О ходе выполнения подпункта «г» пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 598 «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения»

Во исполнение подпункта «г» пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2013 г. № 598 «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения» распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2013 г. № 614-р утвержден комплекс мер по обеспечению системы здравоохранения Российской Федерации медицинскими кадрами до 2018 года, а органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации – региональные кадровые программы.

В 2014 году органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья продолжили реализацию мероприятий региональных кадровых программ, утвержденных во исполнение подпункта «г» пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 598 «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения» (далее – региональные кадровые программы), осуществляя ежеквартально мониторинг их реализации через автоматизированную систему мониторинга по адресу: http://asmms.mednet.ru/.

На реализацию мероприятий региональных кадровых программ в 2014 году субъектами Российской Федерации было направлено 17,6 млрд руб.

Прирост численности врачей отмечается в 53 субъектах Российской Федерации, медицинских работников со средним профессиональным образованием – в 19 субъектах Российской Федерации, отрицательная динамика численности врачей – в 25 субъектах Российской Федерации, численности медицинских работников со средним профессиональным образованием – в 62 субъектах Российской Федерации.

Оценка данных мониторинга свидетельствует, что в 2014 году достигнуты показатели обеспеченности врачами, предусмотренные региональными кадровыми программами, в 41 субъекте Российской Федерации.

Отмечается дефицит врачей по отдельным специальностям. Большинство субъектов Российской Федерации отметили дефицит врачей – терапевтов участковых, врачей – педиатров участковых, врачей – хирургов, врачей –травматологов-ортопедов, врачей – оториноларингологов, врачей – офтальмологов, врачей – фтизиатров, врачей – анестезиологов-реаниматологов, врачей – психиатров, врачей – неврологов, врачей – психиатров-наркологов, врачей – патологоанатомов, врачей скорой медицинской помощи, врачей –инфекционистов.

В 2014 году органами управления здравоохранением субъектов Российской Федерации в рамках реализации региональных кадровых программ осуществлялись мероприятия по повышению качества подготовки и уровня квалификации медицинских кадров. Циклы повышения квалификации окончили 158 730 врачей и 268 674 медицинских работника со средним профессиональным образованием.

Кроме этого, 13 088 врачей прошли профессиональную переподготовку и получили вторую и последующие специальности.

Субъектами Российской Федерации достигнуты запланированные на 2014 год объемы дополнительного профессионального образования (повышение квалификации и профессиональная переподготовка).

В ряде субъектов Российской Федерации (Астраханская, Пензенская, Томская области, г. Москва, Республика Татарстан) врачи прошли стажировку в зарубежных клиниках (Израиль, США, Германия, Швейцария, Англия, Греция).

Приоритетным направлением в решении вопросов кадрового обеспечения медицинских организаций остается ориентация на целевую подготовку специалистов с высшим и средним профессиональным образованием.

В 2014 году в соответствии со статьей 56 Федерального закона
от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и постановлением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2013 г. № 1076 «О порядке заключения и расторжения договора о целевом приеме и договора о целевом обучении» Минздравом России были установлены квоты целевого приема в объеме 11 264 мест для обучения по программам интернатуры и ординатуры за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета в подведомственных образовательных и научных организаций по заявкам органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья.

В 2014 году по сравнению с 2012 годом объем целевого приема граждан на подготовку по программам интернатуры и ординатуры подведомственным федеральным государственным учреждениям за счет средств федерального бюджета увеличен с учетом потребности субъектов Российской Федерации.

Доля трудоустроенных врачей после завершения обучения в целевой интернатуре и ординатуре составила 85,5 %, что свидетельствует о достижении запланированного значения.

Свыше 9 тыс. студентов образовательных организаций высшего профессионального образования и 5,7 тыс. студентов образовательных организаций среднего профессионального образования получают ежемесячные доплаты к стипендии.

В целях устранения дефицита медицинских работников практически во всех субъектах Российской Федерации осуществляются единовременные денежные выплаты («подъемные») для врачей и среднего медицинского персонала, в том числе приступивших к работе в сельской местности.

В 2014 году в соответствии с Федеральным законом от 2 декабря 2013 г. № 321-ФЗ «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» осуществлялось финансовое обеспечение единовременных компенсационных выплат медицинским работникам, предусмотренных частью 121 статьи 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 326).

В соответствии с частью 121 статьи 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ в 2014 году единовременные компенсационные выплаты осуществлялись медицинским работникам в возрасте до 35 лет, прибывшим в 2013–2014 годах после окончания образовательного учреждения высшего профессионального образования на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок или переехавшим на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок из другого населенного пункта.

Финансовое обеспечение единовременных компенсационных выплат медицинским работникам в 2014 году осуществлялось в равных долях за счет иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых бюджетам территориальных фондов ОМС из бюджета Федерального фонда, и средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

Согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 г. № 2542-р о распределении в 2014 году иных межбюджетных трансфертов из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования в целях осуществления в соответствии с частью
121 статьи 51 Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» единовременных компенсационных выплат медицинским работникам утвержденный размер иных межбюджетных трансфертов с учетом резерва Федерального фонда обязательного медицинского страхования составил 2 932 500,0 тыс. рублей.

В 2014 году по заявкам субъектов Российской Федерации из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования на осуществление единовременных компенсационных выплат медицинским работникам направлено 1 664 495,8 тыс. рублей (57 % от утвержденного объема средств), что позволило привлечь на работу в сельские населенные пункты и рабочие поселки 3 321 медицинского работника.

Указанные выплаты в 2014 году получили 6 555 врачей и 3 938 медицинских работников со средним профессиональным образованием; 24 550 врачей и 106 673 медицинских работника со средним профессиональным образованием пользуются компенсацией оплаты жилищно-коммунальных услуг.

По итогам года полностью (на 100%) выполнены плановые показатели в 13 субъектах Российской Федерации: в Ивановской, Смоленской, Калининградской, Волгоградской, Иркутской, Томской, Амурской областях, в республиках Адыгея, Северная Осетия – Алания, Башкортостан, в Пермском и Ставропольском краях, в г. Санкт-Петербург.

В 17 субъектах Российской Федерации плановые показатели по привлечению молодых медицинских работников были перевыполнены, для чего выделены дополнительные средства, как из резерва, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 г. № 2542-р, так и из бюджетов соответствующих субъектов Российской Федерации. Всего, сверх установленного плана единовременные компенсационные выплаты получили 145 человек, в том числе в: Костромской области – 4 человека, в Курской – 5 человек, в Московской – 32 человека, в Рязанской – 5 человек, в Тульской – 18 человек, в Ярославской – 3 человека, в Вологодской – 2 человека, в Нижегородской – 12 человек, в Пензенской – 4 человека, в Тюменской – 25 человек, в Кемеровской – 4 человека, в Магаданской области – 1 человек, в республике Карелия – 4 человека, в Кабардино-Балкарской Республике – 11 человек, в Республике Хакасия – 11 человек, в Алтайском крае – 2 человека, в Ханты-Мансийском автономном округе – 2 человека.

В рамках реализуемых региональными кадровыми программами мероприятий по обеспечению жильем в целом по Российской Федерации в
2014 году улучшили свои жилищные условия более 6,5 тыс. врачей и около
4 тыс. медицинских работников со средним профессиональным образованием, более 1 тыс. врачей и 1,8 тыс. медицинских работников со средним профессиональным образованием воспользовались правом на внеочередное предоставление места в детских дошкольных образовательных организациях.

С целью привлечения врачей и медицинских работников со средним профессиональным образованием для работы в медицинских организациях в 2014 году в ряде субъектов Российской Федерации приняты нормативные правовые акты, устанавливающие дополнительные гарантии и меры социальной поддержки медицинским работникам:

в Кировской области – постановление Правительства Кировской области от 3 сентября 2014 г. № 278/603 «О единовременных компенсационных выплатах медицинским работникам в 2014 году»;

в Ставропольском крае – постановление Правительства Ставропольского края от 25 февраля 2014 г. № 56-п «О некоторых мерах по осуществлению в 2013–2014 годах единовременных компенсационных выплат отдельным категориям медицинских работников»;

в Красноярском крае – закон Красноярского края от 1 декабря
2014 г. № 7-2869 «О социальных выплатах обучающимся по образовательным программам высшего медицинского образования, заключившим договор о целевом обучении»;

в Алтайском крае – Указ Губернатора Алтайского края от 12 августа
2014 г. № 122 «Об осуществлении единовременных компенсационных выплат фельдшерам в возрасте до 35 лет, прибывшим в 2014 году на работу в фельдшерско-акушерский пункты, расположенные в сельских населенных пунктах Алтайского края»;

в Саратовской области – постановление Правительства Саратовской области от 7 мая 2014 г. № 269-П «О предоставлении дополнительной социальной поддержки студентам и интернам государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Саратовский государственный медицинский университет имени
В.И. Разумовского» Министерства здравоохранения Российской Федерации, молодым специалистам-врачам и средним медицинским работникам областных государственных либо муниципальных медицинских организаций, врачам областных государственных либо муниципальных медицинских организаций для профессиональной переподготовки»;

в Магаданской области – приказы Министерства здравоохранения Магаданской области от 8 декабря 2014 г. № 773 «Об утверждении Положения о стипендиальном обеспечении студентов, интернов и ординаторов, обучающихся по целевым направлениям, на бюджетной и платной основе в высших учебных медицинских заведениях Российской Федерации» и № 774 «Об утверждении Положения о стипендиальном обеспечении студентов, интернов и ординаторов, обучающихся по целевым направлениям, на бюджетной и платной основе в ГПБОУ «Медицинский колледж министерства здравоохранения и демографической политики Магаданской области».

Реализованные в 2014 году программные мероприятия позволили привлечь в медицинские организации субъектов Российской Федерации
6 467 врачей и 10 262 работника среднего медицинского персонала.

Субъектами Российской Федерации в целом достигнуты запланированные индикаторы обеспеченности врачами и объемы повышения квалификации врачей и среднего медицинского персонала.

Отмечается относительная стабильность имеющегося кадрового дефицита врачей и медицинских работников со средним профессиональным образованием: возрастная структура средних медицинских кадров практически не изменилась. Доля врачей в возрасте до 36 лет увеличилась с 25,5 % в 2012 году до 26,7 %
в 2014 году.

Органами управления здравоохранением субъектов Российской Федерации определены механизмы привлечения молодых специалистов в отрасль.

Однако наряду с определенными положительными результатами
от реализации мероприятий региональных кадровых программ
по-прежнему актуальны вопросы дефицита врачей и медицинских работников со средним профессиональным образованием ряда специальностей, особенно в районных медицинских организациях и в сельской местности.

В целях снижения рисков невыполнения региональных кадровых программ органам управления здравоохранением субъектов Российской Федерации направлено письмо Министерства здравоохранения Российской Федерации от 2 апреля 2015 г. № 16-5/10/2-972 с предложением привлечь представителей региональных отделений Некоммерческого партнерства «Национальная Медицинская Палата» к анализу реализации в 2014 году субъектами Российской Федерации региональных кадровых программ с предоставлением аналитической информации о достижении или недостижении поставленных в 2014 году задач по поэтапному сокращению дефицита медицинских кадров и устранению кадровых дисбалансов.

О ходе выполнения подпункта «а» пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» в части повышения оплаты труда медицинских работников в 2014 г.

Планом мероприятий («дорожной картой») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения», утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. № 2599-р (далее – отраслевая «дорожная карта»), на 2014 г. установлены соотношения средней заработной платы врачей, среднего и младшего персонала к средней заработной плате по Российской Федерации 130,7 %, 76,2 % и 51 % соответственно.

В целом по Российской Федерации, по данным Росстата среднемесячная заработная плата медицинских работников за 2014 год увеличилась по сравнению 2013 годом:

врачей и работников медицинских организаций, имеющих высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее образование, предоставляющих медицинские услуги (обеспечивающих предоставление медицинских услуг), на 9,4 % и составила 46 231 руб. (141,8 % к средней заработной плате по Российской Федерации).

среднего медицинского (фармацевтического) персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг) на 9,2 % и составила 26 310 руб. (80,7 % к средней заработной плате по Российской Федерации);

младшего медицинского персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг) на 12,7 % и составила 16 130 руб. (49,5 % к средней заработной плате по Российской Федерации).

По сравнению с 2012 годом увеличение заработной платы указанных категорий работников составило соответственно 35,2 %, 36,3% и 53,3 %.

Запланированные индикаторы соотношений средней заработной платы врачей, среднего и младшего медицинского персонала государственных и муниципальных учреждений Российской Федерации к средней заработной плате в субъектах Российской Федерации, установленные отраслевой «дорожной картой» на 2014 год, достигнуты (в пределах 5% отклонения) в 82, 82 и 78 субъектах Российской Федерации соответственно.

Одновременно с повышением заработной платы, уменьшилась межрегиональная дифференциация уровней заработных плат медицинских работников. По итогам 2014 года дифференциация в уровнях соотношений средней заработной платы врачей к средней заработной плате в субъектах Российской Федерации уменьшилась с 3,2 раза в 2012 году до 1,6 раз в 2014 году, среднего медицинского персонала – с 2,5 раза до 1,6 раза соответственно.

К проблемным вопросам в ходе реализации поэтапного совершенствования оплаты труда медицинских работников можно отнести наличие внутререгиональной дифференциации в уровнях заработной платы медицинских работников одних и тех же специальностей в однотипных медицинских организациях.

В целях устранения такой дифференциации Министерством здравоохранения Российской Федерации организована работа по изменению структуры заработной платы медицинских работников в пользу увеличения в ней доли выплат по окладам.

Минздравом России рекомендовано руководителям высших органов государственной власти субъектов Российской Федерации осуществлять совершенствование порядка установления размеров должностных окладов работников таким образом, чтобы порядка 55–60 % заработной платы направлялось на выплаты по окладам, порядка 30 % – на стимулирующие выплаты за достижение конкретных результатов деятельности по показателям и критериям эффективности, 10–15 % компенсационные выплаты, в зависимости от условий труда медицинских работников.

Указанная рекомендация структура заработной платы содержится в Единых рекомендациях по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2015 г. (раздел X).

Органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья разработаны региональные планы мероприятий по совершенствованию систем оплаты труда работников подведомственных учреждений здравоохранения, содержащие конкретные мероприятия, сроки их исполнения и ответственных исполнителей, а также прогноз по структуре заработной платы медицинских работников в соответствии с новым проектом положения об оплате труда работников медицинских организаций по прилагаемой форме.

Одним из направлений совершенствования оплаты труда является создание эффективных систем стимулирования руководителей и работников учреждений в целях обеспечения соответствия оплаты их труда качеству оказания государственных (муниципальных) услуг на основе установления показателей и критериев эффективности деятельности.

В настоящее время со всеми руководителями учреждений здравоохранения в субъектах Российской Федерации заключены трудовые договоры по установленной форме. Показатели эффективности установлены и применяются при выплате стимулирующих выплат для работников учреждений. По данным субъектов Российской Федерации по итогам 2014 года трудовые отношения, основанные на принципах «эффективного контракта», оформлены с 48,0% работников учреждений здравоохранения.

Мониторинг заработной платы работников медицинских организаций в сфере обязательного медицинского страхования осуществлялся в соответствии с приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 26 марта 2013 года № 65 «Об установлении формы и порядка предоставления отчетности о заработной плате работников медицинских организаций в сфере обязательного медицинского страхования».

По субъектам Российской Федерации темп прироста в 2014 году по сравнению с 2013 годом изменялся от 1,8% до 19,8%. Опережение среднего темпа прироста заработной платы отмечено в 57 субъектах Российской Федерации, наибольшие значения (более +15%) в Ростовской области (+15,3%), в Белгородской области (+15,3%), в Республике Алтай (+15,5%), в Чеченской Республике (+15,7%), в Республике Дагестан (+16,4%), в г. Санкт-Петербурге (+16,5%), в Вологодской области (+17,0%), в Челябинской области (+17,7%), в Приморском крае (+19,8%).

По сравнению с 2013 годом доля средств ОМС в среднемесячной заработной плате в 2014 году увеличилась на 0,8 процентных пункта до 85,1%.

Среднемесячная заработная плата за счет средств ОМС составила 23,5 тыс. рублей и увеличилась в 2014 году по сравнению с 2013 годом на 10,8%.

Опережение среднего темпа прироста заработной платы в 2014 году по сравнению с 2013 годом, наблюдается в 43 субъектах Российской Федерации, наибольшие значения (более +14%) в Самарской области (+14,7%), в Челябинской области (+15,3%), в Карачаево-Черкесской Республике (+15,3%), в Белгородской области (+15,7%), в Республике Татарстан (+15,7%), в г. Санкт-Петербурге (+16,0%), в Ростовской области (+16,4%), в Республике Саха (Якутия) (+20,8%), в Приморском крае (+21,8%).

Большинство субъектов Российской Федерации достигли плановых значений показателей «дорожных карт» по заработной плате врачей. Отклонение планового значения «дорожной карты» наблюдалось в г. Москве (13,7 процентных пункта).

По отдельным врачебным специальностям темп прироста среднемесячной заработной платы опередил средний по категории «врачи»:

по врачам – терапевтам-участковым – 43,57 тыс. рублей (прирост к уровню 2013 года +10,8%), снижение по сравнению с 2013 годом наблюдается в Ненецком автономном округе (-14,1%), в Кабардино-Балкарской Республике (-4,7%), в Рязанской области (-2,6%);

по врачам – педиатрам-участковым – 43,19 тыс. рублей (прирост к уровню 2013 года +10,1%), снижение по сравнению с 2013 годом в Ненецком автономном округе (-4,7%):

по врачам общей практики – 40,81 тыс. рублей (прирост к уровню 2013 года +12,1%), снижение по сравнению с 2013 годом наблюдается в Ямало-Ненецком автономном округе (-19,8%), ы г. Москве (-5,2%) и в Республике Тыва (-0,9%);

по врачам-специалистам – 46,01 тыс. рублей (прирост к уровню 2013 года +8,4%), снижение по сравнению с 2013 годом наблюдается в г. Москве (-0,8%).

Опережение среднего темпа прироста заработной платы среднего медицинского (фармацевтического) персонала наблюдалось в 48 субъектах Российской Федерации, наибольшие значения (более +14%) в Карачаево-Черкесской Республике (+14,8%), в Оренбургской области (+15,0%), в Московской области (+15,0%), в Еврейской автономной области (+15,1 %), в Вологодской области (+16,2%), в Белгородской области (+16,4%), в Республике Саха (Якутии) (+16,8%), в г. Санкт-Петербурге (+16,9%), в Приморском крае (+17,3%), в Челябинской области (+19,2%).

Большинство субъектов Российской Федерации достигли плановых значений показателей «дорожных карт» по заработной плате среднего медицинского персонала. В четырех регионах имелись незначительные отклонения от плана (менее 5 процентных пунктов).

Темп прироста среднемесячной заработной платы медицинских сестер составил 9,2%. Среднемесячная заработная плата указанных работников в отчетном периоде составила 25,85 тыс. рублей. Снижение по сравнению с 2013 годом отсутствует.

Опережение среднего темпа прироста заработной платы младшего медицинского персонала отмечено в 47 субъектах Российской Федерации, наибольшие значения (более +25%) в Республике Дагестан (+26,5%), в Магаданской области (+26,6%), в Астраханской области (+27,9%), в Челябинской области (+27,5%), в Томской области (+48,6%), в Чувашской Республике (+49,9%), в Челябинской области (+50,1%), в Ярославской области (+28,4%), в Алтайском крае (+29,7%), в Тамбовской области (+30,5%), в Чукотском автономном округе (+36,7%), в Орловской области (+37,9 %), в Вологодской области (+42,4 %).

Не достигнуты плановые значения показателей «дорожных карт» по заработной плате младшего медицинского персонала в 29 субъектах Российской Федерации. В 25 субъектах Российской Федерации отклонения от плана незначительные (менее 5 процентных пунктов). Существенно не достигнуты показатели в Ямало-ненецком автономном округе (-11,7%), в Республике Карелия (-9,7%), в Свердловской области (-9,6%), в Тверской области (-6,0%), в Ярославской области (-5,2%).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: