ситуация:система, к которой при-менимо классическое определение языка,должна об-ладать замкнутым количеством повторяющихся зна-ков, которые накаждом уровне могут быть представ-лены как пучки еще более ограниченногочисла диф-ференциальных признаков.
0дновременно поняие кинознака наталкивается еще на одну трудность: если в некоторых фильмах (например, С. Эйзенштейна) лента отчетливо чле-нится
на дискретные значимые единицы - знаки, то в других перед нами -
непрерывное изображение, чле-нение которого на дискретные единицы всегда
произ-водит впечатление искусственной операции. Но если нет дискретных
единиц, то нет и знаков. А может ли быть знаковая система без знаков?
Сам вопрос кажется парадоксальным. Ответ на него нам придется дать не
прямо, а прибегнуть к некоторому обходному рассуждению, в результате
которого, возможно, будет уточнена самая постановка вопроса.
*"В языке все сводится к различиям, но также все сводится к сочетаниям". Фердинанд де Соссюр. Курс общей лингвистики. М., Соцэкгиз, 1933, стр.
|
|
125.
ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ. ПРИРОДА КИНОПОВЕСТВОВАНИЯ
Кинематограф по своей природе - рассказ, повест-вование. Далеко не
Случайно на заре кинематографии, в 1894 году, ее идея была
сформулирована в патенте Уильяма Пола и Г. Уэллса следующим образом:
"Рас-сказывать истории при помощи демонстрации движу-щихся картин".(*) В
основе всякого повествования лежит акт коммуникации. Он подразумевает:
1. Передающего информацию (адресанта);
2. Принимающего инфор-мацию
(адресата);
3. Канал связи между ними, в качестве которого могут
выступать все структуры, обеспечивающие коммуникацию, - от телефонного
провода до естественного языка, системы обычаев, норм искусства или
суммы культурных памятников;
4. Сообщение (текст). Классическая схема
коммуни-кационного акта была дана Р. Якобсоном. (**)
КОНТЕКСТ
СООБЩЕНИЕ
АДРЕСАНТ --------------------- АДРЕСАТ
КОНТАКТ
КОД
Рассмотрим две ее разновидности:
АДРЕСАНТ => ПИСЬМО => АДРЕСАТ;
АДРЕСАНТ => КАРТИНА => АДРЕСАТ.
В определенном смысле оба случая равнозначны: оба они представляют собой акт коммуникации, в обоих происходит передача информации, которая кодируется отправителем некоторого текста и декодируется (48)
Получателем. И письмо, и картина представляет собой текст, сообщение.