более принадлежат плану выражения, а второй и четвертый - плану
содержания (нужно ли оговаривать, что "содержание" здесь понимается в
Лингвистическом, а не в принятом в эстетике значении термина и что язык в искусстве всегда категория содержательная?). Применительно к анализу
Киноповествования это будет означать, что первый и третий уровни несут
Основную нагрузку собственно кинематографической нарративности, в то
время как второй и четвертый однотипны с "литературностью" и шире - с
Повествовательностью в общекультурном смысле.
Так, эпизод и сюжет можно пересказать словами, сцепление кадров или эпизодов –
Монтаж – легче показать или описать средствами научного метаязыка. Конечно, это
Противопоставление условно, поскольку искусство устанавливает законы
Чаще всего для того, чтобы сделать значимым их нарушение
Последнее замечание подводит нас к еще одной проблеме.
Не всякий уровень
Или элемент, наличествующий в системе, присутствует в тексте.
|
|
Присутствие в системе при отсутствии в тексте воспринимается как
значимое отсутствие. Это следует помнить при решении так называемой
проблемы бессюжетности. Бессюжетность там, где структура зрительского
Ожида-ния включает сюжет, не есть отсутствие, сюжета, а представляет
Собой негативную его реализацию, художественно активное напряжение
между системой и текстом. Спор о том, что лучше - острый сюжет или его
Отсутствие - беспредметен в такой же мере, в какой он беспредметен
относительно любого художественного принципа.
Оценке подлежит не тот
или иной структурный момент (и тем более "прием"), а функциональное
Отношение его к художественной целостно-сти текста и создаваемому
Автором художественному образу мира.
Итак, мы получили для структуры повествовательного кинотекста четыре
Уровня, два из которых можно определить как монтажные, а два - как
Фразовые.
Теория монтажного построения киноповествования принадлежит к
Наиболее разработанным аспектам науки о кинематографе.
Мы уже отмечали, что сюжетный уровень более "литературен", чем
Монтажные.
Однако есть ли специфика у киносюжета? Развивается ли
сюжет в кино иначе, чем определяемый при пересказе теми же словами
некинематографический сюжет?
Мы уже отмечали, что в основе всякого сюжета лежит событие, некоторый