Подраздел 6.10 Экспертиза и контрольно-надзорные функции в сфере охраны здоровья

По итогам 2014 года всего по Российской Федерации к оплате по программам ОМС предъявлено 910,2 млн. счетов, по которым проведен медико-экономический контроль (в 2013 году – 935,2 млн. счетов). По результатам медико-экономического контроля в 4,3 % счетов выявлены нарушения от общего числа предъявленных счетов, что сопоставимо с аналогичным периодом 2013 года.

Основными нарушениями являются нарушения, связанные с включением в реестры счетов медицинской помощи, не входящей в территориальную программу ОМС, и неверным оформлением счетов и реестров счетов (29,1% и 25,3% соответственно от общего количества нарушений).

В течение 2014 года медико-экономические экспертизы проведены по 19,5 млн законченных случаев лечения (в 2013 году – по 18,9 млн случаев). По результатам проверенных медико-экономических экспертиз выявлено, что 25,3% страховых случаев, поданных к оплате, содержали нарушения (в 2013 году – 26,0%).

В структуре основных нарушений, выявляемых при медико-экономической экспертизе, лидируют дефекты оформления первичной медицинской документации (50,7% от общего количества нарушений). На втором месте нарушения, связанные с предъявлением на оплату счетов и реестров счетов (32,7%).

В период 2014 года в Российской Федерации проведены экспертизы качества медицинской помощи по 8,2 млн законченных случаев лечения (в 2013 году – по 7,6 млн). По результатам проведенных экспертиз качества медицинской помощи выявлено, что 23,2% страховых случаев, поданных к оплате, содержали нарушения (в 2013 году– 22,6%).

Среди проведенных плановых экспертиз качества медицинской помощи продолжается рост доли тематических экспертиз качества медицинской помощи, которые составили 28,1% (в 2013 году – 25,1%).

Среди проведенных целевых экспертиз качества медицинской помощи:

47,9% – экспертизы, связанные с летальным исходом при оказании медицинской помощи;

23,5% – экспертизы, связанные с повторным обоснованным обращением по поводу одного и того же заболевания;

19,6% – экспертизы, проведенные по поводу заболевания с удлиненным или укороченным сроком лечения.

В 2014 году в 1,6 раз выросло количество организованных очных экспертиз качества медицинской помощи и составило 3,2 тыс. по сравнению с 2,0 тыс. в 2013 году.

Проведенный анализ нарушений, выявленных при проведении экспертиз качества медицинской помощи, свидетельствует о сохраняющемся преобладании нарушений при оказании медицинской помощи (54,2 % от общего количества нарушений), и в первую очередь – нарушений в выполнении необходимых мероприятий медицинской помощи, которые составляют 87,1 %.

По сравнению с 2013 годом следует отметить рост числа нарушений, связанных с информированностью граждан (12 889 нарушений в 2014 году по сравнению с 8 925 в 2013 году) и нарушений, связанных с взиманием платы с застрахованных лиц, – 1 002 против 456 соответственно.

Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения (далее – Росздравнадзор) в рамках реализации государственной политики в сфере охраны здоровья граждан, формируемой Министерством здравоохранения Российской Федерации, осуществляет деятельность в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 323 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения».

Формированию эффективной системы государственного контроля в сфере здравоохранения и защиты прав пациентов способствовало принятие Федерального закона от 25 ноября 2013 г. № 317-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации по вопросам охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 532-ФЗ) и Федерального закона от 22 декабря 2014 г. № 429-ФЗ «О внесении изменений в федеральный закон «Об обращении лекарственных средств», который вступает в силу с 1 июля 2015 года.

Федеральным законом № 532-ФЗ внесены существенные положения, касающиеся организации контроля качества лекарственных средств, которые позволят Росздравнадзору осуществлять более действенный контроль за качеством лекарственных средств, поступающих в гражданский оборот

Указанные Федеральные законы предусматривают наделение Росздравнадзора полномочиями по самостоятельному рассмотрению дел об административных правонарушениях, таких как нарушение установленных правил в сфере обращения лекарственных средств и медицинских изделий, включая обращение фальсифицированной, недоброкачественной и контрафактной продукции, неинформирование граждан о получении медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

Одновременно Федеральным законом № 523-ФЗ предусмотрено уголовное наказание за незаконное производство лекарственных средств и медицинских изделий обращение фальсифицированных, недоброкачественных и незарегистрированных лекарственных средств, медицинских изделий и оборот фальсифицированных биологически активных добавок, подделку документов на лекарственные средства или медицинские изделия или упаковки лекарственных средств или медицинских изделий.

Применение норм, введенных Федеральным законом № 532-ФЗ, позволит защитить фармацевтический рынок от фальсифицированных, контрафактных и недоброкачественных лекарственных средств, создаст благоприятные условия для законопослушных субъектов фармацевтического рынка (производителей и дистрибьюторов).

Федеральным законом от 22 декабря 2014 г. № 429-ФЗ «О внесении изменений в федеральный закон «Об обращении лекарственных средств» внесены существенные правки в статью 9 Федерального закона от 12 апреля 2010 г. № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств – введен новый вид федерального государственного контроля (надзора) в сфере обращения лекарственных средств – выборочный контроль качества лекарственных средств.

Общее количество проведенных Росздравнадзором контрольных (надзорных) мероприятий в 2014 году составило 17 778.

Контрольные мероприятия проводились 737 государственными гражданскими служащими Росздравнадзора, в том числе, в составе комиссий с привлечением в установленном порядке экспертов и экспертных организаций.

Проведено 1 366 контрольных мероприятий (7,7 % от всех проведенных проверок) с привлечением экспертов и 754 контрольных мероприятия (4 % от всех проведенных проверок) с привлечением экспертных организаций.

Основными приоритетами при проведении контрольных мероприятий в 2014 году являлись соблюдение и защита прав граждан в сфере охраны здоровья, а также контроль за исполнением выданных предписаний и устранением выявленных нарушений. В связи с этим отмечается увеличение в 2014 году количества внеплановых проверок по сравнению с 2013 годом на 218 контрольно-надзорных мероприятий.

В ходе проведения 17 778 комплексных проверок в 8 287 случаях из них выявлено 22 550 правонарушений, то есть в отношении одного юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющего деятельность в сфере охраны здоровья выявлялось от двух до трех нарушений законодательства Российской Федерации, при этом в 2 764 случаях выявлялись нарушения, представлявшие непосредственную угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, а в 301 случае – нарушения, явившиеся причиной причинения вреда жизни и здоровью граждан.

Правонарушения были выявлены у 7 603 юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, что свидетельствует о том, что 61% хозяйствующих субъектов (медицинских ифармацевтических организаций), осуществляющих деятельность в сфере охраны здоровья, нарушали законодательство Российской Федерации (в 2013 году – 47 %).

По результатам 3 262 проверок возбуждены дела об административных правонарушениях, наложены административные наказания по результатам 2 761 проверки.

В судебном порядке назначено административных штрафов на сумму 73047,47 тыс. руб., что в 1,6 раза больше, чем в 2013 году. Средняя сумма одного административного штрафа в 2014 году составила 20,8 тыс. руб.

В 2014 году в 2,8 раза отмечается увеличение количества наложенных административных штрафов. Доля штрафов, уплаченных в бюджет в 2014 году, возросла по сравнению с 2013 годом с 68% до 81% (табл. 1.10).

Таблица 1.10


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: