Театральный текст делится на

сегменты, отгороженные один от другого антрактами и занавесом, -

действия. Здесь сегментация явная, выраженная перерывами в

художественном времени. Современный кинематограф, с того момента как он

освободился от театрального языка и выработал свой собственный, такого

разделения не знает (исключение составляет лишь членение кинотекста на

серии; даже если серии демонстрируются подряд, повторяющиеся в начале

каждой новой серии титры привносят перерыв времени художественного

повествования, аналогичный антракту).

Аналогия с членением киноповествования здесь прямая. Сыгранная жизнь (в интересующем нас аспекте) отличается от подлинной жизни ритмической

расчлененностью. Эта ритмическая расчлененность составляет основу

деления текста кино на кадры. Вместе с тем, такая расчлененность имеет

скрытый, спонтанный характер. Только с того момента, как кино положило в основу своего художественного языка монтаж, (35) членение на кадры стало осознанным элементом, без которого создатели фильма не могут строитьсвое сообщение, а аудитория - восприятие. Однако монтаж играет в "языкекино" столь большую роль, что ему следует посвятить специальное рассуждение.

Итак, во времени кадр отделен от последующего я предшествующего, и стык

Их образует особый, присущий, в первую очередь, именно кино, монтажный

эффект.

Мы можем дать кадру различные определения: "минимальная единица

монтажа", "основная единица композиции киноповествования", "единство

внутрикадровых элементов", "единица кинозначения".

Сочетание утверждений: "Кадр - одно из основных понятий киноязыка" и

"Точное определение кадра вызывает известные затруднения" - может

прозвучатн обескураживающе.

на место "кадр" - "слово". Совпадение это не случайно:

природа основных структурных элементов раскрывается не в описании их

стати. ческой материальности, а через функциональную соотнесенность их с

целым. Раскрывая функции кадра, мы получим и наиболее полное его

Определение. Одна из основных функций кадра - иметь значение.

этой иерархии смыслов кадр - и здесь

снова напрашивается аналогия со словом - основной носитель значений

киноязыка. Семантическое отношение - отношение знака к обозначаемому им явлению - здесь наиболее подчеркнуто.

Но кадр отграничен не только во временной последовательности.

Пространственно кадр имеет границей- для авторов - края пленки, для


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: