накладываются дополнительные по отношению к нормам языка огра-ничения:
ритмические, рифменные и многочисленные другие. Однако, если бы все эти
структурные инерции, з аданные уже в начале текста, неукоснительно
Реали-зовывались на всем его протяжении, художественное построение стало бы насквозь автоматизированным и не смогло бы быть носителем информации.
Для того, чтобы этого не произошло, художественный текст строится как
взаимодействие противонаправленных структур, из которых одни выполняют
автоматизирующую функцию, вводя ряды ритмических упо-рядоченностей, а
другие - деавтоматизируют структуру, нарушая инерцию ожидания и
обеспечивая сис-теме высокую непредсказуемость.
.
На уровне повествования это проявляется в том, что если синтагматика
Нехудожественного текста -это последовательность однородных элементов,
То синтаг-матика художественного - последовательность разно-родных
элементов. Композиция художественного текста строится как
последовательность функционально разнородных элементов, как
Последовательность струк-турных доминант разных уровней.
Представим себе, что, анализируя ту или иную кино-ленту, мы можем
составить структурное описание величины планов, показав композиционную
Организо-ванность их смены. Ту же работу мы можем сделать относительно
Последовательности ракурсов, замедленности и ускоренности кадров,
структуры персонажей, системы звукового сопровождения и т. п.
Однако в реальном функционировании текста куски, снятые укрупненным
планом, будут сменяться не только противоположными, но и такими, где
основным носителем значения будет ракурс. Но и план в этот момент не
исчезнет, а останется как почти неощутимый художе-ственный фон. (*)
Художественный текст говорит с нами не одним голосом, а как
Сложно-полифонически по-строенный хор. Сложно организованные частные
Сис-темы пересекаются, образуя последовательность семантически
Доминантных моментов.
Если в нехудожественном повествовании языковые последовательности к
Сюжету отношения не имеют - эти два пласта организуются совершенно
Имманент-ными структурами, то в искусстве элемент, принадле-жащий
Нарративному языку, и элемент высшего ком-позиционного уровня могут быть соположены в еди-ную последовательность, образуя единый монтажный
эффект. Так, в кинематографе целое событие и незна-чительная, но снятая крупным планом деталь могут быть соположены как равноправные монтажные эле-менты.
Киноповествование - это, прежде всего, повествование. И, хотя это может показаться парадоксальным, именно потому, что рассказ в данном случае строится не из слов, а из последовательности иконических зна-ков, в нем наиболее ярко обнаруживаются некоторые глубинные закономерности всякого нарративного тек-ста.