В кинематографе создается своеобразная, в семиоти-ческом отношении

ситуация:система, к которой при-менимо классическое определение языка,должна об-ладать замкнутым количеством повторяющихся зна-ков, которые накаждом уровне могут быть представ-лены как пучки еще более ограниченногочисла диф-ференциальных признаков.

0дновременно поняие кинознака наталкивается еще на одну трудность: если в некоторых фильмах (например, С. Эйзенштейна) лента отчетливо чле-нится

на дискретные значимые единицы - знаки, то в других перед нами -

непрерывное изображение, чле-нение которого на дискретные единицы всегда

произ-водит впечатление искусственной операции. Но если нет дискретных

единиц, то нет и знаков. А может ли быть знаковая система без знаков?

Сам вопрос кажется парадоксальным. Ответ на него нам придется дать не

прямо, а прибегнуть к некоторому обходному рассуждению, в результате

которого, возможно, будет уточнена самая постановка вопроса.

*"В языке все сводится к различиям, но также все сводится к сочетаниям". Фердинанд де Соссюр. Курс общей лингвистики. М., Соцэкгиз, 1933, стр.

125.

ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ. ПРИРОДА КИНОПОВЕСТВОВАНИЯ

Кинематограф по своей природе - рассказ, повест-вование. Далеко не

Случайно на заре кинематографии, в 1894 году, ее идея была

сформулирована в патенте Уильяма Пола и Г. Уэллса следующим образом:

"Рас-сказывать истории при помощи демонстрации движу-щихся картин".(*) В

основе всякого повествования лежит акт коммуникации. Он подразумевает:

1. Передающего информацию (адресанта);

2. Принимающего инфор-мацию

(адресата);

3. Канал связи между ними, в качестве которого могут

выступать все структуры, обеспечивающие коммуникацию, - от телефонного

провода до естественного языка, системы обычаев, норм искусства или

суммы культурных памятников;

4. Сообщение (текст). Классическая схема

коммуни-кационного акта была дана Р. Якобсоном. (**)

КОНТЕКСТ

СООБЩЕНИЕ

АДРЕСАНТ --------------------- АДРЕСАТ

КОНТАКТ

КОД

Рассмотрим две ее разновидности:

АДРЕСАНТ => ПИСЬМО => АДРЕСАТ;

АДРЕСАНТ => КАРТИНА => АДРЕСАТ.

В определенном смысле оба случая равнозначны: оба они представляют собой акт коммуникации, в обоих происходит передача информации, которая кодируется отправителем некоторого текста и декодируется (48)

Получателем. И письмо, и картина представляет собой текст, сообщение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: