Методологические основы управленческих решений

Методологические подходы к управленческим решениям: системный, ситуационный, комплексный, процессный, нормативный, динамический, оптимизационный, маркетинговый.

Системный подход – это подход, при котором любая система (объект) рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов (компонентов), имеющая выход (цель), вход (ресурсы), связь с внешней средой, обратную связь.

Вход системы характеризуется параметрами проблемы, которые необходимо решить по конкретным рынкам (требования потребителей, результаты сегментации, качество объекта, объемы продаж, сроки поставок, цены и т.п.).

На выходе системы –решение, выраженное количественно или качественно, имеющее определенную степень адекватности и вероятность реализации, степень риска достижения запланированного результата.

К компонентам «внешней среды» системы относятся факторы макро- и микросреды фирмы, инфраструктуры региона, влияющие на качество управленческого решения.

Обратная связь характеризует различную информацию, поступающую от потребителей к лицу, принявшему решение (к "процессу"), или к лицу, от которого поступила информация по решению проблемы ("вход"). Поступление информации обратной связи может быть связано с некачественным решением, дополнительными требованиями потребителей об уточнении или доработки решения, появлением нововведений, "ноу-хау" и другими факторами.

Ситуационный подход концентрируется на том, что пригодность различных параметров и методов управления определяется конкретной ситуацией в конкретном месте и в конкретное время. Ситуационный подход на сегодняшний день является одним из наиболее перспективных. Этот подход позволяет принимать решения, основываясь на анализе и понимании ситуации, динамики ее изменения, а не исходя из традиционного принципа проб и ошибок. Возможность осуществления предварительного анализа ситуации и предвидения ее ожидаемых изменений делает ситуационный подход гораздо более эффективным и позволяет избежать порой значительных потерь ресурсов и времени.

При применении комплексного подхода должны учитываться технические, экологические, экономические, организационные, социальные, психологические, при необходимости и другие (например, политические, демографические) аспекты менеджмента и их взаимосвязи. Если упустить один из обязательных аспектов менеджмента, то проблема не будет решена.

Процессный подход рассматривает функции управления как взаимосвязанные. Процесс управления является общей суммой всех функций, серией непрерывных взаимосвязанных действий.

Сущность нормативного подхода заключается в установлении нормативов управления по всем подсистемам системы менеджмента.

При применении динамического подхода объект управления рассматривается в диалектическом развитии, в причинно-следственных связях и соподчиненности, проводится ретроспективный анализ за 5-10 и более прошлых лет и перспективный анализ (прогноз).

Сущность оптимизационного подхода к управлению заключается в переходе от качественных оценок к количественным при помощи методов исследования операций, инженерных расчетов, статистических методов, экспертных оценок и др.

Маркетинговый подход предусматривает ориентацию управляющей подсистемы при решении любых задач на потребителя.

Функции решения в методологии и организации процесса управления.

Основные управленские функции состоят в: 1) управлении процессами, происходящими внутри организации, 2) управлении процессами ее взаимодействия с внешней средой, а также 3) управлении в общем управлении организацией.

Если рассматривать функции управленческого решения в методологии и организации процесса управления, то можно увидеть значительное количество переплетающихся между собой ролей управленческого решения, находящихся в сочетании:

1) функциональные подразделения, где принимаются решения: это могут быть решения по развитию организации, маркетингу, производству, финансам и т. д.;

2) общие функции менеджмента: планирование (целеполагание), организация, мотивация, контроль;

3) непосредственно принятие решений в процессе управления – это необходимость обнаружить и осознать проблему, сделать диагностику причин ее появления, сформулировать варианты решений, определить критерии выбора, принять решение, оформить его, реализовать и проконтролировать результат его исполнения;

4) самостоятельная область – это определение и решение проблем;

5) инициация действий по решению проблемы – это целая совокупность решений необходимых для того, чтобы проблема разрешилась.

Функции управленческого решения неразрывно связаны с функциями самого управления и выполняют мотивирующую, организующую и контролирующую роль.

Направляющая функция управленческого решения состоит в том, что принятое решение является основой для реализации общих задач управления. Решение принимается исходя из стратегических задач и целей организации, и направляет усилия всех членов организации на выполнение этих стратегических задач.

Организующая функция управленческого решения состоит в согласовании действий всех, кто занят разработкой и реализацией этого решения, а также в согласовании всех элементов, частей системы управления (информация, ресурсы, кадры). Эта функция направлена на организацию такой обстановки в фирме, в которой принимается решение определенного качества и в нужные сроки.

Мотивирующая функция управленческого решения состоит уже не в согласовании действий, а в согласовании интересов всех тех, кто будет принимать участие в достижении стратегических целей организации. Для того чтобы эта функция заработала, необходима система организационных мер, наличие социально-экономических стимулов и социально-психологических оценок.

Контролирующая функция управленческого решения состоит в установлении степени соответствия принятых решений фактическому состоянию объекта управления, в соответствии с которым выполняются или не выполняются координационные функции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: