Условия и факторы качества управленческих решений

Понятие качества управленческого решения.

Под качеством управленческого решения следует понимать степень соответствия управленческого решения характеру решаемых с его помощью задач функционирования и развития организационной системы.

Ка­чество управленческого решения – это степень соответ­ствия параметров выбранной альтернативы решения опре­деленной системе характеристик, удовлетворяющая его разработчиков и потребителей и обеспечивающая возмож­ность эффективной реализации.

Требования, предъявляемые к управленческому решению.

Для того, чтобы быть эффективным и достичь поставлен­ных целей, решение должно удовлетворять ряду требований:

- соответствовать законодательным актам.

- быть реальным, т.е. исходить из достижимых целей, ре­ально располагаемых ресурсов и времени.

- содержать механизм реализации, т.е. включать разделы, охватывающие организацию, стимулирование, контроль при реализации решения;

- приниматься и выполняться в реальном масштабе вре­мени тех процессов, которыми управляют, с учетом возмож­ных аварийных ситуаций;

- быть реализуемым, т.е. не содержать положений, кото­рые могут сорвать исполнение решения в результате возникно­вения конфликтов;

- быть гибким, т.е. предусматривать изменения цели и (или) алгоритма ее достижения при изменении внешних и внутренних условий, содержать описание состояний объекта управления, внешней среды, при которых выполнение решения должно быть приостановлено и начата разработка нового решения,

- предусматривать возможность контроля исполнения управленческого решения.

Зависимость качества решения от условий его разработки и принятия.

Если рассматривать процесс принятия решений как последовательное выполнение двух стадий (разработки решения и его реализации), можно выделить две модификации управленческого решения: 1) теоретически найденное решение; 2) практически реализованное решение. Таким образом, понятие «качество управленческого решения» следует применять к первому случаю, а понятие «эффективное решение» следует применять ко второй позиции. Следовательно, качество управленческого решения необходимо оценивать, не дожидаясь практического результата, еще на стадии его принятия.

При разработке следует учитывать: 1) методологический уровень разработки решения; 2) объем, достоверность, оперативность и другие характери­стики используемой информации; 3) время, необходимое для разработки решения; 4) организацию разработки решения; 5) субъективные факторы; 6) компетентность субъекта, принимающего решение; 7) уровень механизации и автоматизации информационной работы; 8) технические средства информационной работы.

При реализации следует учитывать: 1) организационные формы управления; 2) стимулирование; 3) время, необходимое для осуществления решения; 4) уровень подготовки управленческих кадров; 5) принятые методы управления; 6) авторитет руководителя; 7) надежность и эффективность технических средств управ­ления; 8) уровень организации контроля за исполнением решения.

Свойства качественных решений.

В составе свойств управленческих решений выделяются обоснованность, своевременность, эффективность, непротиворечивость, конкретность, простота, полномочность и др.

1. Обоснованность управленческого решения проявляется в необходимости учета всей совокупности факторов и условий, связанных с его разработкой. При этом важное место отводится качеству используемой информации, ее достоверности и полноте, своевременности поступления.

2. Эффективность управленческого решения подчеркивает обязательность соотношения ожидаемого и достигнутого экономического и социального эффекта с затратами на его разработку и реализацию.

3. Решение должны приниматься в срок. В этом смысле значение своевременного принятия решений подчеркивает утвердившееся мнение хозяйственников, предпочитающих недостаточно обоснованное решение его отсутствию вообще.

4. Непротиворечивость управленческого решения выражает необходимость его предварительного согласования с ранее принятыми в данной фирме, а также проверки соответствия нормативно-правовым документам органов управления и контроля (федеральным, региональным, ведомственным).

5. Чтобы решение было правомочным, оно должно приниматься органом (лицом), имеющим на это соответствующие полномочия, законное основание, право.

6. Конкретность управленческого решения проявляется в четком указании: кто, что и когда должен выполнить.

7. Решение должно быть простым по форме и ясным по содержанию, чтобы быть понятным не только лицу, его принимающему, но и адресату исполнения.

Факторы, влияющие на качество решения.

Каче­ство управленческого решения зависит от ряда факторов:

- качества исходной информации, определяемого ее достовернос­тью, достаточностью, защищенностью от помех и ошибок, формой представления;

- оптимального или рационального характера принимаемого ре­шения;

- своевременности принимаемых решений, определяемой скоро­стью их разработки, принятия, передачи и организации исполнения;

- соответствия принимаемых решений действующему механизму управления и базирующихся на нем методов управления;

- квалификации кадров, осуществляющих разработку, принятие решений и организацию их исполнения;

- готовности управляемой системы к исполнению принятых ре­шений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: