Гарри Салливан выступал как создатель нового теоретического направления в психоанализе — межличностной психиатрии. Он считал, что человека вообще бессмысленно рассматривать вне общества не только с психологических позиций, но и с физиологических, ибо в зависимости от характера межличностных отношений у человека изменяется не только психологический, но и физиологический статус. Таким образом, для Салливана человек теряет статус биологического существа и превращается в социальный организм. Салливан придает личности значение динамического центра протекающих в сфере межличностных отношений процессов. Это - динамизм, персонификация и когнитивные процессы.
Динамизм — это наименьший паттерн поведения (= привычка), лежащий в основе стереотипов поведения. Базовые динамизмы одинаковы для всех, но способ их реализации различен и зависит от ситуации и жизненного опыта индивида. При этом большинство Динамизмов направлено на удовлетворение базовых потребностей организма, но есть динамизм, называемый Я-системой (или динамизмом Я), который возникает как следствие тревоги, порождаемой межличностными отношениями Персонификация — это представление индивидуального образа самого себя либо другого человека (например, персонификация доброй матери — заботливой, нежной, плохой матери — тревожной, наказывающей и как результирующая — персонификация сложного образа матери). Общепринятые персонификации представляют стереотипы.
|
|
Когнитивные процессы, по Салливану, включают переживания трех типов: прототаксические (поток сознания, состоящий из несвязанных, неоформленных, дискретных ощущений), паратаксические (усмотрение причинно-следственных связей между одновременно происходящими, но не связанными между собой событиями) и синтаксические (установление логических связей между событиями с использованием общепринятой символики).
Рассматривая развитие личности, Салливан, в противоположность Фрейду, делает акцент не на психосексуальном, а на психосоциальном развитии, хотя важность удовлетворения биологических потребностей он, естественно, не отрицает.
Он выделял шесть стадий развития личности.
1. младенчество,
2. детство,
3. ювенильная эра,
4. пред-юность,
5. ранняя юность,
6. поздняя юность.
Салливан прослеживал развитие личности от доминирования оральных интересов в младенческом возрасте и протаксического и паратаксического способов познания к синтаксическому способу переживаний уже в детстве через игровую драматизацию детской фазы, доминирование стереотипов и установок в ювенильнои фазе, дружбы и равенства в период пред-юности, гетеросексуальных интересов в период ранней юности к формированию паттерна гетеросексуальной активности в период поздней юности.
Предлагают заменить биологизаторский подход Фрейда к развитию личности и к объяснению поведения индивида в различных ситуациях на социализаторский, ставя во главу угла либо межличностные отношения, либо социокультурные связи.