Случай, противоречащий какой-либо из основных классификационных

законо-мерностей текста или нашего сознания вообще. Сообщение "Иван

ходит по полу" в бытовой ситуации не представляет собой свернутого

сюжета, а "Иван ходит по стене" или "Иван ходит по потолку" -

Представляет. Однако существенно не изолированное и абстрактное

Понятие события, а его соотнесение с окружающими его контекстными

Структурами: рассказ о канатном плясуне, не ходящем по канату, столь же содержателен в сюжетном отношении, что и сообщение об обычном человеке,пробежавшем по канату. Новелла об артисте цирка, сломавшем ногу и невыступающем на арене, будет столь же сюжетна, как и рассказ о молодой девушке, случайно попавшей на съемочную площадку и вдруг сделавшейся кинозвездой, хотя в одном случае событие будет заключаться в том, что определенное действие не совершается, а в другом - совершается.

Художественный текст живет в поле двойного напряжения: с одной стороны,

Он проецируется на некоторые типовые ожидания последовательностей

элементов в тексте, с другой - на такое же ожидание в жизни.

Герой

Волшебной сказки с помощью чудесного средства совершает невозможный

подвиг. Это событие вполне согласуется с нашим понятием "сюжет

волшебной сказки", но резко расходится с нашим предсталением о нормах

житейского опыта. "Естественное" в одном ряду, сюжетное событие

оказывается "странным" в другом.

Герой чеховской драмы не совершает

"необычных" поступков, ведет на сцене обычную и обыденную жизнь. Это

вполне согласуется с нашим понятием "так бывает", но резко расходится с

Представлением о законах театрального зрелища.

Совпадение с одним

Рядом закономерностей художественно активно при расхождении с другим.

Однако в зависимости от того, к какому из этих рядов тяготеет текст,

Возникает различный эстетический эффект. Кинематограф как искусство

совершенно иначе, чем литература, относится к проблеме

достоверности. Известно изречение Козьмы Пруткова: "Если на клетке

слона прочтешь надпись: "буйвол", - не верь глазам своим". Комизм афоризма основывается на абсурдном предположении, что отношение

Слова и обозначаемого им предмета более исконно и незыблемо, чем этого

Же предмета и его зримого облика.

Из этого делается вывод, что надпись


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: