В связи с этим установка на художественность сооб-щения будет создаватьзаведомо противоречивую ситуацию: с одной стороны, на текст

накладываются дополнительные по отношению к нормам языка огра-ничения:

ритмические, рифменные и многочисленные другие. Однако, если бы все эти

структурные инерции, з аданные уже в начале текста, неукоснительно

Реали-зовывались на всем его протяжении, художественное построение стало бы насквозь автоматизированным и не смогло бы быть носителем информации.

Для того, чтобы этого не произошло, художественный текст строится как

взаимодействие противонаправленных структур, из которых одни выполняют

автоматизирующую функцию, вводя ряды ритмических упо-рядоченностей, а

другие - деавтоматизируют структуру, нарушая инерцию ожидания и

обеспечивая сис-теме высокую непредсказуемость.

.

На уровне повествования это проявляется в том, что если синтагматика

Нехудожественного текста -это последовательность однородных элементов,

То синтаг-матика художественного - последовательность разно-родных

элементов. Композиция художественного текста строится как

последовательность функционально разнородных элементов, как

Последовательность струк-турных доминант разных уровней.

Представим себе, что, анализируя ту или иную кино-ленту, мы можем

составить структурное описание величины планов, показав композиционную

Организо-ванность их смены. Ту же работу мы можем сделать относительно

Последовательности ракурсов, замедленности и ускоренности кадров,

структуры персонажей, системы звукового сопровождения и т. п.

Однако в реальном функционировании текста куски, снятые укрупненным

планом, будут сменяться не только противоположными, но и такими, где

основным носителем значения будет ракурс. Но и план в этот момент не

исчезнет, а останется как почти неощутимый художе-ственный фон. (*)

Художественный текст говорит с нами не одним голосом, а как

Сложно-полифонически по-строенный хор. Сложно организованные частные

Сис-темы пересекаются, образуя последовательность семантически

Доминантных моментов.

Если в нехудожественном повествовании языковые последовательности к

Сюжету отношения не имеют - эти два пласта организуются совершенно

Имманент-ными структурами, то в искусстве элемент, принадле-жащий

Нарративному языку, и элемент высшего ком-позиционного уровня могут быть соположены в еди-ную последовательность, образуя единый монтажный

эффект. Так, в кинематографе целое событие и незна-чительная, но снятая крупным планом деталь могут быть соположены как равноправные монтажные эле-менты.

Киноповествование - это, прежде всего, повествование. И, хотя это может показаться парадоксальным, именно потому, что рассказ в данном случае строится не из слов, а из последовательности иконических зна-ков, в нем наиболее ярко обнаруживаются некоторые глубинные закономерности всякого нарративного тек-ста.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: