированных ТС (ФЛ, ЮЛ). Величина налога, порядок и сроки его уплаты, формы отчётности, налоговые льготы устанавливают органы законодательной власти субъектов РФ. Федеральное законодательство определяет объект налогообложения, порядок определения налоговой базы, налоговый период, порядок исчисления налога и пределы налоговых ставок. Объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолёты, вертолёты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ. Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов в зависимости от мощности двигателя, категории ТС в расчёте на одну лошадиную силу мощности двигателя и некоторых других характеристик. Для водных – это фактическое кол-во. Налоговый период – 1 календарный год. Срок уплаты – до 1 ноября года следующего за истекшим. ЮЛ исчисляют налог сами, а ФЛ получают налоговое уведомление. В Архангельске – областной закон АО от 14.11.2003 г. № 204-25-ОЗ.
Местные налоги:1) земельный налог — уплачивают организации и физ лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Земельный налог устанавливается НК и НПА представительных органов поселений (муниципальных районов), городских округов о налогах и обязательны к уплате на соответствующих территориях. Вводится в действие и прекращает действовать на территориях поселений (межселенных территориях), городских округов в соответствии с упомянутыми актами. Налоговая база в отношении каждого земельного участка определяется как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Налоговая база определяется отдельно в отношении долей в праве общей собственности на земельный участок, в отношении которых налогоплательщиками признаются разные лица либо установлены различные налоговые ставки. Налогоплательщики - организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
Налогоплательщики - физ лица, являющиеся ИП, определяют налоговую базу самостоятельно в отношении земельных участков, используемых (предназначенных для использования) ими в предпринимательской деятельности, на основании сведений госкадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на этих же правах.
2) налог на имущество физ лиц. Устанавливается НК и НПА представительных органов поселений (муниципальных районов), городских округов о налогах и обязательны к уплате на соответствующих территориях. Налог на имущество физ лиц вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК и упомянутыми НПА. Плательщиками налогов на имущество физ лиц признаются физ лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения. Если имущество, признаваемое объектом налогообложения, находится в общей долевой собственности, налогоплательщиком в отношении этого имущества признается каждое из этих физ лиц соразмерно его доле в этом имуществе. В аналогичном порядке определяются налогоплательщики, если такое имущество находится в общей долевой собственности физ лиц и предприятий (организаций). Если имущество, признаваемое объектом налогообложения, находится в общей совместной собственности нескольких физ лиц, они несут равную ответственность по исполнению налогового обязательства. Объектами налогообложения признаются следующие виды имущества: жилой дом; квартира; комната; дача; гараж; иное строение, помещение и сооружение; доля в праве общей собственности на имущество, указанное выше. Представительные ОМС вправе устанавливать свои ставки в рамках Закона РФ "О налогах на имущество физ лиц". Данный налог зачисляется в местный бюджет по месту нахождения объекта налогообложения.






