Понятие качества управленческого решения.
Под качеством управленческого решения следует понимать степень соответствия управленческого решения характеру решаемых с его помощью задач функционирования и развития организационной системы.
Качество управленческого решения – это степень соответствия параметров выбранной альтернативы решения определенной системе характеристик, удовлетворяющая его разработчиков и потребителей и обеспечивающая возможность эффективной реализации.
Требования, предъявляемые к управленческому решению.
Для того, чтобы быть эффективным и достичь поставленных целей, решение должно удовлетворять ряду требований:
- соответствовать законодательным актам.
- быть реальным, т.е. исходить из достижимых целей, реально располагаемых ресурсов и времени.
- содержать механизм реализации, т.е. включать разделы, охватывающие организацию, стимулирование, контроль при реализации решения;
- приниматься и выполняться в реальном масштабе времени тех процессов, которыми управляют, с учетом возможных аварийных ситуаций;
|
|
- быть реализуемым, т.е. не содержать положений, которые могут сорвать исполнение решения в результате возникновения конфликтов;
- быть гибким, т.е. предусматривать изменения цели и (или) алгоритма ее достижения при изменении внешних и внутренних условий, содержать описание состояний объекта управления, внешней среды, при которых выполнение решения должно быть приостановлено и начата разработка нового решения,
- предусматривать возможность контроля исполнения управленческого решения.
Зависимость качества решения от условий его разработки и принятия.
Если рассматривать процесс принятия решений как последовательное выполнение двух стадий (разработки решения и его реализации), можно выделить две модификации управленческого решения: 1) теоретически найденное решение; 2) практически реализованное решение. Таким образом, понятие «качество управленческого решения» следует применять к первому случаю, а понятие «эффективное решение» следует применять ко второй позиции. Следовательно, качество управленческого решения необходимо оценивать, не дожидаясь практического результата, еще на стадии его принятия.
При разработке следует учитывать: 1) методологический уровень разработки решения; 2) объем, достоверность, оперативность и другие характеристики используемой информации; 3) время, необходимое для разработки решения; 4) организацию разработки решения; 5) субъективные факторы; 6) компетентность субъекта, принимающего решение; 7) уровень механизации и автоматизации информационной работы; 8) технические средства информационной работы.
|
|
При реализации следует учитывать: 1) организационные формы управления; 2) стимулирование; 3) время, необходимое для осуществления решения; 4) уровень подготовки управленческих кадров; 5) принятые методы управления; 6) авторитет руководителя; 7) надежность и эффективность технических средств управления; 8) уровень организации контроля за исполнением решения.
Свойства качественных решений.
В составе свойств управленческих решений выделяются обоснованность, своевременность, эффективность, непротиворечивость, конкретность, простота, полномочность и др.
1. Обоснованность управленческого решения проявляется в необходимости учета всей совокупности факторов и условий, связанных с его разработкой. При этом важное место отводится качеству используемой информации, ее достоверности и полноте, своевременности поступления.
2. Эффективность управленческого решения подчеркивает обязательность соотношения ожидаемого и достигнутого экономического и социального эффекта с затратами на его разработку и реализацию.
3. Решение должны приниматься в срок. В этом смысле значение своевременного принятия решений подчеркивает утвердившееся мнение хозяйственников, предпочитающих недостаточно обоснованное решение его отсутствию вообще.
4. Непротиворечивость управленческого решения выражает необходимость его предварительного согласования с ранее принятыми в данной фирме, а также проверки соответствия нормативно-правовым документам органов управления и контроля (федеральным, региональным, ведомственным).
5. Чтобы решение было правомочным, оно должно приниматься органом (лицом), имеющим на это соответствующие полномочия, законное основание, право.
6. Конкретность управленческого решения проявляется в четком указании: кто, что и когда должен выполнить.
7. Решение должно быть простым по форме и ясным по содержанию, чтобы быть понятным не только лицу, его принимающему, но и адресату исполнения.
Факторы, влияющие на качество решения.
Качество управленческого решения зависит от ряда факторов:
- качества исходной информации, определяемого ее достоверностью, достаточностью, защищенностью от помех и ошибок, формой представления;
- оптимального или рационального характера принимаемого решения;
- своевременности принимаемых решений, определяемой скоростью их разработки, принятия, передачи и организации исполнения;
- соответствия принимаемых решений действующему механизму управления и базирующихся на нем методов управления;
- квалификации кадров, осуществляющих разработку, принятие решений и организацию их исполнения;
- готовности управляемой системы к исполнению принятых решений.