Этой связи структурной цепочки, образующей текст, составляет основу

Всякого повествования.

Однако именно синтагматический аспект раскрывает

Наиболее глубинные различия между художественным и нехудожественным

Повествова-нием.

Повествовательный нехудожественный текст может быть рассмотрен как

иерархия синтагматических структур. Закономерности последовательности

фонем, морфо-грамматических элементов, частей предложения, предложений и

сверхфразовых единств могут быть рассмотрены для каждого случая отдельно как вполне самостоятельная проблема. При этом каждый уровень имеет

вполне самостоятельную имманентную организацию. Одновременно каждый

низший уровень по отношению к следующему за ним более высокому будет

выглядеть как формальный, а этот более высокий выступит в качестве его

содержания. Так, если мы рассматриваем уровень последовательности морфем

В тексте, фонемная структура будет выступать перед нами как чисто

Формальное построение, содержанием которого окажется развертывание

грамматически значимых элементов. Для сюжетного построения

нехудожественного типа вся сумма фонологических, грамматических,

Лексических и синтаксических (в пределах предложения) упорядоченностей

Оказывается формальной. В качестве содержательного, то есть значи-мого,выступает последовательность сообщений на фразовом и суперфразовом уровне.

Как только мы переходим к художественному повествованию, все эти

Закономерности оказываются смещенными.

Дело в том, что в нехудожественном повествовании организация планов

Выражения и содержания строится так, что первый подвергается предельной

Автома-тизации: он не несет информации, представляя со-бой выполнение

Заранее известных закономерностей. (87) Предполагается, что слушающий

Рассказ на русском языке, получая информацию об определенных собы-тиях,о самом языке никакой информации не получает. Язык сообщения дан обоим участникам коммуникации заранее. Пользование им настолько

Автоматизировано, что, при правильном употреблении языка, он дела-ется

абсолютно незаметным, "прозрачным" для инфор-мации.

Между тем в художественном сообщении самый язык несет информацию. Выбор

того или иного вида организации текста оказывается непосредственно

зна-чимым для всего объема передаваемой информации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: