сегменты, отгороженные один от другого антрактами и занавесом, -
действия. Здесь сегментация явная, выраженная перерывами в
художественном времени. Современный кинематограф, с того момента как он
освободился от театрального языка и выработал свой собственный, такого
разделения не знает (исключение составляет лишь членение кинотекста на
серии; даже если серии демонстрируются подряд, повторяющиеся в начале
каждой новой серии титры привносят перерыв времени художественного
повествования, аналогичный антракту).
Аналогия с членением киноповествования здесь прямая. Сыгранная жизнь (в интересующем нас аспекте) отличается от подлинной жизни ритмической
расчлененностью. Эта ритмическая расчлененность составляет основу
деления текста кино на кадры. Вместе с тем, такая расчлененность имеет
скрытый, спонтанный характер. Только с того момента, как кино положило в основу своего художественного языка монтаж, (35) членение на кадры стало осознанным элементом, без которого создатели фильма не могут строитьсвое сообщение, а аудитория - восприятие. Однако монтаж играет в "языкекино" столь большую роль, что ему следует посвятить специальное рассуждение.
|
|
Итак, во времени кадр отделен от последующего я предшествующего, и стык
Их образует особый, присущий, в первую очередь, именно кино, монтажный
эффект.
Мы можем дать кадру различные определения: "минимальная единица
монтажа", "основная единица композиции киноповествования", "единство
внутрикадровых элементов", "единица кинозначения".
Сочетание утверждений: "Кадр - одно из основных понятий киноязыка" и
"Точное определение кадра вызывает известные затруднения" - может
прозвучатн обескураживающе.
на место "кадр" - "слово". Совпадение это не случайно:
природа основных структурных элементов раскрывается не в описании их
стати. ческой материальности, а через функциональную соотнесенность их с
целым. Раскрывая функции кадра, мы получим и наиболее полное его
Определение. Одна из основных функций кадра - иметь значение.
этой иерархии смыслов кадр - и здесь
снова напрашивается аналогия со словом - основной носитель значений
киноязыка. Семантическое отношение - отношение знака к обозначаемому им явлению - здесь наиболее подчеркнуто.
Но кадр отграничен не только во временной последовательности.
Пространственно кадр имеет границей- для авторов - края пленки, для