место прямо противоположное: отношение "слово - вещь" воспринимается как условное, поэтому допускается, что слово может быть н истинным и
ложным. Отношение "вещь - ее зримый облик" (ибо фотография, в отличие
От рисунка, воспринимается не как иконический знак вещи, а как она сама,се види-мый облик) естественно считать настолько органичным, что
Никакое искажение здесь не может подразумеваться. Таким образом,
Представление об истинности повествования, недопустимость самой мысли о
его "выдуманности" лежит в основе кинорассказа. Это всегда придает,
Между прочим, интересу к кинематографу, то в большей, то в меньшей
Степени, сходство с тем интересом, который вызывают у зрителей уличные
Катастрофы, происшествия, несчастные случаи, то есть сюжеты, порожденные
Самой жизнью, - нарушения устойчивых закономерностей в самой реальности,
А не в ее художественном образе.
То, что кино вызывает у зрителя такое ощущение достоверности, которое
|
|
Совершенно недоступно никаким другим искусствам и может равняться лишь
С переживаниями, вызываемыми непосредственными жизненными
впечатлениями, -- бесспорно. Очевидна и выгода этого для силы
художественного впечатления. Менее привлекает обычно внимание другая
Сторона вопроса: трудности, которые создаются этими же свойствами на
Пути искусства.
Если ограничиться проблемами, связанными с сюжетом, то станет
Необходимо в этой же связи подчеркнуть зависимость сюжетности от
Способности повествователя менять определенные элементы своего
Рассказа по своему усмотрению. Именно потому, что сюжетное событие
- нарушение конструкции мира, оно может произойти или не произойти
(предполага-ется, что оно происходит редко или однократно) и произойти
Несколькими способами. В случае, если описываемое происшествие
Происходит всегда или даже достаточно часто, оно принадлежит уже самой
Конструкции мира, и повествование теряет сюжетность. Не случайно,
Сюжетность зарождается в жанрах, где герой получает условную,
Значительно большую, чем в реальной жизни, свободу относительно
Обстоятельств - в путешествиях, фантастике и детективе. Возможность
Героя перемещаться - в пространстве, (относительно определенных мест и
Ландшафтов, в социальном мире - относительно определенного
Общественного окружения и общественных условий, морально -
Относительно прошлых состояний его собственного характера и т.д.-
Является непременным условием сюжетности. Киногерой, такой, каким его