Субъект труда и его структура

Субъект труда

определение субъекта труда

D...под субъектом труда можно понимать системную разноуровневую организацию психики, включающую ряд свойств человека как индивида и как личности, соответствующих социальной ситуации развития, предмету, цели, средствам и условиям деятельности (трудовой).

“Субъект”: подчеркивается роль человека как инициатора активности, зачинателя, творца

в его отношениях к противостоящим ему:

объектам предметной и социальной среды, внутреннего (душевного) и внешнего мира.

Такое понимание соответствует трактовке психики как активного начала. (Е.А.Климов, с. 159)

Активность психического отображения реальности находит выражение в формировании, построении человеком своей трудовой деятельности:

· целей

· систем действий

· внешних и внутренних средств

· условий

· индивидуального стиля

Человек, обладая характерными устойчивыми внутренними условиями деятельности (индивидуальностью- неповторимая в каждом индивидуальном случае качественная определенность личных качеств), не просто следует за стечениями обстоятельств.

Он преобразует:

· обстоятельства

· самого себя

· свои взаимоотношения с другими

· других людей

· уклад общественной жизни

Объект здесь - “приемник” воздействий

(если это социальный объект, то в свою очередь, это объект активный),

Субъект - их инициатор в системе “субъект - объект” (Е.А.Климов, с. 160)

Активному воздействию на объект предшествует процесс мысленного проектирования этого воздействия и его результатов.

Современная культура характеризуется так наз. дробным разделением труда:

Функции проектирования

· трудовой деятельности

· технических средств и условий

возложены на одних, в то время как

· функции исполнения трудовой деятельности

приданы другим профессионалам или профессиональным областям.

таким образом, целостная трудовая деятельность претерпевает принудительный распад, деструкцию. (Е.А.Климов, с. 160)

Среди задач психолога появляются такие, как реставрация отнятых у субъекта труда функций целеобразования, построения замысла. (там же)

Работницы собирают электродвигатели для вентиляторов. При этом каждая должна установить четыре сравнительно крупные детали (ротор, статор, два щитка) и шесть мелких (втулки, шайбы), установить и затянуть электрическим гайковертом два крепежных болта и выполнить вспомогательные операции (смазка изделия, обкатка и установка клейма). За смену каждая собирает 135 -140 двигателей. Психолог (...) стимулировал у работниц действия по мысленному анализу движений, действий и их сопоставлению с действиями других.... Обращалось внимание на согласованность движений, распределение нагрузки по рукам, одновременность, последовательность движений, пробег руки с деталью и т.д. (...) Это насыщение однообразного труда интеллектуальным содержанием привело к тому, что возросла производительность труда, повысилась удовлетворенность работой. (Е.А.Климов, с.161)

Любому субъекту труда, профессионалу, присущи индивидуальные особенности.

Субъект

· стремится максимально использовать свои качества, влияющие на продуктивность деятельности,

· различными способами преодолевает те качества, которые препятствуют достижениям.

работает с удовлетворением, эффективно, тогда, когда выработан собственный, присущий ему “почерк” - индивидуальный стиль. (Е.А.Климов, с. 162)

первый часто делает контрольные осмотры изделия и оборудования, чем это может требоваться инструкцией. Это важно для него: он обретает уверенность, освобождает себя от тревожности, опасений.

другой, которого не слишком затрудняет “авральный” режим работы по исправлению допущенных оплошностей, работает, подразумевая возможность такого состояния системы, спокойно переживает его появление, также решает профессиональные задачи сравнительно успешно. (оба примера - см. Климов, с.162)

Условием эффективного воздействия субъекта на объект является ориентировка первого во втором (свойство психики, как известно, - отображение, моделирование объекта). Поэтому одно из главных направлений развития (...) - приобретение человеком все более точной и широкой познавательной ориентированности в том, что оказывается в роли среды по отношению к сознанию (природа, собственная телесность человека, общество как организация людей (...), искусственная среда обитания, включая технику, потоки информации).

... В контексте психологии труда (...) значение приобретает развитие ориентировки человека в мире профессий (начиная от развития знаний, представлений дошкольников о труде взрослых, кончая освоением сложнейших современных внешних средств деятельности и созданием внутренних средств деятельности как условия (...) профессионализма). Это, вместе с тем и разновидность знаний о явлениях общественной жизни, т.е. звено мировоззрения. (Е.А.Климов, с. 163)

Человек - саморегулирующаяся система.

При этом (...) важнейшие психические регуляторы его активности - потребности, интересы, идеалы, идейные убеждения (...), одним словом, направленность личности....отображение действительности, обеспечивающее не ситуативную, а стратегическую (надситуативную) активность. В связи с этим, отметим еще одно направление развития человека как субъекта труда - формирование направленности в частности, трудовой, профессиональной к миру труда, людям труда, его целям и смыслам, орудиям, средствам, процессам, объектам, результатам, к системе трудовых постов в обществе (...)). Без формирования направленности личности не создаются условия для усвоения знаний, умений, навыков ((...) убеждения, относящиеся к области труда, входят в системообразующее звено мировоззрения личности). (Е.А.Климов, с.164)

Еще одно направление развития человека как субъекта труда

-усвоение (и совершенствование (...)) общественно выработанных способов действия и использования орудий, средств деятельности, включая внутренние средства, и средства межлюдского взаимодействия - вербальные и невербальные.

“Срезовую” характеристику субъекта труда в каждый момент его развития можно представить в виде уровней его возможного рассмотрения:

· уровень деяний, т.е. целостной деятельности в единстве с личностью

· уровень действий

·уровень макроэлементов действий

·уровень микроэлементов действий. (Е.А.Климов)

Деяние - целостный цикл трудовой деятельности, характеризующейся полной психологической структурой и включающей ряд промежуточных целей, подчиненных некоторой более или менее перспективной цели. (Е.А.Климов, с.172)

Деяние - категория прежде в всего субъективная; она определяется иерархией целей, особенностями мысленных перспектив, которые задает себе сам человек. (там же)

в состав этого уровня входят следующие основные компоненты[5]:

·общие способности (активность, саморегуляция)

·ориентировка в (...) картине мира

·мировоззрение

·жизненные цели

·ценностные представления

·профессиональные личные планы

·характер как система отношений к разным сторонам действительности

·ориентировка в конкретной жизненной ситуации - ее отображение в виде мысленных образов разного уровня

·ориентировка в своей непосредственной деятельности

·осознание своего “Я”, своих возможностей, состояний в реальной ситуации

·волевые качества, способности, обеспечивающие выполнение замыслов

·специальные способности, конкретные мотивы

·общая трудоспособность, особенности соматического и нервно - психического здоровья, общей гражданской воспитанности, подготовленности.

Действие - совокупность процессов познания и исполнения, направленных (благодаря мотивации) на достижение ближайшей осознанной цели. (Е.А.Климов, с. 173)

Действие - субъективная категория, определяется динамикой непосредственных целей.

ex.для начинающего водителя автотранспортного средства действием может быть переключение рычага управления коробкой переключения передач (...). Действие опытного водителя может состоять в другом - “сменить ряд движения”, “совершить обгон” и пр. (Е.А.Климов, с.173)

(...) делая одно и то же дело, разные люди могут выполнять при этом разные системы действий и разное их количество. (там же)

Основные элементы рассматриваемого уровня:

· способность построить адекватное (...) представление цели

· способность произвольной регуляции, саморегуляции мотивов[6]

· произвольной регуляции элементов действий, актов внимания, ориентировки, контроля

· способность усвоить и осуществить определенные исполнительские операции

на двигательном, сенсорно перцептивном (...), интеллектуальном (отвлеченном), или социально - коммуникативном уровнях, а также на уровне самооценки своих состояний и их саморегуляции.

· Уровень макроэлементов действия:

-способность отображения действительности на сенсорном, перцептивном, репрезентативном уровнях.

-способность к осуществлению исполнительных актов на

·познавательном уровне

·исполнительно-практическом уровне

·уровне самооценки и саморегуляции параметров действия (ускорить темп, усилить нажим и т.п.)

· Уровень микроэлементов действия:

важные, но ускользающие от произвольной регуляции особенности познавательных и исполнительных действий, процессов мотивации действий.

ex.изменения на уровне микроинтервалов времени, микроамплитуд движений, тремора

Как природные, так и приобретенные регуляторные механизмы, обеспечивающие физиологический баланс организма с внешней средой, баланс функций внутри организма, автоматическую саморегуляцию. (Е.А.Климов, с. 174)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: