И тому, в котором

Не усматриваем монтажа. Киноязык строится как механизм

"рассказывания историй при помощи демон-страции движущихся картин" – он по природе повествователен. Но между киноповествованием и монтажом

Оказывается глубокая внутренняя связь.

Сопоставление элементов может быть двух родов:

Оба сопоставляемых

Элемента на семантическом или логическом уровнях отождествляются, про

них можно сказать: "Это одно и то же". Однако представ-ляя один и тот же денотат (объект, явление, вещь из мира внетекстовой действительности),они дают его в различных модусах;

Оба сопоставляемых элемента

Представляют различные денотаты в одинаковых моду-сах. Применительно к

Фактам языка, этой классифи-кации будут соответствовать повторы одной и той же лексемы (слова) в различных грамматических кате-гориях и повторы одной и той же грамматической ка-тегории в разных словах.

Если

Представить заглавными буквами семантическое значение знака (его

отношение к объекту), а строчными - грамматическое {его отношение к

другим знакам), то мы получим следующие схемы:

Аа Аа

Ав Ва

Ас Са

В первом случае, применительно к кинематографии, мы можем говорить о

Едином объекте фотографирова-ния и смене места в кадре, освещения,

ракурса или плана, во втором - об одинаковом месте, ракурсе, плане или

Освещении различных объектов. Примером Первого будут кадры

"Броненосце Потемкине" ("пушки"), второго - там же (студент, казак, учительница).

Однако художественный повтор отличается от не-художественного тем, что

Отождествление или проти-вопоставление дается здесь ценой некоторого -

Иногда очень значительного - усилия, в том числе и эмоцио-нального.

Глубины смысла открываются в результате (74) перестройки представлений -

Одинаковое оказывается различным и наоборот. Кроме того, формальное и

Со-держательное (модус и объект), столь четко разделяе-мые в логике, в

Художественном тексте одновременно разделяются и меняются местами. Так,

Рот, открытый в крике, сам по себе, не модус, а объект. Но при

Сопоставлении этих трех кадров он выступает как грамматический


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: