Метони-мические и пр.
В киноязыке присутствуют две тенденции.
Одна, основываясь на
Повторяемости элементов, бытовом или художественном опыте зрителей,
задает некоторую систему ожиданий;
Другая, нарушая в определенных
пунктах (но не разрушая!) эту систему ожиданий, вы-деляет в тексте
Семантические узлы. Следовательно, в основе кинозначений лежит сдвиг,
деформация при-вычных последовательностей, фактов или облика ве-щей.
Сдвиг, деформация, сюжетный трюк,
Монтажный контраст-вообще насы-щенность изображений сверхзначениями -
становятся привычными, ожидаемыми и теряют информативность. В этих
условиях возвращение к "простому" изображе-нию, "очищенному" от
Ассоциаций, утверждение, что предмет не означает ничего, кроме самого
Себя, отказ от деформированных съемок и резких монтажных при-емов
Становится неожиданным, то есть значимым. В зависимости от того, в каком
Направлении идет худо-жественное развитие эпохи, стремится ли
|
|
Кинемато-граф к максимальной кинематографичности или ори-ентируется на
Прорыв из мира искусства в сферу непо-средственной жизни, разные
Элементы киноязыка будут восприниматься как значимые.
Поскольку, как мы уже отмечали, значимый элемент - всегда нарушение
некоторого ожидания ("механизм различий"), слева мы будем давать
Нейтральную, ожидаемую, незначимую структуру,
А справа - значимое
ее нарушение. При этом мы будем исходить из некоторого условного
Зрителя, который ничего не знает о языке кино и ожидания которого
Продиктованы его бытовым опытом (ему естественно ждать, чтобы отражения предметов на экране вели себя так же, как эти знакомые ему предметы ведут себя в знакомом ему мире) или сформированы опытом искусств,пользовавшихся иконическими знаками до кинематографа: живописи, театра.
Для такого условного зрителя значимы будут только элементы, указанные в правой колонке. Но для зрителя, сформированного всей историей кино, само наличие бинарной оппозиции правой и левой колонок делает значимыми обе.
Немаркированный элемент
Естественная последова-тельность событий. Кадры следуют в порядке
Съемки.
Последовательные эпизоды механически соседствуют.
3. Общий план (нейтральная степень приближения).
Нейтральный ракурс (ось зрения параллельна уров-ню земли и
Перпендику-лярна экрану).
Нейтральный темп движе-ния.
Горизонт кадра паралле-лен естественному горизон-ту.
{22}
Съемка неподвижной ка-мерой.
Естественное движение кадров.
|
|
Недеформированная съемка кадра.