Теория межличностной психиатрии Гарри Салливана

Гарри Салливан выступал как создатель нового тео­ретического направления в психоанализе — межлич­ностной психиатрии. Он считал, что человека вообще бессмысленно рассматривать вне общества не только с психологических позиций, но и с физиологических, ибо в зависимости от характера межличностных отноше­ний у человека изменяется не только психологичес­кий, но и физиологический статус. Таким образом, для Салливана человек теряет статус биологического су­щества и превращается в социальный организм. Салливан придает личности значение динамического центра про­текающих в сфере межличностных отношений процес­сов. Это - динамизм, персонификация и когнитив­ные процессы.

Динамизм — это наименьший паттерн поведения (= привычка), лежащий в основе стереотипов поведе­ния. Базовые динамизмы одинаковы для всех, но спо­соб их реализации различен и зависит от ситуации и жизненного опыта индивида. При этом большинство Динамизмов направлено на удовлетворение базовых потребностей организма, но есть динамизм, называе­мый Я-системой (или динамизмом Я), который возни­кает как следствие тревоги, порождаемой межличностными отношениями Персонификация — это представление индивиду­ального образа самого себя либо другого человека (на­пример, персонификация доброй матери — заботли­вой, нежной, плохой матери — тревожной, наказыва­ющей и как результирующая — персонификация слож­ного образа матери). Общепринятые персонификации представляют стереотипы.

Когнитивные процессы, по Салливану, включают переживания трех типов: прототаксические (поток со­знания, состоящий из несвязанных, неоформленных, дискретных ощущений), паратаксические (усмотрение причинно-следственных связей между одновременно происходящими, но не связанными между собой собы­тиями) и синтаксические (установление логических связей между событиями с использованием общепри­нятой символики).

Рассматривая развитие личности, Салливан, в про­тивоположность Фрейду, делает акцент не на психо­сексуальном, а на психосоциальном развитии, хотя важ­ность удовлетворения биологических потребностей он, естественно, не отрицает.

Он выделял шесть стадий развития личности.

1. младенчество,

2. детство,

3. ювенильная эра,

4. пред-юность,

5. ранняя юность,

6. поздняя юность.

Салливан прослеживал развитие личности от доми­нирования оральных интересов в младенческом возра­сте и протаксического и паратаксического способов по­знания к синтаксическому способу переживаний уже в детстве через игровую драматизацию детской фазы, доминирование стереотипов и установок в ювенильнои фазе, дружбы и равенства в период пред-юности, гете­росексуальных интересов в период ранней юности к формированию паттерна гетеросексуальной активнос­ти в период поздней юности.

Пред­лагают заменить биологизаторский подход Фрейда к развитию личности и к объяснению поведения инди­вида в различных ситуациях на социализаторский, ставя во главу угла либо межличностные отношения, либо социокультурные связи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: