Не усматриваем монтажа. Киноязык строится как механизм
"рассказывания историй при помощи демон-страции движущихся картин" – он по природе повествователен. Но между киноповествованием и монтажом
Оказывается глубокая внутренняя связь.
Сопоставление элементов может быть двух родов:
Оба сопоставляемых
Элемента на семантическом или логическом уровнях отождествляются, про
них можно сказать: "Это одно и то же". Однако представ-ляя один и тот же денотат (объект, явление, вещь из мира внетекстовой действительности),они дают его в различных модусах;
Оба сопоставляемых элемента
Представляют различные денотаты в одинаковых моду-сах. Применительно к
Фактам языка, этой классифи-кации будут соответствовать повторы одной и той же лексемы (слова) в различных грамматических кате-гориях и повторы одной и той же грамматической ка-тегории в разных словах.
Если
Представить заглавными буквами семантическое значение знака (его
|
|
отношение к объекту), а строчными - грамматическое {его отношение к
другим знакам), то мы получим следующие схемы:
Аа Аа
Ав Ва
Ас Са
В первом случае, применительно к кинематографии, мы можем говорить о
Едином объекте фотографирова-ния и смене места в кадре, освещения,
ракурса или плана, во втором - об одинаковом месте, ракурсе, плане или
Освещении различных объектов. Примером Первого будут кадры
"Броненосце Потемкине" ("пушки"), второго - там же (студент, казак, учительница).
Однако художественный повтор отличается от не-художественного тем, что
Отождествление или проти-вопоставление дается здесь ценой некоторого -
Иногда очень значительного - усилия, в том числе и эмоцио-нального.
Глубины смысла открываются в результате (74) перестройки представлений -
Одинаковое оказывается различным и наоборот. Кроме того, формальное и
Со-держательное (модус и объект), столь четко разделяе-мые в логике, в
Художественном тексте одновременно разделяются и меняются местами. Так,
Рот, открытый в крике, сам по себе, не модус, а объект. Но при
Сопоставлении этих трех кадров он выступает как грамматический