Персонология Мюррея

В персонологии Г.Мюррея - личность - это система, взаимодействующая с окружающей средой через ее потребности. Развитие личности происходит через развитие потребностей и побуждающие свойства внешней среды. Основные задачи, решаемые этим направлением:

1) изучение структуры личности;

2) изучение динамики личности;

3) диагностика личности через ее потребности.

Эта теория личности во многом заимствовала основные положения психоанализа 3. Фрейда. Главный вклад в теорию Мюррея связан с разработкой понятия «потребность», которая определяется как сущность, организующая восприятие, апперцепцию, мышление, способность к волевому решению и действию таким способом, чтобы трансформировать в определенном направлении существующую неудовлетворительную ситуацию.

На потребности влияют «прессы», т. е. реальные или воспринимаемые силы окружающей среды, имеющие побуждающие свойства. Автор предложил список сорока потребностей (в достижении, власти, аффилиации, агрессии, автономии, защите, уважении, опеке и др.), а также перечень прессов (отсутствие семейной поддержки, опасность беды, недостаток или потеря чего-либо, различные сдерживания, отказы и др.). Потребности и соответствующие им прессы объединяются в единице поведения, называемой «тема», которая вместе с набором устойчивых значений и образцов действия образует «потребностный интеграт». На основании этих базовых понятий Мюррей строит векторно-ценностную схему поведения личности.

В структуре личности, так же как и в теории Фрейда, Мюррей выделяет Ид, Эго и Супер-эго.

Однако его концепция имеет отличия от ортодоксального (классического) психоанализа: не все инстинкты Ид эгоистичны и социально неприемлемы, следовательно, функционирова-ние личности не всегда определяется попыткой избежать конфликта между индивидом и обществом; функция Эго является не только защитной, но и организующей, контролирующей и планирующей; ценности и табу, которые содержит Супер-эго, не фиксируются в детстве, поэтому ровесники, значимые взрослые и даже литературные герои могут впоследствии влиять на Супер-эго; на основании этого влияния формируется Эго-идеал, который дает широкие возможности для личностных изменений даже на относительно поздних возрастных этапах.

Развитие личности, по теории Мюррея, состоит из семи этапов, полученных путем добавления к концепции развития личности Фрейда еще двух стадий: клаустральная (внутриутробный период жизни), в которой какая-либо определенная эрогенная зона не играет роли, но имеется пассивная зависимость от матери; уретральная (между оральной и анальной стадиями), в которой эрогенной зоной является мочевая система, и основные действия, связанные с сексуальным удовлетворением, включают мочевыделение.

Соответственно двум дополнительным стадиям Мюррей описывает два комплекса и соответствующие им типы характера:

1) клаустральный, в котором главным защитным механизмом является отрицание, а формирующиеся черты выражают пассивность и уход;

2) уретральный, в нем главные защиты напоминают анальный тип характера, и акцентируются черты, характеризующие дух соперничества или уступчивости. Мюррей разработал много диагностических методик для исследования личности, среди которых самой известной считается «Тематической апперцепции тест» (ТАТ).

19.Неофрейдизм и его основные представители.

Неофрейдизм - направление в психологии, психиатрии, социологии и философии, получившее распространение преимущественно в США. Основными представителями неофрейдизма являются Г. Салливан, К. Хорни и Э. Фромм. К неофрейдистам нередко также относят А. Кардинера, Ф. Александера и некоторых других представителей психоанализа. В то же время всех их объединяет приверженность определенным идеям и установкам фрейдизма (прежде всего психологизм в подходе к общественным явлениям), а также стремление переосмыслить учение Фрейда в направлении его большей социологизации.

В конце 30-х гг, возник неофрейдизм, соединивший психоанализ Фрейда с социологическими теориями, и предвестником этого явления стала индивидуальная психология А. Адлера. Подвергнув критике ряд положений классического психоанализа в толковании внутри психических процессов, но оставив важнейшие его концепции (иррациональные мотивы человеческой деятельности, изначально присущие каждому индивиду), представители неофрейдизма перенесли центр тяжести на исследование межличностных отношений. Общество рассматривается как источник всеобщего отчуждения и признается враждебным коренным тенденциям развития личности и трансформации ее жизненных ценностей и идеалов. Через исцеление индивида может и должно произойти исцеление всего общества.

В русле неофрейдизма развивались следующие теории.

1. Теория базальной тревоги Карен Хорни; причиной невроза является тревога, зарождающаяся еще у ребенка при столкновении с исходно враждебным ему миром и усиливающаяся при недостатке любви и внимания.

2. Гуманистический психоанализ Э. Фромма: невроз и проблемы адаптации в среде возникают в результате невозможности для индивида достичь гармонии с социальной структурой современного общества, которое формирует у человека чувство одиночества, оторванности от окружающих, отчуждение.

3. Эгопсихология Анны Фрейд и Э. Эриксона: отрицание необходимости изучение бессознательного уровня психики и рассмотрение «Эго» как не менее важной в развитии личности и независимой от бессознательных импульсов «Оно» структуры.

4. Теория Вильгельма Райха: признание необходимости полного сексуального раскрепощения человека, что способствовало бы установлению подлинно человеческих (естественных] взаимоотношений в любви, труде и познании.

Идеи неофрейдизма, несмотря на некоторую ограниченность своих психологических концепций, имели огромное влияние на общественную жизнь, этику, культуру и впоследствии дали множества интересных ответвлений и концепций.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: