Уровневая дифференциация

Совершенно очевидно, что наитруднейшие вопросы, которые встают перед учителем, взявшим курс на дифференциацию и индивидуализацию обучения, это вопросы о том, как дифференцировать детей: по каким критериям выделять их особенности, каким образом определять тот начальный, стартовый уровень развития, от которого нужно отталкиваться в организации процесса обучения. А также какие направления в работе с определенными детьми будут наиболее важны.

Психологических оснований дифференциации обучения много. Учесть их все практически нереально. Каким же образом можно выйти из создавшейся ситуации? Я предлагаю использовать педагогические основания, то есть определить, как те или иные психологические и психофизические качества индивида отражаются на деятельности ученика на уроке, и исходя из этого строить свою работу. Одним из таких оснований является индивидуальный способ учения школьников, который рассматривается как комплексная характеристика, включающая значимые для развития личности и усвоения знаний индивидуальные особенности школьников. Он позволяет решить задачу повышения эффективности процесса обучения именно за счет индивидуальных возможностей учащихся.

Индивидуальный способ учения складывается из следующих компонентов:

1. широких познавательных интересов школьников;

2. особенностей учебной деятельности:
· предпочитаемые виды учебных занятий;
· предпочитаемые способы работы с учебным материалом;
· особенности усвоения учебного материала;
· предпочитаемые виды учебной деятельности;

3. особенностей взаимодействия в учебной группе, места учащегося в ней; взаимодействия с учителями в процессе учебно-познавательной деятельности, значимых для процесса учения характеристик субъектного опыта ученика.

Для учета индивидуальных способов учения школьника можно использовать матрицу где степень предпочтения тех или иных видов деятельности оценивается в баллах, например, от 1 до 5.

Использование такой матрицы позволяет проектировать урок по нескольким наиболее значимым как содержательным, так и процессуальным. Если вы посмотрите на строчки, то сразу увидите, для кого из учеников предполагаемая работа может оказаться сложной, а кто может выступать в качестве консультанта, помощника учителя. Возможно, следует организовать работу в парах, а возможно, почти все ученики лучше усвоят предлагаемый материал при работе с текстом, но некоторых следует объединить в проблемные группы для совместного творческого поиска. Вариантов очень много, и это многообразие позволяет найти место на уроке для каждого.

Для определения особенностей работы учащихся в группе следует отметить такие характеристики, как его роль в коллективе, отношение к учебному материалу, к организации работ. Рассматривая особенности взаимодействия с учителями, можно обратить внимание на то, насколько легко ученик идет на сотрудничество, в каком качестве воспринимает он учителя, какую форму обращения предпочитает, в каком виде следует высказывать ему похвалу или неодобрение.

Учет индивидуального способа учения – одно из приоритетных направлений организации учебно-познавательной деятельности, позволяющее повысить качество учебного процесса в школе. Однако он требует значительных изменений в процессе обучения. Так проведенные исследования учащихся 5В класса показали, что полноценно усваивать информацию, полученную в ходе лекции, могут чуть 65%; 47% предпочитает творческие задания; 60% учащихся наиболее эффективно работают в малой группе. Следовательно, возникает потребность в вариативной, индивидуализированной организации содержания образования и всего обучения в целом.

Следующий пример внутренней дифференциации обучения поможет наметить “водораздел” между двумя обозначенными подходами: индивидуальным и личностным. Речь идет о внутренней дифференциации, выделении в пределах класса таких групп, которые выполняют разные (по какому-либо критерию) задания. В нашем примере мы возьмем группы с разными уровнями усвоения (обученности).

Первая группа выполняет задания на уровне воспроизведения, вторая группа работает на продуктивном уровне, третья группа – на творческом уровне.

Состав сформированных групп меняется на протяжении обучения. Своевременная диагностика успехов ученика позволяет гибко менять состав групп. Это создает возможность строить процесс обучения на оптимальном уровне трудности.

Работа с учащимися каждой из трех групп имеет свою специфику. Ученикам, входящим в третью группу, предоставлена наибольшая самостоятельность. Они получают трудные, но интересные задания, направленные как на усвоение изучаемого материала, так и на расширение и творческое применение знаний. Карточки составляются таким образом, чтобы ученики, выполняя необходимый для усвоения нового материала объем заданий, действовали не механически, а имели возможность уже на этапе первичного закрепления делать обобщения, выводы, сравнивать способы действия. Во второй группе работа направлена на развитие способностей, формирование навыков анализа и синтеза. Именно этим детям поручается задать вопросы классу перед изучением новой темы, сделать вывод на уроке, обобщить результаты работы. Совместно с учащимися третьей группы эти ребята привлекаются к объяснению нового материала, им предлагаются карточки, содержащие задания творческого характера. Ученики первой группы нуждаются в постоянном текущем повторении и закреплении полученных знаний. Анализируя уровень знаний, умений и навыков учащихся этой группы, предлагаю им задания, восполняющие пробелы в знаниях и облегчающие усвоение нового материала.

В зависимости от целей и задач урока дифференцированная работа может применяться на различных его этапах.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: