Типология и классификация управленческих решений

Типология проблем управленческих решений.

В управленческой деятельности выделяются четыре класса наиболее распространенных проблем;

1. Стандартные проблемы. Они требуют применения инструкций, установленных руководителем правил для своего решения Пример - прием или увольнение сотрудников в организации.

2. Хорошо структурированные проблемы. Они имеют количественные характеристики и показатели. К их решению чаще всего применяют экономико-математические методы. Пример - расчет эффективности работы персонала в небольшой по численности организации в зависимости от конкретных показателей деятельности персонала и организации (предприятия)

3. Слабо структурированные проблемы. Они имеют не только количественные, но и качественные характеристики. Для их решения, как правило, используется системный подход. Пример – прогнозирование рынка труда или миграции населения в регионе.

4. Неструктурированные проблемы. Их решение возможно на основе экспертных оценок, суждений профессионалов, так как эти проблемы обычно имеют своим предметом малоизученные (неизученные) процессы. Пример - инвестиционная деятельность в регионе с еще неопределенной или неустойчивой экономической ситуацией

Признаки типологии и классификации управленческих решений.

В теории менеджмента выделяют следующие типы УР:

– запрограммированные, которые разрабатываются на основе математических закономерностей;

– незапрограммированные, к которым не следует применять строгие математические методы ввиду наличия факторов непредсказуемости и неопределенности;

– компромиссные УР, затрагивающие интересы нескольких сторон (коллективов, организаций, регионов, государств) и разрабатываемые представителями этих сторон с позиции учета взаимных интересов и нахождения консенсуса (УР, устраивающие с некоторыми потерями все стороны);

– интуитивные УР, принимаемые на основе озарения, интуиции, «шестого чувства»;

– УР, основанные на суждениях (здравом смысле, опыте, статистике, логике рассуждений);

– рациональные УР, принятие которых основано на определенном алгоритме последовательно выполняемых этапов, использовании системного подхода, анализе предварительно отобранных альтернатив возможных решений и выборе наиболее подходящей для данной конкретной ситуации альтернативы.

Классификация УР проводится по следующим основным признакам.

Функциональная направленность. Различают УР в сфере действия общих, связующих и частных (специфических) функций управления. Общие функции управления: планирование, организация, мотивация, контроль. Связующие функции управления – это коммуникации и принятие решений. Частные функции управления определяются спецификой объекта управления.

Организация разработки. Различают индивидуальные, коллегиальные, коллективные и корпоративные УР.

Обеспечение управления. Различают следующие обеспечивающие подсистемы управления объектом социальной сферы: а) организационно-правовое и методическое обеспечение; б) информационное обеспечение; в) техническое обеспечение; г) программное обеспечение; д) ресурсное обеспечение.

Время действия. По этому признаку выделяют стратегические, тактические, оперативные УР.

Причины, вызывающие необходимость УР. По этому признаку различают:

а) ситуационные УР, обусловленные созданием нежелательной (конфликтной) ситуации на объекте управления по какой-либо из функций управления;

б) по предписанию вышестоящего руководства, которое намечает новые задачи или более жесткие сроки исполнения ранее выданных заданий;

в) программные причины вызывают необходимость принятия УР как для разработки самой программы действий, так и в случаях отклонений от хода ее выполнения;

г) инициативные причины характеризуют настрой лица принимающего решения (ЛПР) на разработку УР по наилучшему использованию имеющихся возможностей на объекте управления.

По числу критериев, оценивающих качество управления, принимаемые УР делятся на однокритериальные и многокритериальные.

По прогнозируемости результатов реализации УР делятся на две разновидности: 1) с определенным результатом, рассчитанным на стадии разработки и принятия УР (это характерно для запрограммированных решений) и 2) с вероятностным исходом, что характерно для объектов с частичной или полной неопределенностью параметров.

Типология решений (по используемым методам, по творческому вкладу, по степени формализации проблемы).

По используемым методам: программируемые и непрограммируемые решения.

К программируемым обычно относят стандартные и повторяющиеся решения. К непрограммируемым относятся решения, принимаемые в новых ситуациях.

В зависимости от творческого вклада менеджеров в их разработку: рутинные, селективные, адаптационные и инновационные.

1. Рутинные решения принимаются согласно отработанному механизму и имеющейся программе действий. В проявлении творческого подхода нет необходимости, так как все процедуры решения известны.

2. Селективные решения. Инициатива и свобода действий на данном уровне проявляются в ограниченных пределах.

3. Адаптационные решения рассчитаны на дополнительные, непредусмотренные трудности. Как правило, при их разработке сочетается использование творческого нестандартного подхода на основе новых идей с отработанными ранее возможностями.

4. Инновационные решения связаны со сложностью и непредсказуемостью событий. Это вызывает необходимость принятия неординарных решений, содержащих нововведения.

По степени формализации проблем: хорошо структуризованные; слабо структуризованные; неструктуризованные.

1. Хорошо структуризованными считаются проблемы, в которых зависимости между элементами ситуации могут получать численные значения или символы. При решении хорошо структуризованных проблем используются количественные методы анализа: линейного, нелинейного, динамического программирования, теории массового обслуживания, теории игр, методология которых известна как "исследование операций".

2. Слабо структуризованными являются проблемы, как правило, сложные, отличающиеся, в первую очередь, качественными зависимостями элементов ситуации. Однако слабо структуризованные проблемы содержат как качественные, так и количественные элементы при преобладающем составе первых. Это область применения системного анализа.

3. Неструктуризованные (или качественно выраженные) проблемы содержат лишь описание важнейших ресурсов, признаков и характеристик, количественные зависимости между которыми совершенно неизвестны. Решение проблем неструктуризованных производится с использованием эвристических методов, основанных на интуиции, логике, теоретических рассуждениях, опыте, профессионализме лица или коллегиального органа субъекта управления. Это наиболее многочисленный класс проблем.

Классификация управленческих решений (по источникам возникновения, по способам доведения, по субъектам принятия решений, по степени новизны, по методам разработки, по целевой направленности, по содержанию решений, по периоду действия и т.д.).

Классификация УР:

- по источнику возникновения:ситуационные, по предписанию, программные, инициативные.

- по способам доведения: устные и письменные.

- по субъектам принятия решений: индивидуальные, коллективные и коллегиальные.

- по степени новизны: рутинные (традиционные) и новаторские (творческие).

- по наличию информации: определенные, вероятностный, неопределенные.

- по методам разработки: количественные (включающие методы математического программирования, статистические методы) и эвристические (основанные на использовании логики, интуиции, опыта, знаний лица принимающего решение).

- по целевой направленности: одноцелевые и многоцелевые.

- по содержанию решений: экономические, технические, социальные, организационные.

- по периоду действия: долговременные и оперативные.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: