Первый и третий уровни

более принадлежат плану выражения, а второй и четвертый - плану

содержания (нужно ли оговаривать, что "содержание" здесь понимается в

Лингвистическом, а не в принятом в эстетике значении термина и что язык в искусстве всегда категория содержательная?). Применительно к анализу

Киноповествования это будет означать, что первый и третий уровни несут

Основную нагрузку собственно кинематографической нарративности, в то

время как второй и четвертый однотипны с "литературностью" и шире - с

Повествовательностью в общекультурном смысле.

Так, эпизод и сюжет можно пересказать словами, сцепление кадров или эпизодов –

Монтаж – легче показать или описать средствами научного метаязыка. Конечно, это

Противопоставление условно, поскольку искусство устанавливает законы

Чаще всего для того, чтобы сделать значимым их нарушение

Последнее замечание подводит нас к еще одной проблеме.

Не всякий уровень

Или элемент, наличествующий в системе, присутствует в тексте.

Присутствие в системе при отсутствии в тексте воспринимается как

значимое отсутствие. Это следует помнить при решении так называемой

проблемы бессюжетности. Бессюжетность там, где структура зрительского

Ожида-ния включает сюжет, не есть отсутствие, сюжета, а представляет

Собой негативную его реализацию, художественно активное напряжение

между системой и текстом. Спор о том, что лучше - острый сюжет или его

Отсутствие - беспредметен в такой же мере, в какой он беспредметен

относительно любого художественного принципа.

Оценке подлежит не тот

или иной структурный момент (и тем более "прием"), а функциональное

Отношение его к художественной целостно-сти текста и создаваемому

Автором художественному образу мира.

Итак, мы получили для структуры повествовательного кинотекста четыре

Уровня, два из которых можно определить как монтажные, а два - как

Фразовые.

Теория монтажного построения киноповествования принадлежит к

Наиболее разработанным аспектам науки о кинематографе.

Мы уже отмечали, что сюжетный уровень более "литературен", чем

Монтажные.

Однако есть ли специфика у киносюжета? Развивается ли

сюжет в кино иначе, чем определяемый при пересказе теми же словами

некинематографический сюжет?

Мы уже отмечали, что в основе всякого сюжета лежит событие, некоторый


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: