Гуманистический психоанализ Э.П. Фромма

ФРОММ, ЭРИХ (1900–1980), психоаналитик и философ. Основной сферой его интересов было приложение психоаналитической теории к проблемам культуры и общества.

Не соглашаясь с фрейдистской теорией биологической обусловленности человеческой личности, Фромм утверждал, что человек – продукт культуры. В книге «Бегство от свободы» Фромм исследовал сложную ситуацию, в которой оказывается человек западной культуры, где стремление к индивидуальности в конечном итоге ведет к одиночеству.

Для Фромма социальное окружение важнейший фактор развития личности. Фромм под средой понимал не только ближайшее окружение ребенка, его семью и близких, но и тот социальный строй, в котором живет.

Исследуя развитие личности, Фромм пришел в выводу, что движущими силами этого развития являются две врожденные бессознательные потребности, находящиеся в состоянии антагонизма:

- потребности в укоренении – заставляет человека стремиться к обществу, соотносить себя с другими его членами, строить общую с ними систему;

- потребность в индивидуализации – толкает человека к изоляции от других, к свободе от давления и требований общества.

Эти две потребности способствуют возникновению внутренних противоречий, конфликта мотивов у человека.

Т.к. человек постоянно подвергается воздействию противоположных стремлений, ему грозит внутренний конфликт, который может сделать его невротиком.

Фромм описал четыре механизма психологической защиты:

1. садизм;

2. мазохизм;

При садизме и мазохизме имеет место тесная взаимосвязь жертвы с палачом, которые зависят друг от друга, нуждаются друг в друге, хотя разность их позиций дает им ощущение собственной индивидуальности.

3. конформизм;

4. деструктивизм.

При конформизме превалирует чувство укорененности, в то время как при деструктивизме, наоборот, верх одерживает стремление к индивидуализации, к разрушению того общества, которое не позволяет человеку укорениться в нем.

Т.т., эти механизмы не решают глобальных проблем построения такого общества, которое бы способствовало гармоничному развитию основных стремлений каждого человека.

Задумавшись над способами построения общества, Фромм пришел к выводу, что есть два способа реализации своей внутренней природы:

1. Способ иметь – люди, ориентированные на внешнюю сторону своего развития, на укорененность в обществе. Для них главное – показать свою индивидуальность, свое значение, которых на самом деле у них нет, для того чтобы придать себе вес в глазах других. Для них характрерны такие черты личности как: догматизм, нетерпимость, напряженность и неуверенность, агрессивность.

2. Способ быть – внутренняя свобода и уверенность человека в себе. В этом и реализуется индивидуальность человека, его понимание своей самоценности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: