Добавочные значения - символические, метафорические

Метони-мические и пр.

В киноязыке присутствуют две тенденции.

Одна, основываясь на

Повторяемости элементов, бытовом или художественном опыте зрителей,

задает некоторую систему ожиданий;

Другая, нарушая в определенных

пунктах (но не разрушая!) эту систему ожиданий, вы-деляет в тексте

Семантические узлы. Следовательно, в основе кинозначений лежит сдвиг,

деформация при-вычных последовательностей, фактов или облика ве-щей.

Сдвиг, деформация, сюжетный трюк,

Монтажный контраст-вообще насы-щенность изображений сверхзначениями -

становятся привычными, ожидаемыми и теряют информативность. В этих

условиях возвращение к "простому" изображе-нию, "очищенному" от

Ассоциаций, утверждение, что предмет не означает ничего, кроме самого

Себя, отказ от деформированных съемок и резких монтажных при-емов

Становится неожиданным, то есть значимым. В зависимости от того, в каком

Направлении идет худо-жественное развитие эпохи, стремится ли

Кинемато-граф к максимальной кинематографичности или ори-ентируется на

Прорыв из мира искусства в сферу непо-средственной жизни, разные

Элементы киноязыка будут восприниматься как значимые.

Поскольку, как мы уже отмечали, значимый элемент - всегда нарушение

некоторого ожидания ("механизм различий"), слева мы будем давать

Нейтральную, ожидаемую, незначимую структуру,

А справа - значимое

ее нарушение. При этом мы будем исходить из некоторого условного

Зрителя, который ничего не знает о языке кино и ожидания которого

Продиктованы его бытовым опытом (ему естественно ждать, чтобы отражения предметов на экране вели себя так же, как эти знакомые ему предметы ведут себя в знакомом ему мире) или сформированы опытом искусств,пользовавшихся иконическими знаками до кинематографа: живописи, театра.

Для такого условного зрителя значимы будут только элементы, указанные в правой колонке. Но для зрителя, сформированного всей историей кино, само наличие бинарной оппозиции правой и левой колонок делает значимыми обе.

Немаркированный элемент

Естественная последова-тельность событий. Кадры следуют в порядке

Съемки.

Последовательные эпизоды механически соседствуют.

3. Общий план (нейтральная степень приближения).

Нейтральный ракурс (ось зрения параллельна уров-ню земли и

Перпендику-лярна экрану).

Нейтральный темп движе-ния.

Горизонт кадра паралле-лен естественному горизон-ту.

{22}

Съемка неподвижной ка-мерой.

Естественное движение кадров.

Недеформированная съемка кадра.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: