Подраздел 6.7 Охрана здоровья матери и ребенка

Основные направления совершенствования оказания медицинской помощи женщинам и детям определены подпрограммой «Охрана здоровья матери и ребенка» Госпрограммы.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая
2012 г. № 598 «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения» необходимо обеспечить к 2018 году снижение младенческой смертности, в первую очередь за счет снижения ее в регионах с высоким уровнем данного показателя, до 7,5 на 1000 родившихся живыми.

За январь-декабрь 2014 г. в Российской Федерации младенческая смертность снизилась до 7,4 на 1000 родившихся живыми, на 9,8% (аналогичный период 2013 г. – 8,2 на 1000 родившихся живыми).

Снижение показателя младенческой смертности за январь-декабрь
2014 года отмечается во всех федеральных округах Российской Федерации.

В Центральном федеральном округе показатель младенческой смертности снизился с 7,6 до 6,5 на 1000 родившихся живыми, в Северо-Западном федеральном округе – с 6,2 до 5,8, в Южном федеральном округе – с 7,9 до 7,2, в Приволжском федеральном округе – с 7,5 до 7,2, в Уральском федеральном округе – с 7,4 до 6,4.

В Северо-Кавказском, Сибирском и Дальневосточном федеральных округах показатель младенческой смертности снизился с 12,3 до 11,9, с 8,5 до 7,8 и с 11,0 до 9,1 на 1000 родившихся живыми соответственно, но остался выше среднероссийского.

В Крымском федеральном округе показатель младенческой смертности составил 6,1 на 1000 родившихся живыми.

За январь-декабрь 2014 г. по сравнению с аналогичным периодом
2013 г. в 21 из 85 субъектов Российской Федерации произошел рост младенческой смертности.

Вместе с тем в 62 регионах наблюдается снижение младенческой смертности, в 2 регионах показатель остался на прежнем уровне.

Самые низкие показатели младенческой смертности (6,0 на 1000 родившихся живыми и ниже) зарегистрированы в Белгородской (5,7), Воронежской (5,6), Тамбовской (4,5), Ярославской (5,5), Кировской (4,5), Пензенской (5,7), Тюменской (5,7), Томской (4,9) областях, Краснодарском крае (5,6), г. Санкт-Петербурге (4,3), Чувашской Республике (4,4), республиках Коми (5,2), Мордовия (6,0), Ненецком автономном округе (5,6), Ханты-Мансийский автономном округе (4,5).

В Республике Крым показатель младенческой смертности за январь-декабрь 2014 г. составил 6,2 на 1000 родившихся живыми, в г. Севастополь – 5,8 на 1000 родившихся живыми.

«Неблагополучными» территориями Российской Федерации с показателями младенческой смертности 10,0 на 1000 родившихся живыми и выше за январь-декабрь 2014 г. являются: республики Дагестан (12,2), Ингушетия (14,7), Северная Осетия-Алания (10,3), Тыва (14,9), Чеченская Республика (15,5), Ставропольский (10,5), Камчатский (10,4) края, Чукотский автономный округ (22,3) и Еврейская автономная область (15,3).

За январь-декабрь 2014 г. по сравнению с аналогичным периодом
2013 г. в Центральном федеральном округе отмечен рост младенческой смертности в 2 из 18 субъектов Российской Федерации (в Костромской и Липецкой областях).

В Северо-Западном федеральном округе из 11 субъектов Российской Федерации в 3 отмечен рост младенческой смертности (Республика Карелия, Ленинградская и Калининградская области).

В Южном федеральном округе отмечен рост младенческой смертности в 3 из 6 субъектов Российской Федерации (республики Адыгея и Калмыкия, Астраханская область).

В Приволжском федеральном округе за январь-декабрь 2014 г. по сравнению с аналогичным периодом 2013 г. рост младенческой смертности отмечен в 5 из 14 субъектов Российской Федерации (республики Башкортостан и Марий Эл, Удмуртская Республика, Пензенская и Саратовская области).

В Уральском федеральном округе отмечен рост младенческой смертности в 1 из 6 субъектов Российской Федерации (Курганская область).

В Северо-Кавказском федеральном округе отмечен рост младенческой смертности в 3 из 7 субъектов Российской Федерации (Ставропольский край, республики Ингушетия и Северная Осетия-Алания).

В Сибирском федеральном округе из 12 субъектов Российской Федерации рост младенческой смертности отмечен в Красноярском крае.

В Дальневосточном федеральном округе из 9 субъектов Российской Федерации рост младенческой смертности отмечен в Камчатском крае и Сахалинской области.

В Крымском федеральном округе рост младенческой смертности отмечен в г. Севастополе.

По-прежнему ведущей причиной смертности детей первого года жизни являются отдельные состояния, возникающие в перинатальном периоде. Число детей, умерших от состояний, возникающих в перинатальном периоде
за январь-декабрь 2014 г., составило 6308 (аналогичный период 2013 г. – 6267 детей). На втором месте – врожденные аномалии (пороки развития), от которых за январь-декабрь 2014 г. умерло 3212 детей (аналогичный период 2013 г. – 3259). На третьем месте – прочие болезни – 1740 детей (2013 г. – 2020 детей). На четвертом месте – внешние причины смерти. За январь-декабрь 2014 г. от внешних причин умерло 780 детей (аналогичный период 2013 г. – 752 ребенка). На пятом месте - болезни органов дыхания. За январь-декабрь 2014 г. умерло 767 детей, за аналогичный период 2013 года – 782 ребенка.

В целях снижения показателя младенческой смертности Минздрав России проводит совместную работу с федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по следующим направлениям:

повышение квалификации медицинских работников (врачей – акушеров-гинекологов, врачей – неонатологов и врачей – анестезиологов-реаниматологов) в обучающих симуляционных центрах;

развитие трехуровневой системы оказания медицинской помощи и маршрутизации беременных, рожениц, новорожденных и детей в соответствии с порядками оказания медицинской помощи;

укрепление первичного звена здравоохранения, активизация работы по пропаганде здорового образа жизни, качественное проведение диспансеризации детского населения и, при необходимости, осуществление лечебно-оздоровительных мероприятий, осуществление вакцинации в соответствии с Национальным календарем профилактических прививок.

Вопросы качества оказания медицинской помощи матерям и детям находятся под постоянным контролем Министерства здравоохранения Российской Федерации.

Минздравом России ежемесячно с 85 субъектами Российской Федерации проводятся видеоселекторные совещания по разработке комплекса мер, направленных на повышение эффективности оказания медицинской помощи матерям и детям первого года жизни с учетом реальной ситуации в каждом регионе. На совещаниях подробно анализируются случаи младенческой смертности.

Ведущими федеральными учреждениями здравоохранения в области акушерства-гинекологии, неонатологии и педиатрии осуществляется взаимодействие с субъектами Российской Федерации, имеющими высокий показатель младенческой смертности, по проведению мониторинга оказания медицинской помощи матерям и детям, включая консультирование с использованием телемедицинских технологий, оказание организационно-методической и лечебной помощи, по разработке комплекса мер, направленных на снижение показателей младенческой смертности.

В субъектах Российской Федерации с высоким показателем младенческой смертности специалистами Минздрава России совместно с главными внештатными специалистами Минздрава России осуществляется мониторинг с выездом в регион.

Все субъекты Российской Федерации разработали региональные Планы по снижению младенческой смертности (далее – Планы).

Планами предусмотрены мероприятия, направленные на снижение числа случаев смерти детей в возрасте до 1 года, которые позволят достичь запланированного снижения показателя младенческой смертности в субъекте Российской Федерации и в целом по Российской Федерации:

мероприятия по информированию населения о необходимости ранней явки в женские консультации при беременности;

мероприятия, направленные на улучшение выявляемости врожденных аномалий развития;

мероприятия по информированию населения о необходимости родоразрешения в рекомендованных специалистами учреждениях (маршрутизация в соответствии с группой риска);

контроль органом управления здравоохранением за маршрутизацией беременных в соответствии с группами риска;

совершенствование навыков проведения первичной реанимации новорожденных.

В 2014 году в соответствии с Федеральным законом от 2 декабря 2013 года № 321-ФЗ «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» предусмотрены межбюджетные трансферты, передаваемые бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации на оплату медицинской помощи женщинам в период беременности, родов и в послеродовом периоде, а также профилактического медицинского осмотра ребенка в течение первого года жизни.

В бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации, согласно представленным заявлениям, было направлено 17 981 835,7 тыс. рублей (94,5% от утверждённого объема средств).

Указанные средства направлялись медицинскими организациями, оказывающими амбулаторно-поликлиническую помощь женщинам в период беременности, и медицинскими организациями, оказывающими стационарную помощь женщинам и новорожденным в период родов и послеродовой период, на оплату труда, а также на приобретение медицинского оборудования, инструментария, мягкого инвентаря, изделий медицинского назначения, медикаментов и дополнительного питания для беременных и кормящих женщин.

Вышеуказанные мероприятия позволили укрепить материально-техническую базу женских консультаций и родильных домов в целях улучшения качества оказания медицинских услуг женщинам в период беременности, родов и в послеродовом периоде.

В 2014 году оказаны услуги на амбулаторно-поликлиническом этапе – 1,7 млн женщин; в период родов и в послеродовый период – 1,8 млн женщин; по профилактическим медицинским осмотрам ребенка в течение первого года жизни – 2,3 млн услуг.

С целью повышения квалификации врачей акушеров-гинекологов, неонатологов, педиатров в 2014 году создано 4 новых обучающих симуляционных центра на базе государственных бюджетных образовательных учреждений высшего профессионального образования, находящихся в ведении Минздрава России: Кемеровская государственная медицинская академия, Читинская государственная медицинская академия, Дальневосточный государственный медицинский университет и Амурская государственная медицинская академия.

В обучающих симуляционных центрах в 2014 году прошли повышение квалификации 2 862 врача акушера-гинеколога, неонатолога, анестезиолога-реаниматолога.

Овладение мануальными навыками для своевременного оказания в полном объеме необходимой медицинской помощи беременным, роженицам, родильницам и новорожденным детям позволяет значительно улучшить качество оказания медицинской помощи женщинам и детям.

В 2014 году два государственных образовательных учреждения высшего профессионального образования, подведомственных Минздраву России, «Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова» и «Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет» оснащены современным медицинским оборудованием для выхаживания новорожденных с низкой и экстремально низкой массой тела, что позволяет внедрять инновационные технологии выхаживания и реабилитации недоношенных детей, родившихся с низкой и экстремально низкой массой тела, снижать перинатальную и младенческую заболеваемость и смертность, в том числе среди новорожденных, родившихся с экстремально низкой массой тела.

В 2014 году продолжалась реализация мероприятий, направленных на внедрение нового алгоритма комплексной пренатальной (дородовой) диагностики нарушений развития ребенка. В реализации данного мероприятия в 2014 году участвовали 77 субъектов Российской Федерации.

Общий объем финансирования мероприятий по пренатальной (дородовой диагностике) за счет средств федерального бюджета в 2014 году составил 850,0 млн рублей. В 2014 году по новому алгоритму пренатальной (дородовой) диагностики обследовано 1 204,8 тыс. беременных (83 % от числа вставших на учет по беременности до 14 недель), выявлено 16 644 плодов с врожденными пороками развития.

В 2014 году продолжались мероприятия по закупке оборудования и расходных материалов для неонатального и аудиологического скрининга в учреждениях государственной и муниципальной систем здравоохранения. В реализации данного направления в 2014 году участвовали 83 субъекта Российской Федерации. Общий объем финансирования мероприятий по закупке оборудования и расходных материалов для неонатального и аудиологического скрининга за счет средств федерального бюджета в 2014 году составил 614,4 млн рублей.

В 2014 году в Российской Федерации обследовано более 1 834 тыс. новорожденных (более 95%, что отвечает требованиям ВОЗ и свидетельствует об эффективности проводимого мероприятия) на 5 наследственных заболеваний, из них выявлено 1 257 детей с врожденными наследственными заболеваниями (фенилкетонурия – 291, врожденный гипотиреоз – 534, адреногенитальный синдром - 180, галактоземия – 73, муковисцидоз – 179). Все дети находятся под диспансерным наблюдением, получают необходимое лечение.

В 2014 году в Российской Федерации обследовано на нарушение слуха на I этапе скрининга более 1 806 тыс. детей (96%) из 1 883 тыс. родившихся детей, выявлено 45 912 детей с нарушением слуха, на II этапе скрининга (углубленная диагностика) обследовано 36 349 детей, выявлено 5 510 детей с нарушением слуха. Под диспансерным наблюдением в центре (кабинете) реабилитации слуха состояло 5 090 детей первого года жизни.

В 2014 году в субъектах Российской Федерации продолжили свою деятельность 228 центров здоровья для детей (193 за счет федерального бюджета). Основными задачами центров здоровья являются: проведение первичной диагностики; консультирование по сохранению и укреплению здоровья, включая рекомендации по коррекции питания, двигательной активности, занятиям физкультурой и спортом, режиму сна, условиям быта, труда (учебы) и отдыха; мотивирование граждан к отказу от вредных привычек, в том числе помощь по отказу от потребления алкоголя и табака.

В центры здоровья для детей в 2014 г. обратились 1 129 188 детей (в 2013 г. – 1 089 332 ребенка) в возрасте от 0 до 17 лет включительно. Из числа обратившихся признаны здоровыми 37,0% детей (в 2013 г. – 32,97%), с функциональными расстройствами – 63,0% (в 2013 г. – 67,03%).

В 2013 году в Российской Федерации началась диспансеризация детского
населения, охватывающая все возрастные категории. Определен порядок
профилактических осмотров детей в возрасте от 0 до 17 лет включительно.
Диспансеризация позволяет выявить у ребенка ранние проявления
заболевания, функциональные нарушения здоровья, провести своевременное
лечение и предотвратить переход функциональных нарушений
здоровья ребенка в хронические заболевания.

В 2014 году, число детей, прошедших 1 этап профилактических медицинских осмотров, составило 17 173 199, из них направлены на 2-й этап 1 057 796 детей, (дополнительные обследования в амбулаторных и стационарных условиях), в том числе 889 796 детей завершили 2-й этап профилактических медицинских осмотров.

С целью раннего выявления заболеваний и организации
своевременного оказания медицинской помощи наиболее не защищенной
категории детей с 2007 года в Российской Федерации проводится
диспансеризация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
а с 2008 года – и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации,
пребывающих в стационарных учреждениях системы образования,
здравоохранения и социальной защиты.

Ежегодно осматривается порядка 300 тыс. детей, пребывающих в
указанных стационарных учреждениях.

В 2014 г. число детей-сирот и детей, находящихся в трудной
жизненной ситуации, пребывающих в стационарных учреждениях системы
здравоохранения, образования и социальной защиты, прошедших
диспансеризацию, составило 252 596.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2013 г. № 116 «О мерах по совершенствованию организации медицинской помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей» приказом Минздрава России от 11 апреля 2013 г. № 216н утвержден Порядок диспансеризации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе усыновленных (удочеренных), принятых под опеку (попечительство), в приемную или патронатную семью.

В 2014 году число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, усыновленных (удочеренных), принятых под опеку
(попечительство), в приемную или патронатную семью, прошедших
диспансеризацию, составило 251 795.

Оказание медицинской помощи женщинам в период беременности, родов, в послеродовом периоде, а также гинекологическим больным в 2014 году осуществлялось родильными домами (отделениями), перинатальными центрами, женскими консультациями, центрами охраны здоровья семьи и репродукции.

Общее число организаций (отделений) родовспоможения, оказывающих стационарную акушерскую помощь в Российской Федерации в 2014 году, составило 1 942, число акушерских коек – 71 271.

В структуре акушерского коечного фонда преобладали акушерские койки в учреждениях родовспоможения II группы, доля которых составила в 59,6 %. Удельный вес акушерских коек в акушерских стационарах I группы составил 19,4 %, в учреждениях родовспоможения III группы – 21 %.

Число врачей – акушеров-гинекологов в Российской Федерации уменьшилось с 38 050 в 2013 г. до 37 205 в 2014 г., акушерок – с 59 127 до 58 737 соответственно. Показатель обеспеченности врачами – акушерами-гинекологами в 2014 году составил 4,82 на 10 тыс. женского населения (в 2013 году – 4,94), акушерками – 7,6 на 10 тыс. женского населения (в 2013 году – 7,7).

Число врачей–неонатологов увеличилось с 5 847 в 2013 году до 5 887 в 2014 году, показатель обеспеченности врачами–неонатологами увеличился с 31,0 на 10 тыс. соответствующего населения в 2013 г. до 31,3 в 2014 г.

Число врачей – педиатров в 2014 г. снизилось и составило 48 848 (в 2013 г. – 51 262).

В 2014 году доля женщин, поступивших для наблюдения в женские консультации до 12 недель, составила 85,1 % (в 2013 году – 85,3 %). Доля женщин, не состоявших под наблюдением в женских консультациях, сократилась с 1,84 %д в 2013 году до 1,73 % в 2014 г. Удельный вес беременных, осмотренных терапевтом до 12 недель беременности, вырос с 83,8 % в 2012 году до 84,2 % в 2014 году. Число женщин, которым проведено комплексное обследование (УЗИ и биохимический скрининг) в I триместре, увеличилось с 79,2 % от числа поступивших под наблюдение женской консультации со сроком беременности до 12 недель в 2013 году до 86,2 % в 2014 году.

В результате принимаемых мер в 2014 году сохранялись тенденции снижения частоты осложнений беременности, в том числе отеков, протеинурии, гипертензивных расстройств у беременных женщин (с 15,9 % к числу закончивших беременность в 2013 году до 14,6 % в 2014 году), анемии (с 33,1 % – до 32,0 %), болезней мочеполовой системы (с 17,4 % – до 17,0%), болезней системы кровообращения (с 9,7 % – до 9,0 %).

В то же время сохраняется рост частоты сахарного диабета у беременных (с 0,73 % до 1,3 %) и венозных осложнений (с 4,7 % до 4,8%).

Доля нормальных родов в 2014 году составила 34,1 % (в 2013 году – 37,7 %).

Среди заболеваний, осложнивших течение родов и послеродового периода, в 2014 году уменьшилась частота отеков, протеинурии и гипертензивных расстройств (с 164,1 на 1000 родов в 2013 году до 154,3 в 2014 году), кровотечений в послеродовом и раннем послеродовом периоде (с 10,6 – до 10,2), послеродового сепсиса (с 0,28 – до 0,20).

Вместе с тем, в 2014 году выявлено увеличение частоты преэклампсии и эклампсии на 11,3 % (с 26,5 – до 29,5), кровотечений в связи с предлежанием плаценты – на 3,2 % (с 2,16 – до 2,23) и в связи с преждевременной отслойкой плаценты – на 1,1 % (с 8,8 – до 8,9).

Доля преждевременных родов в общем числе родов, принятых в 2014 году, составила 5,7 %. Из числа преждевременных родов принято в перинатальных центрах 40,4 % (в 2013 году – 39,8 %).

Число родов после применения вспомогательных репродуктивных технологий увеличилось с 15 016 в 2013 году до 18 423 в 2014 году (на 22,7 %).

Численность женского населения репродуктивного возраста снизилась с 36,0 млн. в 2013 году до 35,6 млн. в 2014 году. В структуре гинекологической заболеваемости в 2014 году сохранялись тенденции увеличения частоты расстройств менструации (на 1,8% к уровню 2013 года) и эндометриоза (на 1,2%). В то же время сохраняется снижение заболеваемости сальпингитами и оофоритами (на 3,8 % к уровню 2013 года). Частота женского бесплодия в 2014 году уменьшилась на 1,6 % (к уровню 2013 года).

Гинекологическая заболеваемость у детей 10–14 лет и подростков 15–17 лет в Российской Федерации характеризуется ростом частоты расстройств менструации (на 3,6% и 6,1% к уровню 2013 года соответственно). Частота сальпингита и оофорита у подростков 15–17 лет в 2014 году снизилась на 4,0% (к уровню 2013 года).

В 2014 году в Российской Федерации сохранялась положительная динамика снижения числа абортов. Общее число абортов по сравнению с 2013 годом в 2014 году снизилось на 7,6 % и составило 814 162. Распространенность абортов на 1000 женщин 15–49 лет уменьшилась на 6,5 % (с 24,5 в 2013 году – до 22,9 в 2014 году).

Отмечается увеличение в структуре абортов доли абортов, выполняемых медикаментозным методом (как более безопасных по сравнению с хирургическим методом), число которых возросло с 71 387 (8,1 %) в 2013 году до 81 854 (10,1 %) в 2014 году

В общей структуре абортов доля артифициальных абортов (по желанию женщины) составила 62,9 % (в 2013 году – 66,0%). Число таких абортов снизилось на 9,7% (с 582 041 в 2013 году – до 511 799 в 2014 году).

Кроме того, сохраняется положительная динамика абортов у первобеременных (с 72 219 в 2013 году до 65 376 в 2014 году, на 9,5 %), неуточненных (с 38 515 до 37 753, на 2,0 %), криминальных абортов (с 162 до 154, на 4,9 %) и абортов по социальным показаниям (с 53 до 43, на 18,9 %).

Вместе с тем, в 2014 году на 3,7% увеличилось число прерываний беременности по медицинским показаниям (с 28 495 до 29 554) и на 1,2% возросло число самопроизвольных абортов (с 232 111 до 234 859).

