порту.
В результате расследования было установлено, что причиной пожара
явилось курение. Эксперты высказали предположение, что пожар начался из-за
непогашенной сигареты, оставленной одним из рабочих в каюте. Следствием был
отмечен ряд серьезных недостатков в обеспечении противопожарной безопасности
лайнера во время проведения ремонтных работ.
Решающим фактором в случае пожара на "Эмпресс оф Кэнада" явился
промежуток времени между моментами возникновения пожара и его обнаружения.
По показаниям дежурного лифтера с элеватора, вблизи которого стояло судно,
он заметил пламя в иллюминаторах кают в 15 часов 30 минут. Люди,
находившиеся на судне, заметили пожар в 16 часов Ю минут. Прямые и косвенные
убытки в результате гибели судна и выхода причала из эксплуатации были
определены в 4 -- 6 млн. фунтов стерлингов.
Не прошло и трех месяцев после пожара на "Эмпресс оф Кэнада", как
иностранная морская пресса дала сообщение об аналогичном случае с датским
теплоходом "Кронпринц Фредерика.
|
|
Этот теплоход был построен в 1941 г. Его валовая вместимость -- 3895
рег. т, длина 107,8, ширина 15,2, высота борта 7,9 м. Судно имело две
сплошные палубы. Это было двухвинтовое быстроходное судно, отличавшееся
красивыми обводами корпуса и комфортабельностью пассажирских помещений.
Пожар на судне был обнаружен в одной из пассажирских кают первого
класса во время очередной стоянки лайнера в английском порту Гарвич.
Командование судна не считало возникший пожары серьезным, надеясь, что он
будет скоро ликвидирован. Однако все попытки потушить пожар не увенчались
успехом, и через 45 минут третья часть лайнера была в огне. На тушение
пожара были мобилизованы все пожарные средства порта и применено
водотушение. Но ни командование судна, ни руководство пожарной охраны порта
не придали значения отсутствию точных данных об остойчивости лайнера.
Безрассудное заливание судна водой привело к повышению центра тяжести,
не говоря уже о том, что спустя 3 часа после обнаружения пожара лайнер пылал
от носа до кормы. Вода, скопившаяся в помещениях верхних палуб, создавала
крен на правый борт, но тушение пожара водой продолжалось. Вскоре начали
лопаться швартовные концы, "Кронпринц Фредерик" опрокинулся на правый борт и
затонул у причала.
По сообщениям некоторых английских журналов, предполагаемая причина
пожара на "Кронпринце Фредерике" -- оставленная в каюте горящая сигарета.
Но особенно трудно погасить пожар на судне, когда оно находится в сухом
доке. В этом случае успешное тушение пожара во многом зависит от возможности
быстро проникнуть на горящее судно, подать со стенки дока шланги. Все это
|
|
требует четкой организации со стороны портовых властей. Хотя никаких задач,
связанных с плавучестью и остойчивостью, решать не приходится, судно,
находящееся в сухом доке, с точки зрения успешной борьбы с огнем -- наиболее
сложный и трудный объект. К числу классических случаев пожаров на судах во
время докования можно отнести пожар на английском лайнере "Монарк оф
Бермуда".
Этот турбоэлектроход был построен в 1933 г., его валовая вместимость 22
500 рег. т, длина 173,7, ширина 23,8 м.
Судно было построено на высший класс английского Ллойда и имело пять
сплошных палуб. Мощность главной энергетической установки составляла 42 000
л. с., скорость 22 узла.
В апреле 1947 г. "Монарк оф Бермуда" был поставлен в сухой док в
английском порту Хэрбурн-на-Тайне для переоборудования. Спустя три недели,
когда работы по переделке судна были в разгаре, на нем вспыхнул пожар. Пока
удалось провести на борт судна шланги, подключить их к береговым гидрантам,
почти весь лайнер охватило огнем, причем огонь полыхал сразу на всех пяти
палубах. 150 пожарных из трех городов в течение двух суток тщетно боролись с
огнем, хотя фактически судно было уничтожено за первые 8 часов пожара.
Официальных данных расследования по этому делу опубликовано не было.
Английские газеты сообщали, что причина пожара на "Монарк оф Бермуда"
осталась невыясненной.
Заканчивая рассказ о пожарах, отметим, что даже при современной технике
по определению и тушению очагов пожара на судах и действии строгих правил
международных конвенций из-за огня все еще гибнут каждый год 40 -- 50
современных торговых судов -- пассажирских лайнеров, сухогрузов и танкеров.