законо-мерностей текста или нашего сознания вообще. Сообщение "Иван
ходит по полу" в бытовой ситуации не представляет собой свернутого
сюжета, а "Иван ходит по стене" или "Иван ходит по потолку" -
Представляет. Однако существенно не изолированное и абстрактное
Понятие события, а его соотнесение с окружающими его контекстными
Структурами: рассказ о канатном плясуне, не ходящем по канату, столь же содержателен в сюжетном отношении, что и сообщение об обычном человеке,пробежавшем по канату. Новелла об артисте цирка, сломавшем ногу и невыступающем на арене, будет столь же сюжетна, как и рассказ о молодой девушке, случайно попавшей на съемочную площадку и вдруг сделавшейся кинозвездой, хотя в одном случае событие будет заключаться в том, что определенное действие не совершается, а в другом - совершается.
Художественный текст живет в поле двойного напряжения: с одной стороны,
Он проецируется на некоторые типовые ожидания последовательностей
|
|
элементов в тексте, с другой - на такое же ожидание в жизни.
Герой
Волшебной сказки с помощью чудесного средства совершает невозможный
подвиг. Это событие вполне согласуется с нашим понятием "сюжет
волшебной сказки", но резко расходится с нашим предсталением о нормах
житейского опыта. "Естественное" в одном ряду, сюжетное событие
оказывается "странным" в другом.
Герой чеховской драмы не совершает
"необычных" поступков, ведет на сцене обычную и обыденную жизнь. Это
вполне согласуется с нашим понятием "так бывает", но резко расходится с
Представлением о законах театрального зрелища.
Совпадение с одним
Рядом закономерностей художественно активно при расхождении с другим.
Однако в зависимости от того, к какому из этих рядов тяготеет текст,
Возникает различный эстетический эффект. Кинематограф как искусство
совершенно иначе, чем литература, относится к проблеме
достоверности. Известно изречение Козьмы Пруткова: "Если на клетке
слона прочтешь надпись: "буйвол", - не верь глазам своим". Комизм афоризма основывается на абсурдном предположении, что отношение
Слова и обозначаемого им предмета более исконно и незыблемо, чем этого
Же предмета и его зримого облика.
Из этого делается вывод, что надпись