Анализ рынка предполагает, прежде всего, определение изменения товарооборота и выяснения причин, оказавших влияние на товарооборот. К таким причинам, влияющим на изменение товарооборота, обычно относят, изменение цен на товар и изменение объёма продаж. В практическом анализе используют следующие индексы:
- индекс цен;
- индекс физического объёма продукции;
Товарооборот (объём продаж в стоимостном выражении) рассчитывают по формуле
Т = , руб.
где Т - товарооборот (объём продаж в стоимостном выражении), руб.;
Р - цена единицы продукции, руб./ед.;
Q - объём реализации в натуральном выражении, ед.
Индекс цен (I р) рассчитывают по формуле:
I р = ,
где Р0 - цена плановая (или цена в предыдущем, базисном периоде), руб./ед.;
Р 1 - цена в отчётном (или цена в текущем) периоде, руб./ед.;
Q 1 - объём реализации в натуральном выражении в текущем (отчётном) периоде, ед.;
Изменение товарооборота за счёт изменения цен;
Δ Т р = -
Индекс физического объёма продукции определяют по формуле
I Q = ,
где Q0 - объём реализации в натуральном выражении в предшествующем (базовом) периоде, ед.
Изменение товарооборота за счёт изменения физического объёма
Δ Т Q = -
Общий индекс изменение товарооборота за счёт изменения цен и объёма реализации определяется по формуле:
I трQ =
Общее изменение товарооборота за счёт изменения цены и изменения физического объёма определяется по формуле:
Δ Т рQ = - , руб.