Число абортов у девочек до 14 лет включительно в 2014 году снизилось на 25,6 % (с 450 в 2013 году до 335 в 2014 году), у девушек 15–17 лет – на 20,5 % (с 11 434 до 9 085).

С целью профилактики и снижения абортов в 2014 году были продолжены мероприятия по созданию в женских консультациях кабинетов медико-социальной помощи, основными функциями которых являются оказание медико-психологической и социально-правовой помощи женщинам, оказание медико-психологической помощи несовершеннолетним, подготовка к семейной жизни, осуществление мероприятий по предотвращению прерывания беременности, формирование у женщины сознания необходимости вынашивания беременности и дальнейшая поддержка в период беременности.

Число женских консультаций, имеющих в структуре кабинеты медико-социальной помощи, увеличилось с 792 в 2013 году до 856 в 2014 году.

Важным компонентом комплекса мероприятий, направленных на снижение абортов в Российской Федерации, является создание центров медико-социальной поддержки беременных женщин, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, основной задачей которых является медицинская и социально-психологическая помощь женщинам в случаях незапланированной беременности, направленная на обеспечение позитивной альтернативы аборту.

Реализация указанного мероприятия началась в рамках выполнения региональных программ модернизации здравоохранения в 2011–2013 годы и продолжается в рамках государственной программы.

В 2014 году осуществляли свою деятельность 385 центров медико-социальной поддержки беременных женщин, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в которых проконсультировано с целью предупреждения абортов более 150,0 тыс. женщин.

Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» предусмотрены дополнительные мероприятия, направленные на профилактику абортов. В частности, установлен срок, отведенный женщине после обращения в медицинскую организацию по поводу прерывания беременности, для обдумывания данного решения и получения консультации психолога и специалиста по социальной работе.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2012 г. № 98 утверждено только одно социальное показание для искусственного прерывания беременности – беременность, наступившая в результате совершения преступления, предусмотренного статьей 131 (изнасилование) Уголовного кодекса Российской Федерации.

Федеральным законом от 21 июля 2014 г. № 243-ФЗ в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях введена статья 6.32 «Нарушение требований законодательства в сфере охраны здоровья при проведении искусственного прерывания беременности». Таким образом, незаконное проведение искусственного прерывания беременности влечет за собой не только уголовную, но и административную ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

С целью укрепления семьи, сохранения семейных ценностей и традиций, Минздравом России совместно с Фондом социально-культурных инициатив в 2014 году во всех субъектах Российской Федерации проведена акция «Подари мне жизнь!», в рамках которой в женских консультациях, гинекологических отделениях, центрах планирования семьи и репродукции, дневных стационарах организуются лекции специалистов по вопросам о вреде аборта, его осложнениях, методах предупреждения абортов, сексуальном поведении. Медицинскими психологами проводятся беседы о влиянии абортов на психологическое состояние и семейную жизнь женщин, о правильном психологическом настрое на материнство.

Чрезвычайно важная организационная работа по охране репродуктивного здоровья населения, профилактике абортов, особенно с подростками, осуществляется в субъектах Российской Федерации при взаимодействии медицинских организаций с учреждениями социальной защиты, образования, молодежными и общественными организациям, представителями различных конфессий.

Важное значение для совершенствования службы родовспоможения имеет формирование полноценной трехуровневой системы оказания медицинской помощи беременным женщинам, роженицам и новорожденным в субъектах Российской Федерации. Необходимым условием создания эффективной трехуровневой системы оказания акушерско-гинекологической помощи в регионах является наличие перинатального центра, позволяющего сконцентрировать в одном учреждении беременных женщин высокого перинатального риска и новорожденных, внедрить современные инновационные технологии в перинатологии и при ведении беременных с тяжелыми осложнениями гестационного процесса и экстрагенитальной патологией, снизить материнскую и младенческую смертности.

С целью продолжения создания перинатальных центров в Российской Федерации распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 декабря 2013 г. № 2302-р утверждена Программа развития перинатальных центров в Российской Федерации, предусматривающая строительство 32 перинатальных центров в 30 субъектах Российской Федерации.

Финансовое обеспечение мероприятий по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию перинатальных центров осуществляется за счет средств бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования в сумме 52 655,7 млн рублей и средств бюджетов субъектов Российской Федерации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: